Поиск по сайту

25 Августа 2020

«Академики» – о грантах

Об онлайн-дискуссии «Получение грантовой поддержки музеями в 2020 году»


Мне нравится!

Вчера, 24 августа, возобновила свою работу «Музейная академия»: представители четырех музеев и модератор (директор Музея Ельцин центра Дина Сорокина) собрались на онлайн-дискуссии в Zoom, чтобы обсудить положительный опыт и неудачи в получении грантов в текущем году. Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Музей истории Екатеринбурга, Объединенный музей писателей Урала и Государственный центр современного искусства представили пять удачных кейсов.

Первым выступил директор Екатеринбургского музея ИЗО Никита Корытин: «У нас давно был легкий комплекс неполноценности из-за того, что потанинских грантов мы получали очень мало, несмотря на то, что у нас есть совместный работающий проект «Искусный глагол». И сейчас произошла великая радость – мы получили грант по программе "Общее дело"».

В условиях неопределенности, вызванной эпидемией, Фонд Потанина объявил о старте конкурса «Общее дело», целью которого является поддержка устойчивой деятельности организаций культурной сферы и негосударственных НКО, работающих в период эпидемиологического кризиса в областях наибольшего риска и с наиболее уязвимыми группами. Конкурс нацелен на создание условий для быстрой и качественной адаптации некоммерческих организаций и культурных институций к новым требованиям времени, а также на сохранение и укрепление организационного потенциала НКО в период неопределенности.

Интересную статистику по конкурсу «Общее дело» привела в виде презентации Лариса Петрова. Ее можно посмотреть здесь.

Музей ИЗО, в частности, получил грант на модернизацию сайта. В период карантина ЕМИИ приложил много усилий для того, чтобы остаться в повестке и диалоге со своей аудиторией посредством соцсетей. Зародилось множество проектов, которые обрели самостоятельную ценность. Когда появилась возможность вернуться к реальной жизни, музейщики поняли, что это направление необходимо сохранить и уделять ему больше внимания. Однако виртуальные выставки, видеоролики, трансляции, онлайн-экскурсии, мастер-классы требуют специальной платформы, а сайт ЕМИИ не приспособлен для такого рода деятельности. Поэтому музей подал заявку на грант, который обеспечит преобразование сайта в платформу с тремя основными векторами: посетить музей в реальной жизни, посетить музей онлайн и посетить музейный магазин. Музей получил грант порядка 1 млн рублей, который позволит осуществить задуманное.

Второй грант, о котором рассказал Никита Николаевич, – грант Министерства культуры Свердловской области в размере 1,5 миллионов рублей. «Появилась новая программа, именно для муниципальных музеев, – подчеркнул Никита Николаевич. – И в этой программе мы «задавили» все остальные заявки: наш проект осуществляется совместно с Эрмитажем и Петергофом. И этот грант для нас – огромное спасение».

Дело в том, что в этом году ЕМИИ планировал масштабное празднование 120-летия Каслинского павильона, и одним из главных событий должна была стать выставка «Немецкое художественное литье из чугуна XIX века»: из-за карантина она была отложена на неопределенный срок, но благодаря гранту Министерства Свердловской области уральская публика сможет увидеть ее уже в октябре. В то же время директор ЕМИИ констатировал, что эта выставка не смогла получить грант Гёте-центра, который разработал систему грантов для программ, пострадавших от коронавируса.

«Мы всегда в большей степени рассчитывали на деньги спонсоров, чем на средства грантодателей, потому что спонсор – это человек, от которого можно услышать обратную связь, которому можно задать вопрос, с которым можно вступить в переговоры и понять, что ему нужно. А гранты, как правило, более сложная система принятия решений. Сейчас ситуация поменялась: спонсорских денег стало значительно меньше, и мы стараемся перевести нашу работу с грантодателями в налаженную систему: выстраиваем календарь и график работы, будем заранее готовить заявки, чтобы сделать это направление одним из приоритетных», – заключил Никита Корытин.

Заместитель директора по развитию Музея истории Екатеринбурга Светлана Буталова рассказала о том, что в феврале три их заявки получили гранты от Фонда президентских грантов. Подробнее Светлана остановилась на одном проекте – «Народных университетах», который был поддержан суммой чуть больше миллиона рублей.

Проект «Народные университеты» – серия просветительских инициатив, направленных на изучение города, его феноменов, образов и символических точек на карте. В «Народных университетах» три факультета: экскурсоводческий («Школа городских маршрутов»), литературный («Лаборатория воспоминаний») и художественный («Нарисованный город»).

Главной сложностью реализации гранта, отмечает Светлана, было то, что в заявке был сделан упор на создание локальных сообществ, а в результате все пришлось переводить в zoom-формат и онлайн. «Когда мы получили известие о выигрыше, уже начали закрываться некоторые площадки. Мы морально готовились к худшему сценарию: понимали, например, что перевести в онлайн литературный факультет нам не составит никакого труда. Сложнее всего пришлось экскурсоводам, оторванным от основных источников информации. Что касается художников, они, кажется, классно провели время: сложившаяся в марте-апреле ситуация была достаточно напряженной, а медитативные встречи с Алексеем Рыжковым и его умиротворяющие рассказы помогли достаточно приятно провести карантин».

Несмотря на все трудности, проект был осуществлен: к счастью, многие грантодатели в изменяющихся условиях пошли навстречу грантополучателям. Львиная доля бюджета «Народных университетов» пришлась на гонорары приглашенным кураторам (художнику Алексею Рыжкову, культурологу Екатерине Калужниковой, руководителю Центра авторских экскурсий Дмитрию Москвину, руководителю PR-службы издательского сервиса Ridero Алёне Куниловой), также часть средств будет потрачена на создание сувенирной линейки по результатам работ участников «Нарисованного города» и печать работ лаборантов литературного факультета (по 100 экземпляров работ каждого из четырех победителей).

Также Светлана отметила, что Музей истории Екатеринбурга постепенно подбирается к гранту «Общее дело»: «Мы активно переформатировали деятельность музея во время карантина, выходили в сеть, писали лонгриды, писали короткие и длинные ролики и хотим продолжать эту деятельность. Но пока технических и кадровых ресурсов не хватает – именно на эти цели нам и нужен грант».

Также МИЕ подал заявку в Немецкое консульство и получил грант в размере 55 тысяч на запуск проекта «Немецкий Екатеринбург», который будет включать в себя экскурсии по объектам, связанным с жизнью немцев в столице Урала, печать путеводителя, съемку 20-минутного фильма.

Кристина Горланова и Дарья Маликова из Государственного центра современного искусства в своем выступлении сосредоточились на грантах, полученных от Благотворительного фонда Михаила Прохорова.

Первый грант – на благотворительный конкурс «Новая роль библиотек в образовании» – небольшой, но важный: библиотека в Уральском ГЦСИ довольно обширная, интересная и специфичная, претендующая на аудиторию профессиональную и студенческую. «Бюджет гранта является для нас толчком для того, чтобы переосмыслить и собрать нашу библиотеку, описать ее и сделать более доступной. До настоящего времени библиотекой ГЦСИ могли пользоваться только работники музея, за редким исключением – для кураторов других художественных музеев города, – отметила Кристина Горланова. – Кроме того, в грантовой заявке мы отмечаем, что это будут не просто стеллажи и книги, но и серия постоянных мероприятий в библиотеке. Надеюсь, что мы оживим этот массив книг и сделаем его максимально полезным».

Второй проект – «Школа медиации» – также получил грант Михаила Прохорова. Как отметила руководитель проекта Дарья Маликова, в период между Уральскими биеннале современного искусства (когда проект не поддерживают ключевые организаторы и партнеры) важным вопросом становится получение грантовой поддержки. Идея проекта «Школа медиации» существовала довольно давно: музейные специалисты со всей страны задавали вопросы о том, как пройти обучение и стать медиатором на биеннале, ведь у большинства музеев нет финансовой возможности пригласить преподавателей. Так и возникла идея собрать специалистов, чтобы они прослушали образовательный курс, а также создать информационно-методический ресурс, который сформировал бы вокруг себя сообщество для обучения медиации.

Заявку на поддержку «Школы медиации» несколько раз подавали в самые разные фонды, но безуспешно. «В конце концов, мы поняли, что по своей механике наш проект похож на «Школу культурной журналистики», которая поддерживается Фондом Прохорова. Поэтому именно туда мы решили подать заявку на внеконкурсный грант в декабре прошлого года. Мы получили правки от экспертного совета и смогли доработать заявку и подать ее еще раз – перед тем, как произошел следующий экспертный совет, уже в начале 2020 года. И в доработанном виде заявка была принята». Дарья отмечает, что форма заявки была достаточно простой – гораздо проще, чем, например, у Фонда Потанина или Фонда президентских грантов. В итоге на реализацию проекта было получено 2 миллиона рублей. Увы, в результате правок пришлось сократить все статьи, связанные с созданием методических публикаций и разработкой сайта – на реализацию онлайн-продуктов пришлось выделить минимальный бюджет, отдав большую часть непосредственно программе обучения.

Сейчас проект находится на своем экваторе. Коронавирус внес правки и в «Школу медиации»: пришлось писать в Фонд Прохорова с просьбой перенести сроки и изменить структуру проекта, в том числе перераспределить финансирование, чтобы увести часть программы в онлайн. Фонд отнесся к просьбе лояльно, однако согласование заняло около месяца.

Анатолий Каптур рассказал о проекте «БАЖОВ. ОГО!род» Объединенного музея писателей Урала в Сысерти, нацеленный на воссоздание крестьянского огорода XIX века. Проект получил грант Фонда Потанина в конкурсе «Музей 4.0» в номинации «Культура участия».

«Культура участия» – номинация для проектов, повышающих открытость музеев и развивающих культуру участия. Проектов, которые делают посетителя другом музея, приобщают его к исследованию, интерпретации и презентации наследия, вовлекают в просветительскую и социальную работу. Это могут быть волонтерские программы, «клубы друзей» музея и другие инициативы, направленные на расширение взаимодействия с общественностью. Представленные на конкурс проекты должны учитывать разнообразие аудиторий и привлекать новых посетителей, для которых музей пока остается вне сферы культурных предпочтений.

Проект позволит воссоздать уральский крестьянский огород по дневникам, письмам Бажова, воспоминаниям людей XIX века. Как признается автор проекта Анатолий Каптур, грант был получен довольно неожиданно: во-первых, из-за коронавируса сроки рассмотрения заявок ощутимо сместились, во-вторых, проект «БАЖОВ. ОГО!род» стал единственным победителем в этой номинации – несколько сильных проектов отсеялись, так как их реализация была невозможна в условиях пандемии.

Конкурентными преимуществами проекта ОМПУ стали, во-первых, работа на земле (работа с ботаническими садами, уникальными растениями), во-вторых, ориентация на онлайн-составляющую. «Главная фишка в том, что музейные работники в огороде ничего делать не будут. Работать в нем будут наши экскурсанты. Человек приходит, покупает у нас саженец, который характерен для Урала, сажает его – и с этого момента растение перестает быть музейной собственностью. Посетитель следит за ним, ухаживает и поливает, но ему не нужно для этого приезжать в музей – он наблюдает за растением с помощью камеры и вовремя пишет музейным сотрудникам о том, что растение нужно полить, убрать с него паразитов... И если все будет хорошо, человек сможет приехать и собрать урожай – мы научим его, как это делать в традициях XIX века», – рассказывает автор проекта.

Анатолий считает, что нет ничего сложного в том, чтобы придумать идею, написать заявку и получить грант – сложнее сделать так, чтобы грант реализовался именно так, как представляет себе это автор. Самая большая проблема – в экономике: например, во время пандемии цены резко выросли. Также из-за сдвига сроков рассмотрения заявок пришлось сдвинуть сроки реализации проекта – на май будущего года. Благо, Фонд Потанина отнесся к ситуации максимально лояльно.

В финале дискуссии участники обсудили неудачный опыт подачи заявок. «Залог успеха – удачная комбинация идеи и практических приложений, которые помогут эту идею осуществить. Поэтому, безусловно, нужно смотреть на проект комплексно», – подытожила Дина Сорокина.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры