Поиск по сайту

16 Января 2020

Тонкое чувство традиции

Две выставки кукол в «Гамаюне»


Мне нравится!

В Музейном центре «Гамаюн» проходят сразу две выставки кукол: «От крестьянки до дворянки» – работы народного мастера России Майи Сысоевой (Череповец); «Кружевницы» – проект екатеринбургской арт-студии «Играем в куклы». Куклы созданы с использованием традиционных технологий изготовления. Выставки открывают большой проект «Мастера 2020. Выставки. Исследования. Уроки творчества», который будет реализован музеем в рамках Года народной культуры.

Чуть больше двух десятков кукол: вот крестьянки в сарафанах и платках, вот барышни в платьях по моде XIX века – некоторые даже с зонтиками, вот царевны-королевны – в кокошниках, бусах. Начинаешь внимательно рассматривать – и каждая словно микрокосм: со своим характером, психологией, сюжетом. В деталях – вся жизнь. А как еще рассказать историю одной куклой, у которой даже лица нет!

Вот крестьянка в платье из ситца с набивным рисунком, вышитый крестиком цветочный орнамент на фартуке, коклюшечное кружево и атласная лента, украшающие подол, платок с узором… Эта кукла-столбушка явно молодая девушка, сама вышивает и шьет, но смогла заказать набивку ткани рисунком у знакомой опытной мастерицы, потому что покупать такой наряд по меркам того времени – дорого. Вот дородная молодая крестьянская женщина в сарафане из домоткани, подшитом шелком, льняной рубашке, в фартуке из льняной пестряди с мережкой и куском ткани в технике бранного ткачества, с кружевами, в хлопчатобумажном платке с набивным рисунком и позументом. Чтобы позволить себе так одеться по тем временам, надо было хорошо работать и быть мастерицей в каком-либо деле. Многое надо было уметь делать самой: вышивать, шить, вязать, плести, ткать. Последнее – особенно, потому что так можно было получить ткань, которая есть только у тебя.

А вот кукла «Мамушка» одета еще богаче: бархатный сарафан с бахромой, парчовая накидка (кое-где красиво залатанная – потому что такие вещи и по наследству передавали) и шапочка, жемчужные серьги. Явно жена трудолюбивого зажиточного крестьянина – из тех, что потом стали купцами.

Куклы-барышни – так называемые «талиевые» куклы, силуэтные. Утонченные особы с высокой талией в шелках, муслине, бисере, парче. Они с непокрытой головой, но в шалях на плечах – томные, поэтические… Куклы царского рода – еще и с дорогим шитьем – трунцалом, бисером, галуном. Кстати, у царских кукол есть лица – и это единственные куклы, которые были с лицами.

Более двадцати лет Майя Анатольевна изучает традиционную куклу: выезжает в этнографические экспедиции по деревням, исследует музейные собрания, разыскивает старинные ткани (на одной из игрушек есть даже пуговица IX века с размытого городища на Рыбинском водохранилище), а затем воссоздает точные копии кукол, бытовавших не только в крестьянской среде, но и в купеческих и дворянских семьях. Реплики делаются по рисункам, фотографиям для музеев всей страны и даже мира. К примеру, «Нянька» – реплика игрушки из Музея игрушки Сергиева Посада; «Ярославская царица» – реплика игрушки из Ярославского музея. Кроме того, куклы мастера хранятся в Русском этнографическом музее.

Художницу на открытии выставки представляла Ирина Бурова, руководитель арт-студии «Играем в куклы», ученица и подруга по творчеству Майи Анатольевны Сысоевой (а еще автор истории «Бабушкин дом»). Логическим продолжением дела художника является его учительство – вот и Майя Сысоева делится своими знаниями, умениями, вдохновляет любить народную куклу, внимательно относиться к этому творчеству. А заодно учиться вышивать, шить, ткать, вязать, потому что кукла является сосредоточием всех женских рукоделий. Руководитель и участницы арт-студии «Играем в куклы» побывали уже на нескольких мастер-классах Майи Сысоевой, и так родился проект «Кружевница», в котором представлена серия авторских кукол, выполненных по мотивам народной игрушки из кружева.

Куклы проекта «Кружевница» – это не просто попытка повторить народную игрушку с использованием традиционных технологий изготовления. Это погружение в историю своего рода: участницы шили куклу и узнавали историю своей семьи, раскрывали сюжет взаимоотношений матери и ребенка. Куклы воплотили в себе личную семейную историю: кто-то брал образ со старинной фотографии, кто-то мамины или бабушкины давно позабытые на дальней полке кружева, вышивки, кто-то поднял историю родного края, кто-то соединил два своих увлечения в одно и создал сюжет передачи знаний от мамы дочери.

Куклы – богатая и емкая почва для общения между поколениями. К примеру, мама, собирая куклу вместе с дочкой долгими зимними вечерами, обучала ее разным видам рукоделия, а бабушка, к примеру, в это время рассказывала поучительные сказки и истории. Такое семейное общение лежит на поверхности проекта «Кружевница» – на этом построено большинство сюжетов. Но есть и еще множество смыслов: передача знаний учитель – ученик, как в этом случае Майя Анатольевна Сысоева – Ирина Бурова – участницы студии «Играем в куклы»; осмысленное копирование народной культуры без фальши и китча, вдохновение прошлым; проявление своих потаенных чувств в творчестве – своеобразная арт-терапия; поиск единомышленников по творчеству; погружение в историю страны, когда через детали и частности ты узнаешь о большем – о смысле.

При ближайшем рассмотрении куклы с этих двух связанных между собой выставок в «Гамаюне» вызывают внутренний трепет. И пусть мастер Майя Анатольевна Сысоева не присутствовала лично на открытии, но ее энергетика чувствовалась – через ее творения, а еще больше через тех людей, которых она вдохновила на творчество. Посмотреть на ее куклы – уникальная возможность (расписание их передвижения по всей стране составлено на годы вперед), и она есть у екатеринбуржцев до 8 февраля в музейном центре «Гамаюн».

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Галина Назаренко / 18 Января 2020 в 16:02

Поздравляем с открытием выставок!

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры