Поиск по сайту

03 Декабря 2019

Искусство на любой вкус

О Вернисажном дне в ЕАСИ


Текст: Алёна Попова Текст: Алёна Попова
Фото: Максим Субботин Фото: Максим Субботин
Мне нравится!

28 ноября в Екатеринбургской академии современного искусства прошел второй Вернисажный день этого учебного года. Открыто восемь новых экспозиций, представлено более 150 работ. Здесь и высказывания мастодонтов уральской живописи, и первые художественные шаги начинающих авторов. Здесь и акварель, и графика, и квиллинг. Здесь и городские пейзажи, и концептуальные абстракции, и простые человеческие воспоминания. Но давайте обо всем по порядку.

Выставочное пространство в холле первого этажа традиционно принадлежит студенческим проектам. Ребята осваивают нестандартные формы изобразительного искусства уже с начальных курсов: на стенах мы видим имитацию чеканки (экспозиция «Времена года») и коллажи в технике терра («Краски осени»). О процессе выполнения необычных работ рассказывают сами учащиеся:

Светлана Плетнева, один из авторов экспозиции «Краски осени»: «Для создания коллажей в технике терра на плотную основу наносится специальный раствор – мы использовали ДВП и штукатурку. В них вдавливаются природные материалы: ракушки, камушки, сухоцветы. После полного высыхания, примерно через 48 часов, можно приступить к окрашиванию и работе с поверхностью».

За счет такого многослойного подхода готовая работа приобретает отличительные объем и разнообразие фактуры. По выставке не пробежишь беглым взглядом, хочется долго и тщательно рассматривать каждый из коллажей и удивляться, как из обычных веточек и листьев можно создать настолько атмосферный осенний сюжет.

Самира Гребнева, один из авторов экспозиции «Времена года»: «На плотную основу накладывается рельеф из натуральных материалов, сверху приклеивается фольга, и с помощью твердой губки создается мягкий оттиск. Эти работы показывают наше восприятие и понимание разных сезонов года, наше отношение к ним, и, может быть, даже наши воспоминания».

Благодаря таким проектам академия дает своим студентам возможность не только приобрести новый творческий опыт, но и выйти на зрителя, продемонстрировать широкой публике результаты долгих трудов. Кроме того, каждая работа наделена уникальным эмоциональным звучанием, а значит, для ребят эти проекты – не просто выполнение задания в рамках технического практикума, но еще и возможность для самовыражения.

Третья выставка расположена в библиотечном пространстве академии. Тут свои работы представляет Виктор Сысоев, студент третьего курса Свердловского художественного училища имени И.Д. Шадра. Собрание живописи и графики Виктора носит неоднозначное название «Во мне». «Каждая работа довольно личная, в каждой отражена частичка моих мыслей, переживаний, каких-то историй...» – комментирует выставку автор. – «Здесь нет того академизма, которому нас учат в училище. Академизм – он везде одинаковый, а творчество у каждого свое». В работах молодого художника, выполненных тушью, и правда чувствуется особенная глубина – то ли благодаря черно-белой гамме, то ли вопреки академическим канонам, то ли за счет смысловой подоплеки, которая неизбежно просачивается сквозь строгие образы.

Следующая экспозиция – аккуратное соприкосновение с темой инклюзии. Это персональная выставка работ в технике квиллинг Алёны Шаблевских «Всё связано» в ректорате ЕАСИ. Художница уже много лет борется со сложной формой ДЦП, однако это не мешает ей находить в жизни прекрасные моменты. Многие из них здесь – на этих стенах. Воспоминания трепетно вплетены в каждую работу Алёны, а сама она торопливо перебегает от одной картины к другой – спешит рассказать обо всем, что греет душу в маленьких бумажных сверточках.  «Это качели – Казахстан, лето, жара. А это бассейн – я учусь плавать», – умению Алены ловко находить счастье в мелочах остается только позавидовать. И всего лишь одна работа выбивается из общей палитры радостных красок. Трагедия в Кемерово, пожар в торговом центре «Зимняя вишня» в 2018 году – всероссийское горе не могло обойти художницу стороной. По словам опекуна Алёны, девушка долго страдала, пока не выплеснула все свои слезы в новую художественную работу. И вот мы видим: искусство для Алёны – это способ справляться с любыми переживаниями, как со счастливыми, так и с печальными.

Тут же находится выставка итоговых работ лаборатории Оксаны Мицник – «Зарисовки любимого города». Изящными линиями выведены Екатеринбургские пейзажи от Венеры Ганиевой, Марьи Мичуриной, Надежды Павловой, Ольги Связиной, Веры Третьяковой, Галины Шадриной, Ирины Шах и Ольги Юдиной. «Если на минуту прервать свой стремительный бег, остановиться и посмотреть по сторонам, можно услышать, как город на тысячу голосов рассказывает удивительные истории: вот обиженно звенит разбитое стекло старинного особняка; лепная завитушка с ностальгией вспоминает былые времена…Оглядись, и город сам раскроет свои сокровенные тайны», – создает загадочную атмосферу выставки одна из художниц Ольга Связина. После знакомства с экспозицией сразу же хочется выйти на улицу, всмотреться в детали города и прислушаться, о чем же шепчет нам Екатеринбург. Но время переходить к следующей экспозиции.

В самом живописном пространстве академии – роскошном эркере – представлены акварельные работы Василия Несмей «Разнообразие результатов». В своем творчестве Василий затрагивает остросоциальные темы: вот в парном танце банкоматов мы видим товарно-денежные отношения между мужчиной и женщиной, а вот в нефтяной вышке, затесавшейся среди силуэтов деревьев, прочитывается экологическая проблема. Особенно впечатляет то, что экспликации к работам написаны самим автором. Василий доступно и ненавязчиво объясняет миссию каждой картины, а значит, первым идет на диалог со зрителем – это подкупает.

Выставку в холле второго этажа открывает известный уральский художник Алексей Валентинович Ефремов. Его пейзажи отчасти продиктованы личными воспоминаниями, выражены серо-коричневыми тонами, намекающими на ретроспективу, и дополнены натуралистичным кракелюром – эффектом легкого растрескивания. Кажется, что эти листы уже многие годы впитывают в себя мудрость тех мест, которые на них изображены, хотя работы выполнены в течение последнего десятилетия. Однако флер старины обусловлен и историческим подтекстом работ. «Невьянск», «Ныроб», «Покча», «Чердынь» – не просто географические названия изображенных мест. Это хроника Государства Российского, это дух христианизации Урала.

«Я пишу не глазами, а сердцем. Я из себя беру то, что мне дорого, то, что я люблю. И вот тогда получается удивительное превращение изображения в выражение. Эти листы я не нарисовал, я их надышал», – рассказывает о процессе своего творчества Алексей Валентинович. И сразу становится понятно, откуда в этих работах столько души и света.

Последняя выставка Вернисажного дня – «Я так вижу» Леонида Середкина. Работы автора – моментальный снимок его душевного состояния без оглядки на рациональную эстетику. Обращаясь к чистому листу, художник не знает конечного результата и будто по наитию работает с линией и цветом. На выходе получаются сюрреалистические абстракции, которые каждый из зрителей разгадывает по-своему.

Куратор выставки Сергей Михайлович Одоевский, искусствовед и специалист по экспозиционно-выставочной деятельности ЕАСИ, комментирует работы художника: «Контакт между автором и зрителем происходит не через проекции реальности, а через намеки на нее. Так, его искусство избавляется от необходимости что-либо досконально изображать. Середкин предлагает зрителю ощутить ничем не замутненную радость от взаимодействия с цветом, формой, линиями и текстурой. Художник как бы облегчает задачу зрителю, не давая ему отвлечься на объекты, изображенные в работе, а лишь намекая на них, помогает сразу погрузиться в чувственное переживание. Его работы оказывают эмоциональное воздействие, схожее с музыкой».

Завершив экскурсию по выставочным пространствам академии в очередной раз убеждаешься, что искусство – это то, что идет из самых сокровенных уголков души. За каждой работой Вернисажного дня в ЕАСИ скрыта личная история художника, его голос, его искренность.

Представленные выставки будут доступны для просмотра до конца января 2020 года с понедельника по субботу, с 9:00 до 19:00. Вход свободный.

Вернисажные дни в Екатеринбургской академии современного искусства проходят в последний четверг каждого второго месяца.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры