Поиск по сайту

29 Июля 2020

Летний импрессионизм Коровина, веселый маскарад Судейкина, восточная сказка Рериха

Конспект с онлайн-экскурсии по живописи Серебряного века в собрании ЕМИИ


Мне нравится!

Уже завтра, 30 июля, Екатеринбургский музей изобразительных искусств открывает двери для посетителей. Музей хранит полотна русских художников, известных во всем мире, и продолжает обзорные онлайн-экскурсии по разным периодам истории. Вчера заведующий сектором экскурсионного обслуживания Юрий Чудинов рассказал о работах ярких представителей таинственного и сказочного Серебряного века русской живописи – Константина Коровина, Сергея Малютина, Леонида Пастернака, Сергея Судейкина и Николая Рериха.

Экскурсия по произведениям начала ХХ века знакомила с художниками, которые входили в знаменитое объединение «Мир искусства». Именно его деятельность во многом определила образ Серебряного века русской культуры.

Художественное путешествие по музею началось с Константина Коровина, которого именуют «русским импрессионистом». Он родился в 1861 году в купеческой семье, где парадоксальным образом сочетался старообрядческий уклад и большой интерес к светской культуре. Константин рос в творческой атмосфере: отец хорошо рисовал, мать играла на флейте, друзьями семьи были известные художники Илларион Прянишников и Лев Каменев. В возрасте 13 лет мальчик поступает в знаменитое Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями стали Поленов и Перов. После он пытается учиться в Петербургской академии художеств, но быстро разочаровывается в академизме и через три месяца бросает ее.

В это время на русское искусство сильное влияние оказывало течение французского импрессионизма, и Константин увлекся им. В его пейзаже 1915 года «Гурзуф» в собрании музея можно увидеть характерные для импрессионизма черты: очарованность цветовой энергетикой, показ объектов через систему рефлексов, бликов и светотеней и интерес к передаче валер – однородных красочных пятен, которые отличаются световой интенсивностью. Критики стиля восхищались игрой колорита и света у художников, но указывали на слабость композиции и рисунка. Однако, русский импрессионизм считается сдержанным, повествовательным и композиционно более сложным, чем французский. На картине Коровин изобразил вид на набережную Гурзуфа из особняка своего знаменитого друга Федора Шаляпина, где он часто гостил.

Еще одно произведение – «Ночной этюд». В нем переплелись две другие страсти художника. Это интерес к театрально-декорационному искусству, который связан со знакомством с меценатом Саввой Мамонтовым и созданием работ для его частной оперы. А еще – любовь к Парижу, где художник трудился над павильонами Всемирной выставки в 1900 году, за что получил Орден почетного легиона и куда в итоге и эмигрировал после Октябрьской революции. На картине он одним из первых изобразил Париж ночью. Игра ночных огней делает контуры города немного условными, в них Париж предстает как театральная декорация.

Следующее знакомство было с художником Леонидом Пастернаком. Он родился в 1862 году в зажиточной семье и поначалу пробовал учиться на юриста и даже медика, но в итоге решил стать живописцем. Юноша окончил Мюнхенскую академию художеств, познакомился в Германии с Иваном Шишкиным и стал учиться у него мастерству офорта.

После того, как Павел Третьяков купил одну из его картин с названием «Письмо из дома», художник решил вернуться в Россию. В 1889 году Пастернак женится на Розалии Кауфман и уже в следующем 1890 году у них рождается сын Борис – будущий великий поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе. Другой его сын Александр станет выдающимся архитектором-конструктивистом.

В произведении «Семейный портрет» 1914 года художник гуашью и пастелью на бумаге изобразил своих близких. Его интересует здесь не столько портретное сходство, сколько создание радостного, ликующего и очень теплого колорита, передающего нежность и восторг. Для всей его живописи будет характерно редкое чувство красоты цвета.

Еще один яркий представитель искусства той поры – Сергей Малютин. Он родился в купеческой семье и в отличие от двух вышеназванных художников не покидал родину, вся его жизнь была связана с Москвой. Малютин учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в 1913 году вошел в «Товарищество передвижных выставок», а в 1914 году был удостоен звания академика Императорской академии художеств. В имении Талашкино известной благотворительницы княгини Марии Тенешевой он возглавлял деятельность всех художественных мастерских.

Художник известен как искусный резчик по дереву и считается автором знаменитой русской матрешки, за основу которой он взял японскую куклу «Семь богов счастья», которую увидел у Саввы Мамонтова.

Мы видим портрет его сына Михаила 1912 года. У ребенка пристальный, изучающий и одухотворенный взгляд, и это взгляд будущего художника.

Другое произведение 1929 года изображает поводыря, ведущего по лесу слепых. Этот хрестоматийный сюжет, начиная с Ренессанса, всегда был иносказанием. В картине улавливается тревожная атмосфера времени. Световая гамма и глухие красные мазки, которыми создана удушающая лесная чаща, дополняют жуткую усмешку массивного поводыря и словно пророчат грядущее злодеяние.

Художник Сергей Судейкин родился в 1882 году. Он учился в Императорской академии художеств, а потом с протекции Бенуа попал в объединение «Мир искусства».

На картине «Маскарад» 1910 года представлен сюжет из итальянской комедии дель арте, которая была очень популярна в русской культуре Серебряного века. Художники «Мира искусства» восхищались благородством и изяществом этой комедии, а также тем, что у ее героев Арлекино, Коломбины и Капитана всегда был большой простор для импровизации.

Судейкин был прежде всего театральным художником. Он оформил знаменитое артистическое кабаре «Бродячая собака», в котором любили бывать символисты, акмеисты, футуристы и которое воспела в своих стихах Анна Ахматова.

Последнее представленное полотно принадлежит Николаю Рериху. Он воплощал целую художественную вселенную. Интересовался археологией, поэзией, расписывал храмы, был знатоком европейского и азиатского искусства, отважным путешественником и исследователем разных эпох и культур.

Рерих был академиком Императорской академии художеств, возглавлял общество «Мир искусства», сотрудничал с Сергеем Дягилевым и создавал театральные декорации к знаменитым дягилевским сезонам в Париже. При этом только живописных и графических произведений он оставил не менее 7 тысяч.

В музее представлен образец его театрально-декорационного творчества – картина «Египет». Это эскиз декорации к спектаклю по пьесе Ибсена «Пер Гюнт». Мы видим шатры бедуинов, куда попал авантюрист Пер Гюнт, став предсказателем. Благодаря этой пьесе Ибсен был властителем дум русской интеллигенции начала ХХ века. Насыщенный колорит и яркие экзотические краски соответствуют необычному сюжету. Произведение выполнено темперой по бумаге. Рерих любил роспись темперой – это древняя благородная техника (темперой писали иконы), которая дает чистый и красивый цвет, но требует особого мастерства, поскольку краска быстро сохнет.

Легкость и пластичность, с которой он погружался в искусство разных народов и эпох, роднит его с эстетами Серебряного века, но в то же время делает современным, под стать актуальным художественным тенденциям.

За будущими виртуальными экскурсиями можно следить в соцсетях музея.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры