Поиск по сайту

03 Ноября 2020

Художественный фронт

В музее «Шурави» продолжается проект «Творчество, рожденное войной»


Мне нравится!

Со 2 ноября по 4 декабря в музее памяти воинов-интернационалистов «Шурави» пройдет выставка «Во имя Победы». Выставка посвящена работе художников Юлия Рафаиловича Бершадского, Анатолия Никифоровича Яр-Кравченко и Петра Васильевича Васильева в период Великой Отечественной войны в Свердловске. Представлены материалы из частных коллекций А.П. Кузьминых и А.И. Полева.

Невозможно из относительно спокойного периода истории понять до конца человека, живущего во времена, когда надо доказывать свое право на существование. Война – это не только фронты, обозначенные на военной карте. Это огромные «тектонические движения» в жизни всей страны. Тем более, такая война, как Великая Отечественная. В музее «Шурави» продолжают серию небольших по количеству экспонатов, но глубоких по смыслу выставок, показывающих как раз эти невидимые фронты. В этот раз поднимается тема работы художников в Свердловске, куда они приезжали в 1941-1945 годах в эвакуацию или работать, издавать свои произведения, участвовать в коллективной агитработе.

Одна из центральных личностей, представленных на выставке – заслуженный деятель искусств УССР, профессор Юлий Рафаилович Бершадский (кстати, учился в мастерской И.Е. Репина). Художник был эвакуирован из Одессы в Свердловск, вел здесь активную творческую жизнь – писал портреты передовиков производства, показывая тех, кто ковал победу. На выставке в музее представлена картина, на которой он запечатлел начальника кузнечно-прессового цеха Уралмашзавода Павла Георгиевича Левандовского. Кроме того, он был участником агитвитрины и самой значительной выставки, открывшейся в 1944 году, которая носила гордое название «Урал – кузница оружия». После войны остался в Свердловске, вел преподавательскую деятельность в УПИ на кафедре архитектуры.

Творчество двух других художников, командированных в период войны в Свердловск из Ленинграда и Москвы, Анатолия Никифоровича Яр-Кравченко и Петра Васильевича Васильева представлено рядом выпущенных графических открыток, напечатанных в 1942-1945 годах. Открытки, альбомы, плакаты, марки печатались в то время, чтобы собирать деньги фронту.

Яр-Кравченко в начале войны ушел добровольцем на фронт, служил в авиачасти и в свободное от службы время писал портреты летчиков. Работы стали популярны, и так он стал художником редакции армейской газеты «Атака». Его фронтовой альбом рисунков «Летчики-истребители в боях за Ленинград» имел большой успех. Альбом решено было издать качественно, чтобы на его продаже собрать деньги на танковую колонну «Работник печати». Типографией выбрали «Уральский рабочий», поэтому Яр-Кравченко был отправлен в Свердловск в командировку.

Из воспоминаний самого художника: «…Так невероятно было после нескольких часов полета очутиться вне блокады!.. Главный редактор газеты «Уральский рабочий» Лев Степанович Шаумян организовал встречу с нами. По всему Свердловску на больших щитах висели объявления: «Ленинград сегодня. Встреча с фронтовыми художниками и журналистами, приехавшими из осажденного Ленинграда».

Большой зал редакции был переполнен. Стояли даже на подоконниках. Мы рассказывали о жизни в осажденном городе. Наши простые рассказы поражали. Трудно было живущим в таком глубоком тылу поверить в то, что происходило в осажденном Ленинграде, трудно было представить, как жили и стойко держались люди в голоде, холоде, без света, без воды, под почти непрерывными бомбежками и артиллерийскими обстрелами. После этой встречи мне предложили устроить выставку моих работ, которая и открылась 30 мая в голубом зале Окружного дома Красной Армии».

На выставке в музее можно увидеть те самые легендарные открытки с работами Яр-Кравченко: с портретами летчиков, зарисовками из жизни авиачасти, подвиги авиации.

Петр Васильевич Васильев, народный художник РФСР, работал по заказам Музея революции и на «Окна РОСТа». Во время войны был командирован на Урал, откуда выезжал на фронт, в частности в Сталинград, и делал зарисовки. Затем возвращался обратно в Свердловск и печатал свои работы так же на открытках, марках. Его темы –фронтовая жизнь, партизанское движение. В Свердловске он еще успевал изображать тружеников тыла на их рабочих местах.

Дмитрий Николаевич Ямин, куратор выставки в «Шурави», сопровождает экспонаты ярким эмоциональным рассказом, деталями, характеризующими личности художников и время, в котором они жили и творили. Этот рассказ как раз и высвечивает линию «невидимого фронта» – художественного; действий художника против войны.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры