Поиск по сайту

31 Января 2020

Красный шар как панорама истории искусства

О выставке «Красил Макар. Появление автора» в Екатеринбургском музее ИЗО


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Мне нравится!

В Екатеринбургском музее изобразительных искусств открылась выставка уличного художника Красил Макара. Казалось бы, уличное искусство в стенах музея – вещь парадоксальная. Но только не в этом случае. Почему – рассказываем в нашем материале.

Красил Макар – молодой уральский художник. В последние два года он активно выставляется по всей России, был участником резиденции Музея современного искусства «Гараж», выставок в Тюмени, Тобольске и Екатеринбурге, в том числе V Уральской индустриальной биеннале современного искусства – с эпическим проектом «Надувной батут».

У художника необычная биографическая легенда: согласно ей, Красил Макар родился в 1889 году в крестьянской семье в селе Нижняя Синячиха. В свободное от полевых сезонных работ время работал красильщиком – расписывал избы и бытовую утварь. Именно поэтому и сегодня, спустя 130 лет, он работает в традиционной народной технике домовой росписи.

Элементы этой росписи встречают посетителей на входе в экспозицию: жизнерадостные, будто светящиеся изнутри красные шары, зеленые продолговатые фигуры, черные капельки. Как поясняет куратор выставки, заведующая отделом современного искусства ЕМИИ Ирина Кудрявцева, перед нами – маховое письмо: «Каждый элемент имеет белильную оживку. Это делается довольно просто: на кисть берется сразу две краски, белый и яркий цвет. Буквально одним движением – легким, спонтанным, экспрессивным – создается вибрирующая фактура рисунка, мягкий плавный переход, «растяжка» от белого к насыщенному цвету. Это главный прием махового письма урало-сибирской домовой росписи».

Однако если в традиционной росписи элементы составляют достаточно строгую композицию, то в работах Красил Макара они будто пускаются в полет: он смело перекомпоновывает их и собирает композиции заново. «Получаются интересные абстрактные вещи, которые одновременно напоминают и домовую роспись (своей технологией), и эксперименты авангардных художников, которые обращались к народным практикам и промыслам и создавали абстрактные, свободные модульные композиции. Например, у Малевича, Кандинского мы увидим много интересных перекличек с Красил Макаром», – отмечает куратор.

Разные по времени, эпохам и культурам визуальные цитаты – из домовой росписи, авангарда, иконописи – существуют у Красил Макара в одном пространстве, оставаясь для него равнозначными и одинаково актуальными. Он будто смотрит на традицию домовой росписи сквозь призму всего XX века и колоссального культурного опыта.

В первом зале экспозиции – фотографии ранних уличных проектов Красил Макара, которые стали появляться в Екатеринбурге в 2017 году. Часть из них уже не сохранилась – уличное искусство живет по своим законам и быстро исчезает. Кроме фотографий представлены два видео: на одном из плоского объекта вырастает тот самый «Надувной батут», на втором по городу скачут объемные арт-объекты Красил Макара.

Вторая часть выставки – тотальная инсталляция. За черной шторой, разделяющей залы, прячется локально освещенный пятачок: круг света выхватывает из пустого пространства хаотично составленные друг на друга коробки, ящики, витрины… «Художник подготовил инсталляцию специально для нашего музея, вдохновляясь атмосферой музейного фондохранилища и самой природой художественного музея: скрытые в нем сокровища живут в каком-то причудливом расположении», – рассказывает Ирина Кудрявцева.

Инсталляция будто бы вбирает в себя, с одной стороны, атмосферу и форму, которую предлагает музей, с другой – ретроспективу работ художника. Здесь и традиционная живопись на холсте или дереве, которая напрямую связана с домовой росписью, и экспериментальные техники – например, работа с пластилином, который застывает и маскируется не то под глину, не то под стекло. Множество мелких деталей хочется разглядывать со всех сторон, и экспозиция это позволяет: инсталляцию можно обойти вокруг и даже пройти насквозь.

«Работы Красил Макара неслучайно появляются в музее. Мало того, что это достаточно значимый художник для современной уральской среды и современного искусства Екатеринбурга, он еще и классно и логично вписывается в музейное пространство, где сосуществуют разные эпохи, художественные традиции и явления. Они оказываются смонтированы в большую летопись, панораму истории искусства. Этот подход становится здесь важным приемом: художник старается с ним взаимодействовать и по-новому рассказать об этом современному зрителю», – поясняет куратор.

Именно такой предстает перед зрителем первая персональная выставка Красил Макара – с работами ретроспективными и созданными специально для выставки пару недель назад. Она кажется причудливым, фантазийным лабиринтом, в котором хочется сопоставлять детали и находить аллюзии из истории искусства. А потом продолжить путешествие по залам ЕМИИ в поисках подтверждений своим догадкам и находкам.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры