Поиск по сайту

15 Января 2021

Бык. Совокупность дополнений

Образ быка в истории искусства


Текст: Анастасия Мошкина Текст: Анастасия Мошкина
Мне нравится!

Планируем, мечтаем, ожидаем. Какой этот будет год? Кто-то идет за советом к аналитикам, кто-то – к кофейной гуще. Кто-то ищет ответы в нумерологии, кто-то в восточном гороскопе, кто-то просто думает, что «все будет хорошо» или «ничего хорошего не жди». Мы решили поразмышлять над тем, что означает символ нового года – бык, в каких традициях и как его упоминали, какими образами он остался запечатлен в искусстве. А потом уже решить, что всё будет, как минимум, интересно.

«Зал быков» пещеры Ласко

Бык – один из первых образов, появившихся в искусстве. Ранние наскальные рисунки возрастом от 51 до 37 тысяч лет изображают животных, в основном дикого быка бантенга (Bos javanicus lowi). Один из быков в пещере Ласко размером аж в пять метров.

В «Зале быков» два ряда зубров расположены друг напротив друга, два с одной стороны и три с другой. Двум зубрам с северной стены сопутствуют десяток лошадей и большое загадочное животное, на лбу которого изображено нечто вроде рога, за что он и получил название «единорог». На южной стене три больших зубра изображены рядом с тремя маленькими (красного цвета), шестью оленями и одним медведем в пещере, нарисованным на животе одного из зубров и потому плохо различимым. Считается, что шесть точек над головой одного из зубров представляют собой изображения скопления Плеяд в созвездии Тельца.

Почему бык? Люди того времени жили охотой и собирательством, если им удавалось поймать крупное животное, которое сильнее их, то это гарантировало запас еды на большой период времени. Если в нарисованное животное воткнуть накануне охоты копье, это может принести удачу на охоте: репетиции, знаете ли, – залог успеха. Именно в это время в отношении быка возник некий дуализм значений: с одной стороны, почитание – за пропитание; с другой, приношение в жертву – как самое дорогое, что есть у первобытного человека.

Многоликий и небесный бык Древнего Египта

По древним египетским представлениям священный бык Апис отождествлялся с солнечным богом Ра, превращался в Осириса, и в образе «небесного быка» оплодотворял богиню неба Нут. Центром культа Аписа был Мемфис. Аписа жрецы содержали при храме бога Птаха в Мемфисе, одевали, кормили и почитали, как бога. Движения быка интерпретировались жрецами, предсказывавшими будущее. Вот изображение Аписа той эпохи.

Почему бык так важен был в это время? Люди начали обрабатывать землю, а бык им помогал – пропитание продолжало зависеть от этого животного.

А вот уже интерпретация сюжета от художника Фредерика Артура Бриджмена, когда Древний Египет в XIX веке начали открывать археологи. На картине – праздничное шествие священного быка Аписа в Египте.

Еще более небесный бык Шумера

В шумерской культуре бык наконец-то хотя бы в изображениях получил крылья. Это логическое продолжение его небесности. Мы его знаем как шеду – дух-хранитель человека, выражающий его индивидуальность, который изображался (на фресках, статуях) в виде существа с телом быка или льва, с орлиными крыльями и человеческой головой.

На фотографии – крылатый человекобык из Дур-Шаррукина. Восточный институт, Чикаго.

И, конечно, если говорить о Шумере, то невозможно не сказать о зарождении тавромахии (боя быка и человека) как сюжета в искусстве, особенно в литературе. Получает распространение шумерская песня с условным названием «Гильгамеш и Небесный Бык». Песня входит в цикл аккадо-шумерских поэм о Гильгамеше. Часть этой песни позже была переведена на аккадский язык и вставлена в «Эпос о Гильгамеше». В основе сюжета лежит любовь богини Иннин (Иннана) к герою Гильгамешу. Однако Гильгамеш посрамил богиню, в отместку она наслала на героя чудовищного Небесного Быка. В состоявшейся битве Гильгамеш и его раб Энкиду убили быка, после чего они расчленили его тело, отделив голову, шкуру, сердце и рога. Так закладывается прямоугольник тавромахии: герой, возлюбленная, помощник героя, бык. Ничего не напоминает? (Ответ – Сервантес).

Похищение Европы

И вот мы добрались до самого распространенного сюжета. По легенде, Зевс явился Европе, игравшей с подругами на берегу моря, в виде белого быка и похитил ее, увезя на своей спине на остров Крит. Там Зевс принял вид прекрасного юноши и овладел Европой. От этого союза родились Минос, Радамант и Сарпедон. Собственно, так, согласно древнегреческим мифам, появилась жизнь сначала на Крите, затем на материковой части Греции (центральную область так и называли – Европа), а затем и на всей Европе.

Финикийская мозаика. Ок. 300 г. до н.э.

В литературе Европа стала действующим лицом трагедий Эсхила и комедий Евбула и Платона. А в изобразительном искусстве кто только эту историю не изобразил: Тициан, Веронезе, Рембрандт, Г. Рени, Клод Лоррен, Ф. Буше, Г. Моро, В. Серов, Франческо Альбани, Берхем, Джордано и другие.

Давайте посмотрим на «Похищение Европы» Тициана (1560–1562).

А теперь сравним с картиной «Похищение Европы» Валентина Серова (1910). Используя характерный для эстетики модерна прием стилизации, Серов первым создает свою версию античного сюжета, далекую от академических канонов.

Композиционное решение полотна было им найдено достаточно быстро. Высокая линия горизонта построена на диагональном движении форм, поэтому если смотреть на картину чуть дольше минуты, начинает казаться, что волны двигаются и бык плывет. Кстати, это часто используют в свою пользу мультипликаторы.

Победа над быком в Древней Греции

Римская мозаика, изображающая Тесея и Минотавра в центре Кносского лабиринта.

Кроме того, древнегреческая культура дала нам такие сюжеты, как Тесей и Минотавр, Геракл и критский бык, Ясон, запрягший в плуг огромных свирепых быков Ареса и засеявший поле зубами дракона, за что получил золотое руно. Во всех этих историях герои просто обязаны были проверить свои силы на быках. У них это получалось. А у кого нет, история тех имен не сохранила.

В архитектуре появляется целое явление букринии (др.-греч. βουκράνιον – «череп быка»).

Это часто употребляемый орнамент в классической архитектуре. Обычно выполнялся как серия голов крупного рогатого скота, задрапированных или декорированных гирляндами цветов и фруктов. Вот, к примеру, орнамент ротонды Арсинои (о. Самофракия).

Иудейские пляски вокруг золотого тельца

«Але́ф» (Alph) – первая буква иврита. Рисунок этой буквы восходит к изображению бычьей головы с рогами, а в соединении с буквой «бет» дает слово «abba» (арамейское «Отец»).

Кроме того, у древних иудеев изображение быка – идол, которому поклонялись. Художник Никола Пуссен на своей картине «Пляски вокруг золотого тельца» как раз запечатлел этот сюжет: золотой телец – идол, несколько раз появляющийся на страницах Ветхого Завета как предмет культа отступивших от Бога Израиля.

Рассказ о первом золотом тельце подробно изложен в 32-й главе книги Исход. В новоевропейской культуре «золотой телец» – символ наживы, власти, денег, богатства, алчности. И, конечно, мы не можем не упомянуть роман Ильфа и Петрова «Золотой теленок», название которого для тех, кто знает контекст, становится многозначным.

На заре христианства

Чуть позже (разовьется с ранним христианством) появится тетраморф – крылатое существо из видения пророка Иезекииля (VI век до н. э.) с четырьмя лицами: человека, льва (с правой стороны), быка и орла (с левой стороны). Позднее эти животные были истолкованы как символы четырех евангелистов, и термин «тетраморф» стал применяться в описании их иконографии. Существа стали символами евангелистов и формой их традиционного (с VII века) символического изображения: Матфей в образе ангела, Марк в образе льва, Лука в образе тельца, Иоанн в образе орла. Посмотрите на него в работе Рафаэля.

Кстати, эти символические изображения до сих пор остались в старообрядческой иконописи, а затем перекочевали в наивное искусство.

А теперь давайте вспомним песню «Город золотой» на стихи Анри Волохонского и поймем уже ее смысл:

Одно — как желтый огнегривый лев,
Другое — вол, исполненный очей,
С ними золотой орел небесный,
Чей так светел взор незабываемый.

Древнеримского быка – в жертву

В Древнем Риме получает распространение митраизм (служение Митре, божеству индоиранского происхождения). Основной сюжет митраистской мифологии строится на том, что Митра преследует некоего быка, догоняет его и на плечах относит в пещеру, где приносит животное в жертву, имеющую целью обновление мира. Из пролитых крови и семени быка происходит возрождение земли и всей жизни на ней. Центральным в этой мифологии становится образ жертвоприношения быка (тавроктония).

Отсюда множество изображений тавроктонии в Древнем Риме. Вот, к примеру, рельеф с изображением тавроктонии (II-III века н.э.), который сейчас хранится в Лувре: в верхних углах изображение Гелиоса-Солнца с вороном и Луны.

А это римский рельеф, изображающий тавроктонию, II век н. э. На этом рельефе – зачатки европейской астрологии и астрономии: по одному из учений, Митру и быка окружают созвездия.

Бык соответствует созвездию Тельца, змея – созвездию Гидры, собака – созвездию Малого Пса, ворон – созвездию Ворона, скорпион – созвездию Скорпиона, лев – созвездию Льва, кратер – созвездию Чаши или Водолея. Также Митра отождествляется с созвездием Персея, расположенного на небосклоне как раз над созвездием Тельца. Некоторые исследователи говорят, что это день весеннего равноденствия в созвездии Тельца, и умерщвление быка символизирует окончание временного цикла.

Кстати, латинское название этого созвездия – Taurus – перекликается с русским словом «тур», обозначающим первобытного быка.

Возрождение быка

Постепенно величие этого образа сходит на нет. Ровно до начала Возрождения, когда великие художники вспомнили и перебрали все сюжеты мифологии. Мы уже упоминали Тициана, Веронезе, Рембрандта, Гвидо Рени, Луку Джордано.

Следом идут барочные быки и «пастушки» Франсуа Буше и, к примеру, Семена Щедрина («Пейзаж в окрестностях Санкт-Петербурга», 1777).

Но поговорим подробнее об исходе XVIII века, о том, кого называют «последним из старых и первым из новых» художников. О Франсиско Гойе и его «Похищении Европы» (1772).

Его творчество уже принято относить к романтизму, к сложной рефлексии души. Эта картина противоположна предшественникам: Европа не такая уж привлекательная, картина оставляет тревожное впечатление, бык – черный, а не белый или хотя бы светлый. И вообще полотно часто называют мрачным сновидением. Уже в конце жизни художник сделает серию офортов «Тавромахия» (1815) и «Бордосские быки» (1824).

Бык как знак

Игры с семантикой быка начал Пикассо. Он часто использовал этот образ в своих работах и не давал ему однозначного толкования: оно интерпретировалось как изображение испанского народа; как осуждение фашизма и жестокости; как символ мужественности; как отражение самооценки Пикассо.

Апофеоз – серия из одиннадцати литографий «Бык», которые художник превратил в своеобразный мастер-класс по превращению академических произведений искусства в абстрактные.

Пикассо визуально препарирует изображение быка, чтобы обнаружить его присутствие посредством прогрессивного анализа формы. Каждая литография представляет собой отдельный этап изучения, цель творческого эксперимента – обнаружить абсолютный «дух» зверя. От реалистичного образа быка, через игру со структурностью, к абстракции. Кстати, эта абстракция очень сильно похожа на быков с наскальных рисунков. Круг замкнулся.

Рой Лихтенштейн, яркий представитель американского поп-арта, в середине 70-х годов XX века создал несколько оммажей в память о Пикассо.

Кроме того

На самостоятельную работу по поиску изобразительного ряда оставляем вам следующие сюжеты.

1. Образ быка в народной традиции славян почитаем. И это почитание тура, быка или лося уходит корнями в далекую древность. Ученые связывают ритуалы поклонения этим животным с тотемизмом и охотничьей магией. Бык мог выступать в качестве тотема рода или племени. Бык, в славянской мифологии, – это знак Велеса (тоже, кстати, буква А, только перевернутая). Ярый тур (бык) – образ наступающей весны, олицетворение напористого животворящего водного потока и огненного дыхания, который сметает на пути остатки зимней скверны.

2. В Китае бык был связан с культом Солнца, символизировал весну и земледелие, очень почитался. Во время праздника Весны китайцы лепили быка из глины или вырезали из дерева. В традиционном изобразительном искусстве Китая до сих пор имеет особое символическое значение цвет «весеннего быка».

3. В Древней Индии бык считался символом силы, мощи, плодородия. Верхом на быке изображаются Шива, Индра. Кстати, в буддизме бык занимает почетное второе место… Хотя претендовал на первое. Только крыса, которая была выбрана Буддой в качестве гонца, незаметно приехала на быке, а потом спрыгнула и побежала вперед. Так появился восточный (лунный) календарь.

Кстати, когда в здании Екатеринбургского театра кукол закончится ремонт и театр возобновит показы спектакля «Дон Кихот» (мы почему-то верим в это), то обязательно сходите на него. Режиссер и художник Виктор Плотников не просто играет, он прямо-таки жонглирует образом быка из мировой художественной культуры.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры