Поиск по сайту
Размер шрифта А А А
Цвет сайта Ц Ц Ц
Изображения выкл
Обычная версия

25 Июня 2020

Скетч как способ познания реальности

О мастер-классе от художника-иллюстратора Алима Велитова


Текст и фото: Катя Юркова Текст и фото: Катя Юркова
Мне нравится!

На YouTube-канале Российской государственной библиотеки для молодежи прошел мастер-класс, в котором художник и режиссер Алим Велитов поделился своими приемами пробуждения фантазии. Как сделать так, чтобы работа фантазии не прекращалась, а скетчбук стал способом познания реальности, рассказываем в нашем материале.

«Мне, во всяком случае, ненавистно все, что только поучает меня, не расширяя и непосредственно не оживляя моей деятельности»

Иоганн Вольфганг фон Гёте

Создаем собственный учебник

Итак. У вас есть скетчбук и задача изучить новый, незнакомый предмет. Например, английский язык, анатомию, экономику, архитектуру, менеджмент, квантовую физику, или любое другое дело. Объединив стремление творить и изучать, вы сможете творчески подойти к изучению предмета, записывая и зарисовывая то, что необходимо запомнить. Так знания отложатся намного лучше, а сложные термины подкрепятся визуальными образами.

Прежде всего, определите для себя время, за которое вы хотите получить результат, и поставьте себе конкретную цель, каким именно он будет. Составьте перечень знаний и навыков, которыми хотите овладеть. Чтобы увидеть весь предмет целиком, составьте карту ума — схему работы с текстовым материалом — и определите структуру книги, ее деление на главы.

Обязательно зафиксируйте все в скетчбуке, не забыв оставить место для титульной страницы с названием и рисунком, который отразит всю суть, концентрат того, что вы хотите изучить и к чему прийти. А после ищите то, что будет вдохновлять и откуда вы будете черпать информацию: учебники, интернет, музеи, лекции или альбомы других художников.

«Скетчбук хорош тем, что вы изначально используете формат книги, обучаясь и одновременно создавая собственный учебник, наполненный вашими собственными выдержками и образами», — отмечает Алим Велитов.

Боремся со страхом чистого листа

В методе Алима Велитова первое, что необходимо сделать художнику — это разминка, прорабатывающая кисти рук. Ведь от состояния наших рук зависит то, что мы будем рисовать и что получится в итоге.

Многим страшно начинать рисовать скетчбук. Для того, чтобы преодолеть страх чистого листа, художник предлагает первое и очень простое упражнение —нарисовать замочную скважину и наблюдающий в нее «глаз из мира воображения». Итак, первый рисунок у вас готов, и вы можете поздравить себя — ваша фантазия уже начала работать. Дальше нужно только подхватить эту волну и начать рисовать все, что вам заблагорассудится.

«Фантазия — то, что обогащает и оживляет нашу деятельность, это сила, изменяющая мир. Все, что вокруг нас — это результат фантазии и творческого воображения. Чтобы работа фантазии не прекращалась, а идеи возникали регулярно, мы должны полагаться на свою фантазию и знать, как ее активизировать. А для этого необходимо постоянное обучение».

По мнению художника, деятельность человека делится на два режима: потребления и продуктивности. Работая с фантазией, мы производим идеи, образы, мысли. Но люди не могут творить бесконечно, не пополняя свой источник. Поэтому нам необходимо уметь потреблять и воспринимать. Два режима нужно постоянно чередовать, и, если удастся соблюсти межу ними баланс, то человек может обеспечить бесперебойную работу фантазии.

Образ и его проводник

В качестве основного метода работы со скетчбуком Алим Велитов предлагает ведение диалога с проводником художника в мир образов. Такого помощника каждый сам может нарисовать для себя. У Алима Велитова получился некто Джинджо. Он похож на джинна из волшебной лампы.

«Проводник задает противоположную точку зрения, с которой мы можем выстраивать отношения. Например, я спрошу Джинджо, с чего мне начать. И он, как внутренний голос, ответит мне: «Рисовать все то, чему хочешь обучиться»».

Образом художник называет модель действительности, которая отображается в нашем разуме. Именно с помощью таких моделей мы и воспринимаем реальность, а наше умение видеть, создавать и взаимодействовать с образами и есть воображение.

В качестве одного из упражнений Алим Велитов предложил закрыть глаза и послушать слова, которые он произнес: птица, дерево, дворец, колодец, дорога, космос, кентавр, — и понаблюдать за ассоциациями, которые возникают.

Задача — отследить процесс возникновения ваших личных образов.

«У каждого на одно и то же слово возникают самые разные образы, продиктованные вашим жизненным опытом. Вы увидели только то, что лежит на поверхности, но, чтобы идти дальше, нужно немного подождать, потому что за этими образами придут другие — более сложные и проработанные».

После художник вновь произнес те же самые слова, но дал слушателям больше времени на то, чтобы они успели зарисовать свой уникальный образ. Он рисовал и сам, запечатлевая птицу в полете, колодец, выложенным из камня, а не из кирпича, а кентавра – внезапно – в виде анархиста с пистолетом в руке.

«Готовое изображение не идеально совпадает с тем, что я видел на своем внутреннем экране. Но важно понимать, что рисунки — только отпечатки. Можно рисовать или делать скульптуру, но главный образ родился внутри, а все остальное — побочные продукты. Наша задача — научиться работать с образами, развивать их».

Уровни работы с образами

Их три: создание простых и всем понятных знаков (например, инфографика), работа с многозначными символами (инь и янь, зеркало Венеры) или работа с идеей, образом конкретного и индивидуального яблока. Последний уровень может развиваться и усложняться, обрастая деталями. При том у каждого есть собственная библиотека образов, к которой он апеллирует.

Следующее упражнение предполагает более глубокую работу с образом и тем, что его вызывает. Для этого художник предлагает взглянуть на любое из пятен Роршаха и вычленить из этих хаотичных разводов разные сюжеты.

«С одной стороны, те образы, что мы хотим зарисовать, рождены этой картинкой. А с другой, подобраны из нашего личного набора образов. И снова — у каждого рисунки будут разными».

Зарисовав четыре или пять разных элементов, объедините их в единый сюжет. Он может быть нелепым или смешным, но позволит вашему воображению заработать на полную катушку. Так у Алима Велитова родилась история о лягушке-партизане, что защищает космический корабль от коварного лепрекона.

Вечный двигатель воображения

«Воображение всегда жаждет нового, так как старое для него превращается в шаблон и уже не цепляет. За свежими впечатлениями необязательно куда-то ехать или попадать в неожиданные ситуации. Наша с вами стратегия — достигать новых впечатлений минимальными средствами, не выходя из своей комнаты».

Для того, чтобы удивить и озадачить самого себя, создано следующее упражнение —«Неожиданный ракурс».

Первое, что для него нужно — осмотреться вокруг, выбрать любой предмет и посмотреть на него, будто вы никогда не видели ничего подобного: повертеть его, рассмотрев с разных сторон и зарисовать увиденные образы.

Нужно искренне заинтересоваться даже самым знакомым предметом. Тогда даже крышечка от объектива станет для вас космическим кораблем в миниатюре или плоским существом из подводного мира.

 

Важно, что все упражнения на фантазию — многоразовые. И, чем больше их выполнять, тем лучше она начнет работать. Алим Велитов предлагает делать их всякий раз, когда вам становится скучно или грустно.

Работы, что получились у вас во время мастер-класса, можно прислать на почту Алима Велитова superabrikos@gmail.com и получить от художника обратную связь в следующем выпуске.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры