Поиск по сайту

26 Ноября 2019

Не только суровый соцреализм

О выставке «Уральский импрессионизм 1960-1980-х»


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Фото: Татьяна Доукша Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

Вчера в Резиденции губернатора Свердловской области открылась выставка «Уральский импрессионизм 1960-1980-х» из собрания галереи Научно-производственного объединения «Сапфир».

Выставку открывают картины Андрея Елецкого «Закат в Неаполе» и «Закат» – первые работы в коллекции галереи «Сапфир», которые и дали толчок к ее созданию и пополнению. Как известно, 60-80-е годы в советском искусстве – это время господства соцреализма, сурового стиля, что ярко проявлялось и в картинах уральских художников. Выставка, представленная в Резиденции губернатора, в этом плане уникальна – она представляет совершенно иные полотна.

За картинами Елецкого следуют работы Ираиды Финкельштейн-Нечкиной и Валентины Ваксман – известных мастеров классической школы живописи. У картин небольшой этюдный формат, что напоминает зрителю о мазковой технике, изобретенной французскими импрессионистами – именно они первыми вышли писать картины на открытом воздухе и необыкновенно быстро создавали свои работы. Эту технику можно увидеть в представленных на выставке картинах. Разглядывая их, важно поймать то трудноуловимое ощущение, когда мазки перестанут быть отдельными цветовыми пятнами и станут цельным изображением.

Этюдный метод художники используют не только в пейзажах и натюрмортах, но и портретах и даже изображении заводской жизни. «В карьере» и «Стройка» Вячеслава Брюханова, «Обычный мотив» Геннадия Никитина, «Лесопилка» Вилена Мухаркина намекают на господствующий в те годы соцреализм, но благодаря мазковой технике трудовая жизнь на этих полотнах имеет лирический флер.

Но, конечно же, вершина уральского импрессионизма – пейзажи: именно в изображении природы художникам удается передать тончайшие материи, которые, казалось бы, неподвластны изобразительному искусству. Колебания воздуха в жаркий день, давящая сырость осени, запах древесины, хруст снега – все это можно увидеть, почувствовать, услышать, если не бежать мимо картин, а остановиться хотя бы у одной, чтобы как следует вглядеться в то, как из множества мазков рождается не просто картина – настроение.

Руководитель проекта по созданию галереи НПО «Сапфир», директор по развитию Кирилл Збыковский рассказал о возникновении картинной галереи компании. Начало было положено более двух лет назад, а летом 2018 года «Сапфир» провел первую выездную экспозицию, на которой было представлено творчество художников Вячеслава Духанова и Геннадия Никитина. «Экспонирование произведений коллекции – это событие, которое может изменить ее судьбу. Настоящая коллекция – это всегда научная ценность. И сегодня у нас выход в свет», – отметил Кирилл Владимирович и поблагодарил организаторов за возможность устроить выставку в стенах Резиденции губернатора.

Гостей вечера ждала не только экскурсия по выставке – торжественная часть мероприятия сопровождалась выступлением Екатерининского оркестра. Коллектив исполнил произведения Жоржа Бизе, Антонио Вивальди, Петра Чайковского, а также представил премьерное исполнение «Фантазии на татарские народные темы для оркестра, баяна, арфы и ударных» композитора Евгения Кармазина в честь юбилея директора НПО «Сапфир» Ришата Серазиденова.

«На выставке представлены одни из лучших произведений уральских художников. Эти образцы творчества показывают преемственность в искусстве, создают историческую основу того генетического культурного кода, который должен передаваться из поколения в поколение. Те произведения, которые мы сегодня видим, ценны тем, что показывают реалии нашей жизни – и в строительстве, и в природе, и в быту уральцев», – отметил в своем выступлении на торжественном открытии исполняющий обязанности руководителя аппарата губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области Константин Устиловский и вручил поздравительный адрес губернатора Свердловской области Ришату Серазиденову.

Искусствовед, кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой истории искусств УрФУ Тамара Галеева оценила значимость события для художественной жизни города: «Представленная сегодня коллекция дает очень интересный срез: здесь, быть может, не самые громкие имена, но это примеры уральской живописи из разных городов. Здесь почти нет Екатеринбурга, зато представлены города, которые традиционно выпадают из искусствоведческого поля зрения. В столице Урала у нас нет постоянной экспозиции уральской живописи – чтобы увидеть ее, нужно ехать в Ирбит. И данная коллекция заполняет эту нишу, представляя важную лирическую линию уральского искусства».

Искусствовед Резиденции губернатора Свердловской области, эксперт по культурным ценностям  Министерства культуры РФ, член Международной ассоциации искусствоведов, член Международного Союза художников-педагогов Ирина Зябликова-Исакова отметила, что данная выставка – продолжение традиции, заложенной первым губернатором Свердловской области Эдуардом Росселем более 20 лет назад: «Мы активно стараемся поддерживать и экспонировать частные коллекции. Коллекционирование – труд непростой, создание коллекции – творческий процесс, и каждая коллекция индивидуальна. Экспозиция НПО «Сапфир» интересно и органично смотрится на стенах нашего зала под куполом. Те произведения, которые мы сегодня видим, эта камерная лирическая экспозиция – интересная страница истории уральской живописи».

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов