Поиск по сайту

20 Мая 2020

Как извлечь пользу из карантина: опыт мировых музеев

О международной онлайн-конференции «Музеи в эпоху пандемии: границы и возможности»


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Мне нравится!

18-19 мая состоялась первая Международная онлайн-конференция «Музеи в эпоху пандемии: границы и возможности», организованная Манежем, Фондом культурных инициатив «Sparta» и «Центром стратегических разработок «Северо-Запад». В рамках конференции прошло две дискуссии, в которых приняли участие музейщики из разных городов и стран. Сегодня мы расскажем вам о первой, тема которой звучит как «Цифровой музей: коммуникации в период изоляции, возможности и перспективы для репрезентации искусства в digital-сфере».

Открыл конференцию директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский: «Я очень надеюсь, что Международный день музеев останется международным, потому что после нашего выхода из изоляции важной проблемой будет разделение мира. Музей должен не просто сохранить, но и усилить свою роль – соединять страны и культуры, народы. В этом нам должны помочь новейшие средства информационной связи. Мы сумели многое освоить и найти интересные приемы. Нужно решить, что из этого останется и будет использовано».

Николя Люччи-Гутников рассказал о том, как на карантин ушел Центр Помпиду. В день объявления локдауна в Центре как раз должна была открыться выставка, которую так до сих пор и не увидел ни один посетитель. Департаменту мультимедиа Центр Помпиду пришлось изобрести цифровой музей (сайт https://www.centrepompidou.fr), способный заместить посетителю реальный визит. Нагрузка была колоссальная – сотрудникам Департамента мультимедиа, как и всем прочим музейщикам, пришлось работать из дома. Однако во многом им помог тот цифровой архив, который Центр Помпиду в обычном режиме нарабатывал ежедневно.

Секрет успеха Центра Помпиду – мощная медиакоманда и много качественного материала, который и насытил сайт. В Помпиду постоянно (и качественно!) занимаются цифровизацией архивов, снимают видеоэкскурсии с кураторами и все лекции, которые проходят в его стенах, делают образовательные материалы, создают архив перформативных работ. Очень многое из этого удалось вывести в онлайн.

Кризис стал и катализатором для представления посетителям новых форматов: Центр Помпиду выложил видеоигру для взрослых, проходя которую, можно познакомиться с 40 произведениями искусства; запустил онлайн-кинотеатр (опять же, используя большую коллекцию фильмов из коллекции музея); создал проект, в котором кураторы музея рассказывают о трех произведениях искусства через призму того, что происходит сегодня в мире.

Но самый главный вызов для Центра Помпиду сегодня – переизобрести реальное посещение музея, сделав так, чтобы посетители были в безопасности, но могли при этом посмотреть экспозицию. Для этого запущен проект в сотрудничестве с исследователями из Мадрида: сотрудники самых разных музеев в переписке делятся друг с другом своим представлением о том, как музей должен переосмыслить себя, как они должны изменить свою работу.

Лия Чечик поведала о том, что Еврейский музей и центр толерантности в начале карантина не стал срочно делать контент для онлайн-пространства. Вместо этого сотрудники взяли неделю на размышление, после чего начали продвигать свой YouTube-канал, который на тот момент уже содержал много материала (у Еврейского музея также есть наработанная практика видеосъемок лекций и семинаров).

Кроме того, музей не отказался от планов на апрель – просто перенес офлайн-мероприятия в онлайн. Запустили курс Кирилла Светлякова, провели семинар в цифровом формате. А кроме того, продолжили развивать кинонаправление – но не перенесли киносеминары в онлайн, а сделали совершенно новые проекты, используя все плюсы сложившейся ситуации: скооперировались с израильским посольством и пригласили к сотрудничеству израильских режиссеров.

В онлайн-пространстве провели и большую молодежную конференцию – и, как признается Лия, это единственный формат, который в будущем так и останется в онлайне: свои работы в разных областях искусства представили студенты не только из России, но и из других стран, а экспертами стали главные специалисты в представленных областях – те люди, которые, скорее всего, никогда не нашли бы время приехать на конференцию.

Выставочная работа тоже перенеслась в онлайн. Однако музейщики не просто оцифровали текущие и готовящиеся выставки, но создали самостоятельные проекты, дополняющие экспозиции. Это и сайт выставки «Не время для любви», и проект к 9 Мая с архивами советских операторов Ильи Аронса и Валерий Гинзбурга – ему еще только предстоит обрести физическое воплощение, однако уже сейчас планируется снять экскурсии по будущей выставке и тоже выложить их в онлайн.

Во многом Еврейскому музею в ситуации карантина повезло: на этот год планировалась реконструкция выставочных площадок, и план программ был очень подвижным – в отсутствии жестких договоренностей на ближайший год музею удалось избежать финансовых и имиджевых потерь. В то же время карантин позволил музейщикам почувствовать себя частью целого: сейчас особенно интересно и полезно обмениваться опытом, и существующие условия не столько создают границы между странами, сколько позволяют преодолеть расстояния и объединиться.

Агния Миргородская, в отличие от предыдущего спикера, отметила, что Рижская биеннале современного искусства RIBOСA с первого дня карантина начала разрабатывать план действий. В результате активного мозгового штурма было решено перенести биеннале в совершенно новый для нее формат – создать полнометражный художественный фильм на площадке, на которой должна была расположиться выставка. Картина проведет зрителя по руинам недостроенной выставки и позволит увидеть работы, которые еще доводятся до ума. Премьера состоится в начале 2021 года. При этом в сентябре 2020-го у зрителей все-таки будет возможность увидеть выставку живьем, побывав на съемочной площадке фильма.

Формат поменяла не только биеннале, но и некоторые работы художников: часть из них поменяла физическую форму своих объектов на виртуальную. В интернет-пространство организаторы биеннале планируют перенести также некоторые интерактивные элементы выставки.

В онлайн ушла и публичная программа – она стартует уже в этот четверг, 21 мая: спикеры будут еженедельно выступать на сайте биеннале. Это, как отмечает Агния, может стать долгоиграющей историей: в условиях изоляции все внезапно осознали, что можно не привозить каждого спикера, тратя на это силы, время и деньги, а подключать экспертов по видеосвязи.

Важной для Рижской биеннале стала акция в соцсетях: художников попросили поделиться своими творческими заметками об изоляции. При этом, подчеркивает Агния, с каждым художником заключался контракт: то, что работы появляются в интернет-пространстве, а не в реальном мире, не значит, что эта работа не должна оплачиваться.

Анне Майер рассказала, как в условиях вынужденного ухода в онлайн поступил Contemporary Art Haus der Kulturen der Welt (HKW, Берлин) – учреждение, похожее на традиционный дом культуры, в распоряжении которого нет ни архива, ни библиотеки, ни постоянной коллекции. HKW решил сосредоточиться на осмыслении происходящего и предложил художникам создать работы, отражающие этот момент времени. Вероятно, эти работы лягут в основу цифровой коллекции HKW под названием «CC: World».

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина начал готовиться к изоляции, как только стали закрываться европейские страны. По словам заместителя директора по цифровому развитию музея Владимира Определенова, музейщики перешли на круглосуточный режим работы, и убрали с сайта все, что связано с реальным посещением, оставив только онлайн-проекты. В последнюю неделю до закрытия удалось оцифровать почти все экспозиции музея – в том числе актуальные выставки, которые сегодня посетители могут увидеть онлайн. С 17 марта началась подготовка экскурсоводов и разработка того, как через zoom вести экскурсию с погружением человека в пространство музея.

Ключевой стала платформа онлайн-проектов #НаединеСПушкинским, на которой размещены видео- и онлайн-экскурсии, фильмы, проекты «Спросите хранителя» и «100 способов прожить минуту», курсы лекций и контент для детей. Следующим качественным скачком Пушкинского стало создание двойника выставки «От Дюрера до Матисса» в формате 3D – этот проект можно будет скачать с сайта уже 25 мая.

«Экспериментировать с подобными проектами мы начали еще в начале 2010-х, на протяжении нескольких лет продолжали их разрабатывать, но пользовались очень ограниченно. Текущая ситуация позволила все сделанные заранее наработки довольно быстро поставить на наши рельсы. Поэтому у меня нет ответа, как сейчас быстро сделать нечто подобное в закрытом музее», – отметил Владимир Определенов.

Тем не менее, ГМИИ им. Пушкина выпустил методические материалы о том, как вести подобные онлайн-проекты. Владимир отметил, что летом прошлого года был создан Совет по цифровому развитию музеев, задача которого – развитие и методическая поддержка цифровизации музеев. Он советует обращаться к вебинарам для музейных сотрудников на тему «Культура цифровой коммуникации и возможности организации удаленной работы» и «Исследование цифровых компетенций музейных сотрудников». А также отсылает за учебными материалами на сайты Культура.рф и PRO.Культура.рф. Например, в соцсетях PRO.Культура.рф создан плейлист, посвященный тому, как перевести учреждение культуры в онлайн.

«Основная проблема, которую мы сейчас увидели, особенно работая с региональными музеями, –не хватает желание погружаться в обучающие материалы и самого навыка самообучения, готовности и энтузиазма изучать что-то новое. Это некоторый вызов к зрелости работы сотрудников и ответственности к поиску информации. Абсолютно все сценарии есть в сети – есть вопрос только в желании что-то сделать», – отмечает Владимир.

Директор департамента информационного и цифрового развития Министерства культуры РФ Вадим Ваньков рассказал о том, как изменилась работа портала Культура.рф. Несмотря на то, что портал давно работает над сосредоточением культурного наследия в цифровом формате, многое пришлось изменить. Афиша офлайн-событий сменилась афишей онлайн-активностей, появилось множество совместных с культурными институциями спецпроектов, в разы увеличилось количество трансляций в день – с 3-4- до 30-50. Все это востребовано: Вадим Ваньков отмечает, что Культура.рф переживает пик интереса со стороны аудитории, растут все показатели. Также продолжает работать платформа Artefact для создания интерактивных гидов с технологией дополненной реальности, и многие музеи продолжают или начинают работу на платформе в эпоху коронавируса. Этот инструмент бесплатен и доступен для любого учреждения.

Спикер отмечает, что в 2014-15 гг. Департамент информационного и цифрового развития Министерства культуры РФ активно обсуждал с музеями онлайн-форматы. Сейчас же наступил стресс-тест – и те, кто выступал против цифровизации, оказались наименее подготовленными. Но все же большое количество музеев разработало свои стратегии цифрового присутствия.

Вадим Ваньков отмечает, что сейчас – то время, когда не нужно бояться экспериментов: выйдя из сложившейся ситуации, музеи смогут проанализировать то, что им удалось сделать, и сделать для себя выводы на будущее: понять, как дальше работать с интернет-аудиторией и как онлайн будет уживаться с офлайн-форматами.

Алиса Прудникова, комиссар Уральской индустриальной биеннале и представитель Международной ассоциации биеннале, отметила, что в нынешнее время особенно важно консолидироваться и по-новому посмотреть на все возможности, которые дают профессиональные ассоциации. Так, члены Международной ассоциации биеннале с началом карантина стали гораздо чаще «встречаться» и делиться своими проблемами. Кроме того, было решено использовать время карантина чтобы сдвинуть границы профессионального сообщества – расширить круг членов ассоциации, пригласив в нее исследователей, студентов, журналистов.  

Самая обсуждаемая в этой среде проблема – как справиться с кризисом, который наступит после карантина: как быть с рухнувшей экономикой и как решать вопросы фандрайзинга, на схемах которого держатся все биеннале мира.

Также Алиса отметила, что пандемия проявила многие из новых механизмов, которые заставляют всех нас работать по-другому – быстрее учиться и осваивать новые форматы. Так, организаторы Уральской биеннале уже сейчас задают себе вопрос о формате шестой выставки: каким он будет и насколько релевантно делать выставки-блокбастеры, которые зрители привыкли видеть на биеннале?

Начальник Отдела информационных проектов Государственного Эрмитажа Екатерина Шарова рассказала о том, что многое из того, что музеи делают сейчас в онлайн-формате, продолжит свое существование и после карантина. Так, исследуя отзывы виртуальных посетителей, Эрмитаж понимает, что онлайн-экскурсии очень востребованы и, скорее всего, будут пользоваться популярностью и после карантина. Однако, вероятно, сразу после снятия ограничений люди, уставшие смотреть в экран, пойдут в реальные музеи.

Спикеры также ответили на волнующие зрителей вопросы. Екатерина Шарова и Владимир Определенов отметили, что для пожилых людей, которые еще не скоро смогут прийти в реальный музей, настоящим спасением сможет стать виртуальный мир искусства. Но здесь важна поддержка молодого поколения, которые научат, как пользоваться новыми возможностями. Кроме того, существует много волонтерских программ, связанных с цифровым обучением и поддержкой, и музейному сообществу нужно включить в эти программы культурную составляющую.

Владимир Определенов предположил, что музеи уже не смогут зарабатывать деньги в предыдущих объемах. Но и сейчас можно найти возможности заработка – это могут быть онлайн-продажи билетов, книг, сувениров, лекций и аудиоэкскурсий. Но эти стоимости должны быть в 4-5 раз меньше, чем стоимость мероприятий в офлайн-режиме: нужно учитывать конкуренцию с огромным потоком бесплатных онлайн-событий.

 

Если обобщить выступления всех спикеров дискуссии, можно сделать однозначный вывод. Карантин – не время предпринимать отчаянные шаги, не задумываясь о качестве производимого контента: велика вероятность проиграть конкурентную борьбу за зрителя. Однако это лучшее время для того, чтобы задуматься о будущем (как сделали это некоторые музеи несколько лет назад и оказались подготовленными к нынешней ситуации), учиться новым техникам, осваивать новые форматы – и объединяться.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры