Поиск по сайту

22 Января 2021

Нетривиальная коммуникация и зин как уральский продукт

О проекте «Арт-платформа для продвижения уральского современного искусства»


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Фото: Георгий Сапожников Фото: Георгий Сапожников
Мне нравится!

Вчера в Екатеринбурге были презентованы итоги проекта «Арт-платформа для продвижения уральского современного искусства». На пресс-конференции в ТАСС-Урал его авторы и участники рассказали о том, как он помог создать коммьюнити арт-критиков и художников, почему важно было сформировать пул критических текстов и как современное искусство пришло в публичную среду.

Проект «Арт-платформа для продвижения уральского современного искусства» реализуется с 2018 года: тогда по инициативе Уральского филиала ГЦСИ при поддержке Благотворительного фонда «Синара» было издано четыре зина, посвященных четырем уральским художникам: Тимофею Раде, Плисе Горшениной, Александру Баженову и Людмиле Калиниченко.

Однако в 2020 году впервые была проведена более системная и целенаправленная работа: платформа объединила более 90 уральских художников, 20 арт-критиков и четырех экспертов из Франции, Швеции, Швейцарии и Нидерландов. Проект перестал быть только издательским: одной из главных задач арт-платформы стало создать некое коммьюнити людей, пишущих об искусстве, рассуждающих о тенденциях и продвигающих уральское искусство в России и мире. Как подчеркивает президент Благотворительного фонда «Синара» Наталья Левицкая, авторы и участники проекта остались довольны и считают, что эта работа должна продолжаться.

Коммуникационное поле

«Благодаря «Арт-платформе» в 2020 году не только появилось 4 новых больших текста о художниках, но и было создано коммуникационное поле между критиками и художниками. Для меня создание такого поля важнее, чем создание текстов: если мы посеяли на нем семена, то есть надежда, что тексты будут появляться и без нашего участия, и будет происходить продуктивное общение по поводу творчества», – отметила куратор проекта Женя Чайка.

Процесс создания коммуникационного поля не был простым: первый месяц ушел на преодоление барьера между критиками и художниками. Первым приходилось учитывать, что работа с современниками – не то же самое, что работа с классиками: у живых художников есть свое мнение относительно своего искусства, они могут отвечать на высказывания критиков и «давать сдачи».

 

По словам участника-критика Льва Шушаричева, в проекте не было жесткой ориентации на результат – акцент был смещен на процесс. На протяжении 3-4 месяцев арт-критики трижды в неделю говорили друг с другом, читали, размышляли. «Это меняет оптику, навыки, и здорово, что это не была классическая школа арт-критики, – отмечает Лев. – До участия в проекте я как искусствовед ощущал как раз-таки нехватку коммуникационного поля: многие критики ведут соцсети, но нет устоявшейся системы арт-критики. В то же время со стороны художников я ощущаю запрос: хочется комментария, фидбэка, вербализации практики, потому что не каждый художник готов писать о себе. Этот комплекс причин делает проект очень важным».

Художники Анастасия Богомолова и Фёдор Телков также отметили важность коммуникации между современными художниками и арт-критиками. «Для меня участие в этом проекте оказалось отчасти снятием запроса на качественную коммуникацию в художественном сообществе. Была возможность поговорить о собственной художественной практике, пообщаться с другими художниками, проговорить моменты, касающиеся твоих текущих проектов, проартикулировать их», – отметила Анастасия. Фёдор Телков  также обратил внимание на возможности, которые дает проект благодаря участию иностранных экспертов: «Художнику в России важна возможность выйти на международную арену. Классно, что платформа будет заниматься рассылкой, взаимодействием с кураторами на современном российском и зарубежном арт-рынке, и художники смогут представлять свое портфолио».

Побочным эффектом «Арт-платформы», по словам Жени Чайки, стала более активная коммуникация художников друг с другом. За последние полгода общение между мастерами и в целом в этой среде стало более плотным и ориентированным на содержание. Даже (исключительно по инициативе художников) появился проект «Уральская квартирале»: ее участники приглашали друг друга и простых горожан в свои мастерские и квартиры и проводили экскурсии.

Зины

«Первоначально, когда задумывался проект, для нас было очень важно создать тексты о художниках, которые на тот момент не имели никаких монографический изданий о себе, – рассказала Наталья Левицкая. – Этот принцип для нас очень важен, потому что художники должны получать критическое осмысление своей деятельности. Это чрезвычайно важно и для тех, кто пишет об искусстве, и для тех, кто участвовал в качестве художников».

В результате проекта художники, арт-критики и эксперты создали четыре зина – креативных публикаций, посвященных тому или иному художнику. Каждый зин состоит из визуальной части, представляющей работу художников, и текста. Интересно, что эксперты писали тексты не на английском языке, как принято в международном сообществе, а на родном; в зине же представлен текст на трех языках: русском, английском и языке автора. Фёдор Телков признался, что был поражен результатом работы своего эксперта Надин Райнерт (Швейцария): «Мы много говорили о проектах, над которыми я работал, и о проекте, над которым работаю сейчас. Я думал, что Надин напишет текст-рефлексию по этому поводу, но получилось эссе, которым я был приятно шокирован».

Кроме того, в каждом зине есть некое дополнение от художника. У Аси Маракулиной – сет из пяти  переводок, вдохновленный проектом «Объятие», у Фёдора Телкова – фенечка-закладка, отсылающая к его проекту «Урал Мари. Смерти нет».

«Для нас также важна дистрибуция контента. Каждый художник получает 30 зинов и может распространять его по своему усмотрению, остальной тираж распространяется по культурным институциям и кураторам», – отметила Женя Чайка. Куратор также подчеркнула, что зин – это некое «упакованное знание» о том или ином художнике: «На Урале очень много всего производят, но чаще всего финальная сборка происходит где-то в другом месте, а мы лишь поставляем ресурсы для готового продукта. В случае с художниками мы не просто открываем ценный ресурс, мы сами в состоянии осмыслить это богатство и отдать его на экспорт».

Выставка

Сегодня тексты, созданные в 2018 и 2020 году, можно увидеть прямо на улице: на пешеходной аллее проспекта Ленина открылась выставка о художниках – участниках «Арт-платформы». Каждую субботу по выставке проводятся экскурсии.

По словам Жени Чайки, решение делать уличную выставку пришло практически в последний момент; организаторы очень боялись, что в Екатеринбурге вновь могут закрыться музеи и галереи. Несмотря на мороз выставка произвела нужный эффект: «У нас висит 29 текстов, а это значит, 29 авторов и 29 художников, и огромное сарафанное радио. Многие художники – особенно те, кто не в Екатеринбурге – присылают фотографии, которые им прислали знакомые, просто гуляющие по проспекту Ленина. Я бы назвала это интервенцией довольно сложного контента в суперпубличную среду».

По мнению Натальи Левицкой, решение  вынести выставочную идею по итогам реализации проекта в общественное городское пространство было революционной идеей, но этот эксперимент был важен как знакомство горожан и гостей города с результатами работы критиков и современных художников.

 ***

Проект «Арт-платформа для продвижения уральского современного искусства» совместил в себе виртуальные возможности (сегодня есть функциональный сайт платформы, который можно развивать и пополнять), массив текстов и инструментарий, который позволит развивать проект в дальнейшем. «Это чрезвычайно важный результат для нас, поскольку фонд «Синара» очень много размышляет о направлении развития современного искусства в целом в России, – подчеркнула Наталья Левицкая. – У нас достаточно много культурных проектов, которые реализуются в различных сферах искусства. Но проект “Арт-платформа”, конечно, уникальный, потому что он позволил нам реализовать абсолютно новый подход к созданию коммьюнити-среды, и мне кажется, что идея, которая закладывалась первоначально, очень продуктивно воплотилась».

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры