Поиск по сайту

11 Октября 2020

Екатеринбург – столица российского уличного искусства?

Состояние уральского стрит-арта в 2020-м: взгляд снаружи


Текст: Дмитрий Ханчин Текст: Дмитрий Ханчин
Мне нравится!

За минувшие июль, август и сентябрь в городе один за другим прошли четыре разных фестиваля стрит-арта, и в очередной раз зазвучала формулировка «Екатеринбург – столица российского уличного искусства». Разбираемся в том, насколько уместно так говорить и что подобный титул может дать городу.

Краткая история уральского стрит-арта

Ранее на этом сайте мы рассказывали о тех самых четырех фестивалях. Вкратце перескажем: в начале лета вместо традиционной «Стенограффии» государственную поддержку получил новый фестиваль «Public Art», участники которого создали полтора десятка работ на темы природы и патриотизма. В начале августа стартовал партизанский фестиваль нелегального искусства «Карт-бланш», и за несколько недель в городе появилось порядка 90 работ, многие из которых затрагивают общественно-политические проблемы. В середине месяца началась «Стенограффия», которую поддержали губернатор Свердловской области и ряд компаний. Художники работали над масштабными росписями, а организаторы вместе с «Яндекс.Картами» создали фиолетовую линию, опоясывающую центр города и ведущую от одного знакового объекта уличного искусства к другому. Ну а в сентябре руководство «Стенограффии» запустило совсем новый проект – первый уральский фестиваль паблик-арта «ЧӦ». Его участники сосредоточились не на муралах и граффити, а на объемных скульптурах.

«Гриша», художник Андрей Бартенев, фото: Олег Ковалюк, резидент ФОРМА 42

Так, опытным путем выяснилось, что в Екатеринбурге за короткий срок может пройти целых четыре разных фестиваля уличного искусства, каждый со своим уникальным лицом (за исключением, может быть, «Public Art», организаторы которого, по выражению стрит-арт-гида Алексея Шахова, «пока не нашли свою особенную фишку»). Все это – логичное продолжение и развитие богатой истории городского стрит-арта. История эта началась задолго до 2010 года, когда стартовала первая «Стенограффия». Восемь лет подряд, с 2003 по 2010 годы, в городе проходил фестиваль «Длинные истории Екатеринбурга», участники которого создавали работы на бетонных заборах и рекламных билбордах. А родоначальником уральского стрит-арта считается Старик Букашкин, который еще в начале девяностых годов расписывал заборы и гаражи. Многие его произведения не сохранились, но оставшиеся Администрацией города Екатеринбурга были признаны культурной ценностью. 

Екатеринбург нередко называют столицей российского стрит-арта. Попробуем разобраться, что означает это словосочетание и какие еще столицы у уличного искусства есть.

Столицы уличного искусства

Художники Kislow x Максим Реванш, фото: Владимир Абих

В топе от Plus-one.ru «Мировые столицы стрит-арта» на первом месте стоит Берлин с его долгой историей неформальной культуры: сквоты, первые рейвы, Берлинская стена со знаменитым граффити Дмитрия Врубеля. Также в рейтинге есть Лондон, Бристоль, Лиссабон, Париж, Дубай, Буэнос-Айрес. Ну а из российских городов здесь представлен именно Екатеринбург: «Этот город, в негласном состязании с Москвой, Питером и Нижним Новгородом, претендует на звание столицы российского стрит-арта. Впрочем, уличное искусство в Ёбурге (как называют город местные жители) уже давно такая же визитная карточка, как конструктивизм и знаменитый уральский рок. Серые стены стали отличным «полотном» для художников различного калибра – от ребят «с района» до известных за пределами России Покраса Лампаса и Тимофея Ради»

Москва, Питер, Нижний Новгород и Екатеринбург – эти четыре города выдают поисковики по запросам вроде «столица российского стрит-арта», причем чаще всего – последние два. В Москве больше всего стрит-арта просто потому, что это крупнейший город страны. В Петербурге другая ситуация: Адмиралтейский, Центральный, Василеостровский и Петроградский районы города находятся под охраной ЮНЕСКО, поэтому уличное искусство в центре города почти невозможно. Зато стрит-арт процветает в креативных пространствах вроде порта Севкабель, плюс в городе функционирует единственный в стране Музей стрит-арта. «Наш город практически стерилен в отношении уличного искусства. Именно поэтому Музей стрит-арта не мог нигде появиться, кроме как у нас», – рассказывает его директор Татьяна Пинчук.

«В больших городах и рисуют больше, но делают это в основном в особых пространствах, в кластерах, в артистических гетто, – рассуждает директор фестиваля «Стенограффия» Евгений Фатеев. – У нас же уличное искусство – это универсальный язык, его использует реклама, и люди во взаимоотношениях с властями, и сами власти».

Художник Кирилл Ведерников, фото: Дмитрий Чабанов, резидент ФОРМА 42

В Нижнем Новгороде проходит фестиваль уличного искусства «Место» с большой и разнообразной программой, а гости города неизменно говорят о том, в каком они восторге от местного стрит-арта. Александр Янг, автор проекта «Street Art Hunter», хорошо знакомый с уличным искусством разных городов России, рассказывает о том, в чем разница между стрит-артом Екатеринбурга и Нижнего Новгорода: «Не совсем правильно сравнивать эти города.  В обоих есть очень крутые художники, в обоих развито уличное искусство, но искусство разное. В Нижнем, например, много работают с деревянной поверхностью: в городе много исторической застройки, с ней большие проблемы, и это актуальная тема для местных художников. В Екатеринбурге больше работают с текстом, у нас много политического стрит-арта».

«В Нижнем Новгороде, как и у нас, высока лояльность жителей города к уличному искусству, – развивает мысль Лариса Петрова, проректор по научной и инновационной работе Екатеринбургской академии современного искусства. – Там много художников, их поддерживает бизнес. Но там нет событийной институциональной истории, стрит-арт не вписан в стратегию городского развития, художники с трудом бывают поняты чиновниками, городскими властями».

Так почему Екатеринбург – столица стрит-арта?

Таким образом, Екатеринбург, Нижний Новгород, Санкт-Петербург и Москву вряд ли можно считать конкурентами, каждый из этих городов по-своему является столицей российского стрит-арта. Нас же интересует, что именно делает столицей Екатеринбург. Что есть у нашего города для обладания этим, пусть и неофициальным, титулом? Слово нашим спикерам.

«Называть нас столицей стрит-арта на фоне того же Берлина было бы странно, но на российском уровне мы по-хорошему должны уже закрепить этот статус, – считает урбанист и общественник Дмитрий Москвин. – Екатеринбург – центр современной российской культуры, все что у нас производится в этой сфере, почти всегда топового уровня. Стрит-арт – это про качество городской среды, про интенсивность жизни, про конфликты. Уличное искусство Екатеринбурга подчеркивает, что город живой, что в нем есть конфликты, есть интрига». 

«Чаще всего в стране отношение к стрит-арту простое: есть цветовое пятно на стене, ну и хорошо, – рассказывает Евгений Фатеев. – А в Екатеринбурге аудитория более подготовлена к восприятию искусства. А еще город вбросил в страну большое количество художников. Совокупность этих факторов приводит нас к тому, чтобы считать Екатеринбург столицей».

«Соседи», художник Наталья Пастухова, Дмитрий Чабанов, резидент ФОРМА 42

«Мне кажется, Екатеринбург вполне можно назвать столицей стрит-арта, – говорит Татьяна Пинчук. – Отсюда много активных художников: Вова Абих, Слава Птрк, Илья Мозги. Отдельно стоит отметить такого известного художника, как Тимофей Радя, он делает масштабные проекты, каждая его новая инсталляция — событие. Здесь проходит фестиваль «Стенограффия», о котором многим известно. И с недавнего времени проходит еще один фестиваль «Карт-бланш», организованный тем же Славой Птрк. Плюс ситуация со сквером – про нее много говорили через призму стрит-арта, в ней участвовали художники, есть знаменитая наклейка «Город бесов». Я не знаю другого города, где столько всего происходит и на который регулярно появляется так много ссылок на тему уличного искусства». 

Александр Янг считает, что называть какой-либо город столицей стрит-арта некорректно: «Мне не нравится этот термин, потому что он подразумевает сосредоточенность в одном месте: в столице все самое крутое, а остальное – провинция. В России не так: есть Питер, есть Москва, есть Нижний Новгород, где уличное искусство имеет свою уникальность, свою культурную идентичность. Недавно я был в Калининграде, думал, что там ничего нет, а оказалось, и там есть своя движуха. Уличное искусство распределено повсюду, и выбирать одну его столицу – неправильно».

«Мы сами определяем, столица мы или не столица, – рассуждает Лариса Петрова. – Это неофициальный статус, это метафора, которая указывает на то, сколь большое значение этот вид искусства имеет для Екатеринбурга. Быть столицей стрит-арта – с одной стороны, престижно, а с другой – ответственно. Если ты столица, то с тебя и спрос. Если ты столица, то, в конечном итоге, ты отвечаешь и даже принимаешь решения. С этой точки зрения статус столицы не только праздник, но и работа. И Екатеринбург к этому труду готов по ряду существенных причин. Первая – огромное количество объектов стрит-арта. Вторая – длительная история местного уличного искусства, начавшаяся задолго до «Стенограффии». И третья: уличное искусство – часть городской культурной политики. Городское управление всегда смотрело на стрит-арт лояльно и использовало его для того, чтобы культурно реанимировать пространство. Характерный пример – арка рядом с бывшим кинотеатром «Салют», она была в упадке, а благодаря работе Покраса Лампаса превратилась в городскую достопримечательность».

О том, почему городские власти лояльны к уличному искусству, рассказывает начальник Управления культуры Администрации города Екатеринбурга Илья Макров: «Стрит-арт в нашем городе всегда был добрым, даже когда касался каких-то острых тем. Работы могут высвечивать какие-то проблемы в обществе, но не призывают к агрессивным действиям. «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого» – уличное искусство у нас следует этому правилу, поэтому мы его поддерживаем. Я не могу назвать себя супер-мега-специалистом по этому вопросу, поэтому воздержался бы говорить, что Екатеринбург – столица стрит-арта, но мне приятно так думать, и я часто слышу это от своих знакомых. Думаю, это связано не с объемом уличного искусства, а с тем, что Екатеринбург – один из первых городов в стране, где появились фестивали стрит-арта. Как и все прекрасное, появиться это могло только благодаря определенным людям, и исторически сложилось, что в нашем городе эти люди оказались – прежде всего я говорую о компании StreetArt, организовавшей «Стенограффию».

Покрас Лампас и его работа «Погружение-8», фото: Георгий Сапожников

Известный уличный художник Покрас Лампас не понаслышке знаком с местной средой: он не раз участвовал в «Стенограффии», в этом году присоединился к фестивалям «Карт-бланш» и «ЧӦ», именно он создал работу «Супрематический крест», вызвавшую в прошлом году бурную полемику. «Екатеринбург заслуживает право называться столицей стрит-арта, но давать регалию от имени художника не совсем корректно, – рассуждает Покрас. – Я верю в следующее: Россия должна развиваться в конкуренции между городами, и Екатеринбург отлично конкурирует и с Москвой, и с Нижним Новгородом, и с Петербургом, и в принципе с миром. Это один из лучших городов с точки зрения развития уличного искусства на глобальной карте. Здесь искусство – живет. Оно не просто появилось, все прошли мимо и забыли, здесь есть интерактив со зрителем. Иногда его пытаются закрасить, иногда сохранить. А иногда им вдохновляются другие художники».

«Стрит-арт – ресурс, который расцветет уже завтра»

Итак, мы разобрались, из чего складывается тезис «Екатеринбург – столица стрит-арта»: из талантливых художников, подготовленной аудитории и лояльных к этому виду искусства властей. Но что следует из этой столичности? Как стрит-арт может повлиять на городскую жизнь?

«Уличное искусство является инструментом в урбанистике, – считает Александр Янг. – Самый простой пример – порт Севкабель в Питере: взяли старое промышленное помещение, порисовали, поставили столики – и у нас модный кластер. Уличное искусство создает точки притяжения и имеет функции облагораживания мест, как с той же аркой Покраса Лампаса. Помимо этого, уличное искусство ведет диалог со зрителем, с жителями города, это способ высказывания, способ указать на проблему».

Свой взгляд на этот вопрос у Дмитрия Москвина: «Уличное искусство – возможность маршрутизировать движение по городу. Стрит-арт зачастую появляется в тех местах, где есть скрытая конфликтность, и, если следовать за ним, можно открыть город с совершенно новой для себя стороны. Недавно я двигался по следу работ Андрея Люблинского, набрел на двор, где есть несколько объектов фестиваля «Карт-бланш», и обнаружил, что в этом дворе идет стихийное озеленение: дети садят деревья, на каждом из них подпись – имя и год рождения ребенка, название и год посадки дерева. Попасть в это место и узнать о нем я мог бы только благодаря тому, что рядом появились работы уличных художников. Повторюсь: стрит-арт – важный маршрутизатор городской жизни».

«Каллиграфический трамвай», художник Вася Bas, фото: Дмитрий Чабанов, резидент ФОРМА 42

Илья Марков – о том, как стрит-арт может повлиять на внешнее восприятие столицы Урала: «У нас в городе проходит много разных активностей, которые так или иначе связаны с уличным искусством, это все благоприятно сказывается на имидже Екатеринбурга как города, в котором много всего происходит интересного и оригинального».

О перспективах, которые несет уличное искусство, рассуждает Лариса Петрова: «Сегодня наш город находится на перепутье. У старого Екатеринбурга был статус центра горнозаводской цивилизации. Свердловск был городом инженеров, проектировщиков, строящих будущее страны, а еще – местом убийства царской семьи. Екатеринбург девяностых был связан с именем Ельцина. Все эти статусы отражают прошлое города, но не настоящее и будущее. Сейчас Екатеринбург – это совсем другой город. Это город, находящийся в постиндустриальном информационном обществе, и сейчас главная фигура – некий креативщик, который производит смыслы. Сейчас мы – информационный центр, мы отражаем настоящее и говорим о будущем. Стрит-арт создают, ценят и продвигают молодые, которые формируют наше будущее. Для стрит-арта характерны креативность и высокая степень свободы гражданского активизма – это все про будущий Екатеринбург. Стрит-арт – это ресурс, который расцветет уже завтра».

Попробуем суммировать все, что было сказано. Итак, у Екатеринбургского уличного искусства большая история, и город, не в обиду другим, вполне может считать себя столицей российского стрит-арта, но этот неофициальный статус говорит не о том, что здесь искусство лучше, чем в других городах, а о том, насколько оно важно для городской среды и местных жителей. Стрит-арт создает маршруты, по которым мы движемся. Он становится способом коммуникации между художниками, горожанами и властью. Он облагораживает окружающую среду. Он отражает проблемы, мечты и чаяния. А еще он создает смыслы и дает задает направления для развития в будущем.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры