Поиск по сайту

09 Декабря 2019

Это жизнь…

«Тайная сила сказа» в Центре фотографии «Март»


Мне нравится!

В Центре фотографии «Март» открылась выставка, посвященная поэтике Бажова, «Тайная сила сказа». Экспозиция подготовлена совместно с Объединенным музеем писателей Урала в рамках года Павла Петровича Бажова, посвященного 140-летию со дня рождения писателя. Год имени кого-то обычно имеет цель поддержать интерес к личности, творчеству персоны, открыть в нем что-то новое, актуализировать уже добытую мудрость. И создателям выставки это удалось.

Если составлять смысловое и ассоциативное ядро к слову «Бажов», то в первом круге обязательно будут самоцветы, лес, завод, мастер, гора, тайная сила. По такому принципу и продумана структура выставки «Тайная сила сказа». Экспликации к работам шести фотографов выделяют основные смыслы бажовских текстов и проводят параллели к работам наших современников: Александры Весиной (Россия), Кадзуаки Косэки (Япония), Дениса Тарасова (Россия), Бенуа Лапрэ (Франция), Сергея Уткина (Франция), Хаожаня Фаня (Китай). Фотографические серии куратор выставки Артем Беркович выбирал из уже готовых – никто из авторов не делал проект специально под тему «Я и Бажов». Они работали над своими проектами, сериями независимо (если говорить о японце и китайце, то ни даже не знали, кто такой Бажов) и вдруг оказались созвучными поэтике Бажова, его основным образам и идеям. В этом уже есть актуальность «силы сказа».

Лес – тайная сила, противопоставленная в «Малахитовой шкатулке» заводу, цивилизации. Лес прячет человека от зла, дарует встречу с тайной силой. А может и наказать – тут все зависит от человека и его личного выбора.

«Одна из главных идей Бажова в том, что природа – не объект хищнической эксплуатации, – напоминает нам куратор выставки Артем Беркович. – Она способна постоять за себя и жестоко наказать за бездумную жадность. В таком отношении к природе Бажов созвучен современным экологическим концепциям».

Работы Кадзуаки Косэки (Япония) созвучны Бажовским представлениям о лесе. На фотографиях Косэки лес – живой организм, он открывается тому, кто пришел с миром, кто не нарушит этот вековой покой, кто способен замереть, слиться с окружающим миром, чтобы увидеть волшебство. Только в этом случае Серебряное копытце и волшебные огоньки можно увидеть и в окрестностях Ямагаты. Эти работы – стопроцентная гармония. Секрет такого единения с природой в том, что автор фотографий отдается всем своим пяти чувствам, чтобы прочувствовать лесной мир – и мы вслед за ним слышим, видим, вдыхаем аромат, чувствуем полуденную прохладу леса.

Горы – еще одна стихия сказов. Горы испытывают человека и выявляют его истинную суть. В них можно ее познать, а можно сгинуть. Французский фотограф Бенуа Лапрэ снимает пейзажи в легендарном Фонтенбло, где любили охотиться французские короли. Фотограф ищет в очертаниях камней фантастических существ, как и Бажов, который писал об окаменевшем богатыре Денежкине с сорокой. Его серия «Реликты» – это застывшие в камне лев, рыба, дракон и множество других существ. «Природа сделала свое дело», – пишет фотограф к своим работам, напоминая о великом мастере.

Тайная сила (чудо) восстанавливает справедливость и этическую норму, вознаграждая душевную щедрость героя в сказах Бажова.

«Эта тайная сила – сила природы, охраняющая ее богатства, – объясняет куратор выставки. – Она являет себя в облике человека (Медной горы Хозяйка, Великий Полоз) или животного (ящерица, змея, косуля, филин, кошка)».

 

Призрачные образы театра теней в проекте Дениса Тарасова «Обрывки сна об эдельвейсе» похожи на сон и одновременно напоминают персонажей из сказок и мифов. Напечатанные на тонких узких полотнах, не закрепленных снизу, эти фотографии движутся от малейшего вашего движения в их сторону, и тени пляшут и манят к себе, как и всякая хтонь.

Самоцветы переливаются в работах Сергея Уткина «Уральские камешки», который фотографирует камни макрообъективом через специальный фильтр. Невзрачная для наших глаз структура камня при такой технике съемки превращается в играющее всеми цветами радуги мозаичное панно, не уступающее красотам царства Медной горы Хозяйки.

И тут появляется человек… Он пытается стать частью природы: фотограф Хаожань Фань в черно-белые пейзажи своего цикла «Сказочное путешествие» вводит маленькую мужскую фигуру. Человек как будто растворяется в величии природы, в красоте цветов, растений, гор и рек. Это близко одному из центральных сюжетов Бажова – тайная сила соблазняет героя, он попадает в добровольный плен. Единственное, что это фотографии в черно-белом цвете и похожи на наскальные рисунки. Так подчеркивается старая как мир проблема поиска человеком гармонии с природой.

Александра Весина (Россия) представляет серию «Полынья». Ее заботит то, как звучит фотография в тишине. Фотограф в своих работах как будто каждый раз делает остановку и пытается услышать и передать в фотографии, как звучит одиночество, любовь, смерть, взросление. «Важны только собственные ощущения, отраженные на поверхности черно-белых фотографий», – пишет Александра о своих работах. Это человеческий мир, женский мир, женские образы, которые в поэтике Бажова способны спуститься в мир подземный и выйти оттуда без потерь для себя (в отличие от всех героев-мужчин в сказах Бажова). Их сила – в деталях, в способности видеть жизнь и не предавать ее.

Выставка завершается инсталляцией, идея которой взята из сказа «Орлиное перо». Бажов описывает опадающие перья пролетающих птиц как метафору времени и жизни человека. Людская жизнь, по Бажову, – белое перышко в столпе света. В инсталляции использованы архивные фотографии жителей Сысерти, современников Бажова из фондов Государственного архива Свердловской области. Сказы Бажова – это не что-то устаревшее, ушедшее в небытие со своим временем, не краеведение для узкого круга любителей, не пыльный архив, а беспрерывное течение жизни. Мы видим фотографии людей, давно ушедших, и история не сохранила их жизненные линии. Вот они дети, вот молодые люди, вот свадьба, вот молодые с детьми, а вот старики с внуками… Эти конкретные «перышки» – жители Сысерти начала XX века. Авторы выставки предполагают, что фотографии могут принадлежать Михаилу Ивановичу Колегову, первому киномеханику и фотографу Сысерти. Колеговы жили в двух шагах от Бажовых, были старателями и рабочими. Именно эти люди окружали Бажова, рассказывали сказы на общих вечерках, делились историями, песнями, формировали мировоззрение будущего писателя. И эта ухваченная общечеловеческая мудрость, народная сила сказа останется в бажовских текстах. Так, талант одного человека, подобно столпу света, высветил белые перышки судеб множества людей.

«Тайная сила сказа» – сложная по форме экспозиция. Это максимальный объем, максимальное подключение разных органов чувств у зрителя, насколько это возможно при восприятии фотографии. Зрительные образы дополняют магические звуки леса, которые звучат из потайных уголков галереи. И такая работа по выходу создает полную уверенность, что проект готовился не для галочки в отчете за год имени того-то, а по собственной потребности и желанию организаторов, их интересу к персоне. Только в таком случае он получается настоящим и интересным, а самое главное – заражающим желанием узнать, перечитать, найти что-то в творчестве Бажова для себя еще раз.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры