Поиск по сайту

25 Августа 2020

«Надо знать все, что было до тебя на том куске земли, где ты сейчас живешь»

В проекте «Дачники» – музей «Чудовы истоки Сибири»

Текст: Анастасия Мошкина Текст: Анастасия Мошкина
Фото: Татьяна Доукша Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

Мы еще раз убедились, что правильно назвали свой проект «Дачники», сделав акцент на людях, на их отношении к земле, ее ценности в их жизненных координатах. Смыслы бывают разными: для кого-то свой участок земли – возможность эмоциональной разгрузки, для кого-то – семейный архив, для кого-то – реализация себя, увлечения всей жизни, но для всех них она – ценность. В этот раз нам снова повезло: мы случайно узнали о музее «Чудовы истоки Сибири» и познакомились с прекрасным человеком – Виктором Яковлевичем Овчинниковым.

При чем тут дачи и музей, спросите вы. А при том, что начиналось все так: в 2005 году семья Виктора Яковлевича обзавелась дачей в деревне. До этого был частный дом в Богдановиче, но отдыха от города, его темпа и энергетики не ощущалось, решено было покупать дом в небольшой деревне. Выбор пал на Чудово – когда-то наш герой даже ездил сюда «на картошку» в подшефный колхоз, и в памяти деревенька осталась уютным чистым и тихим местом.

«Мне кажется, здесь у нас самое экологически чистое место в области, – рассказывает Виктор Яковлевич. – Здесь тупик, поэтому тихо и никто не мусорит. В лесу море черники, земляники, малины. Чистая речка. А по полю рапса года три назад бегали сотни косуль – никого не боялись».

Поселились Овчинниковы на даче в Чудово в 2005 году. Дом получился современный – со всеми благами и комфортом, а украсить интерьер решили каким-нибудь старинным предметом – повесить ухват возле камина… С этого ухвата все и началось.

«Я работаю с 1966 года в энергетике, – вспоминает, как это было поначалу, наш рассказчик. – Компания крупная – в Свердловской, Челябинской, Курганской, Пермской областях. Много ездил в командировки по поселкам, деревням, где работают наши бригады. И всё искал ухват. Нашел, но мои коллеги прознали, что я что-то ищу, и начали в машину попутным грузом мне что-нибудь отправлять на тему деревенского быта – то, что уже не нужно, много лет лежит, но выкинуть жалко. Через семь лет у нас в доме все было забито наличниками, старинными подковами, гвоздями, посудой, половиками, прялками, ткацким станком, санками и даже клыком мамонта. Тут к нам пришло понимание, что жить в одном доме с чужими вещами нехорошо».

Виктор Яковлевич тогда всерьез озаботился, что делать со всем тем богатством, что у него уже есть и что по народной молве ему продолжают присылать и передавать из самых отдаленных уголков Урала. Кто-то посоветовал ему, что нужен музей, но не просто музей, где все в одной куче, а с необычной идеей. Необычная идея пришла сама, когда наш герой с друзьями начал в 2012 году строить под стихийную коллекцию отдельное помещение. Один из друзей Виктора Яковлевича вспомнил, что на Чудово упали обломки ракеты, которой был сбит американский самолет-разведчик Гэри Пауэрса в 1960 году (кстати, истории в этом году 60 лет).

«Оказывается, этому событию нет памятника – и я пошел к военным с предложением сделать что-то, этому посвященное, – вспоминает Виктор Яковлевич. – Нашли локатор, ракету, сделали стелу, и 1 мая 2015 года открыли мемориал уральским воинам-ракетчикам. Самолет стоит в память о нашем летчике, который погиб, когда сбивали Пауэрса. Народу на открытии было очень много, а уже 12 июня в том же году открыли и музей».

Музей Виктор Яковлевич называет народным: в нем все – воля народная. Кто-то помог перевезти тяжелую технику и предметы быта, кто-то передал в дар предмет (от гвоздя до грузовой машины времен покорения уральской целины – отдельная история, в последнее время незаслуженно забытая); кто-то помог залить фундамент под музей, построил дополнительное помещение – ведь экспонатов становится все больше (уже 13 тысяч!).

«Надо знать все, что было до тебя на том куске земли, где ты сейчас живешь, – произносит наш рассказчик и вспоминает историю стелы «Истоки Сибири». – Когда я начал интересоваться территорией, на которой поселился, то первым делом узнал, что именно тут стыкуются плиты и проходит граница Урала и Сибири, поэтому решил поставить стелу, посвященную этому. Нарисовал эскиз с четырьмя направлениями: с юга сюда приходили башкиры, с севера – вогулы, с востока – сибирские татары, а запада – мы, скифы. Пошел в одну организацию и попросил обсчитать, сколько будет стоить изготовление такой стелы. Мы поговорили с директором, он расспросил меня, зачем мне это надо, на том и расстались. Я пошел думать, где мне на нее денег взять. А через месяц мне вдруг позвонили с этого предприятия и сказали, чтобы я приезжал и принимал работу. Через некоторое время они привезли стелу сюда и сами установили. Бесплатно».

И так в этом музее всё собралось на доброй воле. Даже щеколда на калитке, которую Виктор Яковлевич попросил у одного человека, а тот подумал-подумал, пошел и снял ее с калитки у дома, где его семья живет уже лет двести.

Аккумулирует музей вокруг себя и историю самого Чудова. Деревня старше Екатеринбурга – ей 317 лет. Основали ее семья черносошных крестьян Чюдовых, и есть памятник селянам, которые пришли на эту землю в 1703 году. Что интересно, на доске, посвященной погибшим на фронте в годы Великой Отечественной войны, – все та же фамилия, только уже в другой орфографии – Чудовы. Они так и прожили здесь триста лет. Но три года назад, к сожалению, умерла последняя коренная жительница деревни, теперь здесь одни дачники, но какие… Они собирают историю места, собираются на общие праздники у музея, организуют Бессмертный полк. Возможно, такую историю диктует сама территория – здесь протекает речка Кунарка, что с тюркского означает «место отдыха», но отдых физический не исключает работы духовной.

Рассказ о самой коллекции будет бледным – смотрите на фотографиях, но лучше приезжайте в музей. Адрес простой: 68 км Сибирского тракта, деревня Чудово. Сам инициатор определяет коллекцию как духовно-технологически-этнографическую. Рассказывает он о предметах с присказками и прибаутками – слушать одно удовольствие, а рассказ строится в форме диалога, что интересно детям – их мнением интересуются.

Детали. После экспозиции, посвященной питейным заведениям и трактирам, разговор заходит об истории фразы «быть под мухой». Виктор Яковлевич начинает неожиданно цитировать письмо Пушкина другу Кюхельбекеру: «Уважаемый, проза сегодня никак не идет, лежу на диване, давлю мух». От этимологии разговор вдруг так же резко переходит к темам серьезным – о культуре вообще. «Что такое культура в моем понимании? – произносит наш герой. – Знание родного языка и литературы, затем знание языка нации и литературы нации, затем – религия, потом – история, после этого уже обычаи земли, особенности местности, где живешь, потому что они связаны с особенностями природы этой территории – без этого не проживешь. Мы, конечно, называемся культурно-исторический центр, но название это неправильное, потому что история – это часть культуры, но ее малая часть. Есть еще много всего другого в культуре, а язык на первом месте».

Экспозиция продумана до мелочей – тематически и смыслово: отражена вся жизнь человека на уральской земле за последние 500 лет, какой бы профессии или социального положения он ни был. Охотник, рыболов, швея, золотодобытчик, кузнец, плотник, бортник, конюх, черносошный крестьянин, просто хозяйка большого семейства, ребенок в XVIII, XIX, XX веках, даже каторжник – здесь всё!

«Целеустремленно я ничего никогда не собирал, да и сейчас я не могу назвать себя коллекционером, но в 2015 году я ездил в Узбекистан, где меня хорошо принимали, и был в одном городе-крепости, построенном из саманных кирпичей – им две тысячи лет! – вспоминает еще одну историю Виктор Яковлевич. – И вот среди этой старины я вижу турбины гидроэлектростанции конца XIX века. Спрашиваю у экскурсовода, зачем им это, а тот отвечает, что это технически просвещенный Бухарский эмир в 1880-е годы построил на горной речке электростанцию, и она освещала город до 1960-х годов, когда на территорию пришла уже большая энергетика, турбины сняли, но сохраняют, потому что – тут рассказчик сделал многозначную паузу и продолжил: «Это хоть и недавняя, но НАША история».

Эти слова запали в душу Виктору Яковлевичу, и домой он уже приехал с решением собирать не только старину, но и «недавнюю, но нашу историю»: теперь в коллекции есть предметы советского быта и отдельная экспозиция, посвященная истории энергетики, которую используют для профориентирования детей – гостей музея.

«Музей – хранилище памяти: в нашем музее что не знаешь, то узнаешь, что не помнишь – вспомнишь, – говорит Виктор Яковлевич и рассказывает о впечатлениях посетителей. – Те, кому лет 30-35, выходят отсюда ошарашенными: они попали в детстве на безвременье, ощущение истории прошло мимо них, оказывается, потому что мы, взрослые, думали тогда только о деньгах. Увидеть все это для них – восполнить пробел».

Пересказывать, что собрано, – гиблое дело, но мы попробуем: транспорт, дома, строительство, пропитание – рыбалка, охота, собирательство, земледелие, кузня, речной транспорт, царская почта, коллекция детского транспорта, коньки и лыжи, наличники, добыча золота, быт деревенской школы – с партами (нам, как всегда, есть чем городиться – модель самой распространенной советской парты была изобретена в деревне Измоденово Свердловской области), пожарное дело, ремесла, фонари, пчеловодство, пермские деревянные кружева, лебедки, краны, история энергетики (в том числе библиотека), гончарное дело, ткачество, швейное дело, посуда, коврики, весы, музыкальные инструменты, история каторжников, шедших через Урал, купеческая лавка, зеркала, фильмоскопы, фотоаппараты, детские игрушки, телевизоры, настольные игры – и это только процентов 25 коллекции… Некоторые предметы можно трогать, есть даже мастерская, где планируют заинтересовывать детей ручным трудом.

«Я не историк, я электрик», – говорит нам хозяин музея и рассказывает, как он учится, узнает что-то попутно, когда предмет попадает к нему в руки, как он узнает истории совместного бытия с этими предметами от людей, которые приходят к нему на экскурсии, – и эти рассказы тоже потом идут в дело.

Кроме исторических экспонатов на территории музея есть и настоящие арт-объекты. Экспозицию помогают нашему рассказчику оформлять его друзья, о которых он постоянно говорит «мы», и повторяет: «У меня много друзей, они приезжают и многое делают для музея. К примеру, в пятницу приехали, мы попили чай, пошли вечером посмотрели, что надо сделать, а в субботу утром встаем и начинаем работать». Помогает семья – они, к примеру, взяли на себя все хозяйство.

Свою экскурсию дачник, превратившийся то ли по своей воле, то ли по воле судьбы в музейщика, заканчивает такими словами: «Вы сегодня стали чуточку патриотичнее, а из патриотов складывается нация. Есть нация – есть сильное государство, потому что в сложное время не армия спасает, а патриоты своей земли». И правда, в музее множество форм застывшего времени – отголоски разных эпох в мелочах, «недавняя, но наша история» (теперь эту фразу нам хочется цитировать везде), тот самый пласт, который принято называть в последнее время «культура повседневности». Знать о ней, хоть раз увидеть ее – понимать своих предков, а понимать предков – любить свои корни, ценить и беречь их. От этого уже так просто не откажешься.

Кстати, рассказала нам о музее и его чудесном хозяине Викторе Яковлевиче Овчинникове Майя Давыдовская, за что мы ей благодарны, и благодарность наша не знает конца.

поделились
в соцсетях

Комментарии пользователей сайта

Александр / 29 Августа 2020 в 21:26

Знаком с Виктором Яковлевичем и был в его музее. Не смотря на то, что Виктор Яковлевич говорит «наш», «мы», я считаю что музей ЕГО. В смысле создан ИМ. Все кто поучаствовал в создании музея были зажжены, заражены ИМ. Поэтому спасибо ему огромное за то что он делает, за то что познакомил нас с НАШЕЙ историей. Преподал нам то что мы должны были получить от своих предков, родичей. А про музей подпишусь под каждым словом в этой статье. Все очень интересно и очень познавательно. Так что рекомендую посетить всем и лучше сразу с детьми - тогда Виктор Яковлевич выполнит за вас ВАШУ задачу: ознакомит их с историей предков...

Нина / 11 Апреля 2021 в 16:23

Большое спасибо за интересный рассказ. Первый раз узнала о таком интересном месте и удивительном музее! Низкий поклон организаторам и хранителям этих ценностей!