Поиск по сайту
Размер шрифта А А А
Цвет сайта Ц Ц Ц
Изображения выкл
Обычная версия

11 Февраля 2021

Знакомьтесь, «Эрмитаж-Урал»

Первый фоторепортаж из культурно-просветительского центра


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Фото: Георгий Сапожников Фото: Георгий Сапожников
Мне нравится!

Культурно-просветительский центр «Эрмитаж-Урал» активно готовится к открытию. На сегодняшний день основные строительные работы завершены, и, хотя в залах пока нет произведений искусства, музейное пространство уже производит неизгладимое впечатление. Мы попросили директора Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никиту Корытина провести нам экскурсию по зданию.

С пешеходной улицы Вайнера хорошо видно фасад бывшего здания Свердловской картинной галереи – это памятник архитектуры, спроектированный Константином Бабыкиным. Никита Корытин не раз подчеркивал (в том числе – во время онлайн-экскурсии в марте 2020 года), что главная идея реконструкции – максимально сохранить это здание: музейщикам важно транслировать бережное отношение к памяти и истории. Здание Бабыкина хранит память о подвиге сотрудников Эрмитажа, которые провели блистательную операцию – в годы Великой Отечественной войны эвакуировали на Урал коллекции Государственного Эрмитажа. «Нас часто спрашивают, где же дизайн, и мы всегда отвечаем: главный герой реконструкции – это памятник», – подчеркивает Никита Корытин. Память о подвиге сотрудников Эрмитажа пронизывает все пространство культурно-просветительского центра, и мы в этом еще убедимся. Но обо все по порядку.

Новый вход с улицы Вайнера практически не видно. Однако именно он будет основным для посетителей: через стеклянные двери они будут попадать в welcome-зону. Прежний вход будет исключительно служебным

«Эрмитаж-Урал» состоит из двух частей: памятника архитектуры и нового строения. Они отличаются и по функционалу, и по оформлению

Первый этаж

Через главный вход мы попадаем в новую часть здания. Цветовое решение здесь монохромное, материалы – современные: металл, стекло. В этой части здания, на всех трех этажах, будут функциональные элементы и пространства: касса, охрана, гардероб, стойки администраторов-смотрителей, лифт, эскалатор, кафе, рекреация, лекторий, детская зона.

Прямо напротив входа – высокая белая стена, объединяющая все три этажа. Для нее придумано уникальное для российского пространства медиарешение: всю стену будет занимать огромная проекция. Глядя на нее, посетитель сможет узнать информацию о работе музея – например, посмотреть короткие интервью с кураторами, видеообращение директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского или специально снятые видеоролики.

В каждое помещение предусмотрен доступ по отпечатку пальца (для руководства) и карточкам (для сотрудников)

У входа находится комната, в которой размещена система диспетчеризации. Здесь будут работать несколько человек, которые будут постоянно следить за тем, что происходит в здании: контролировать температуру и влажность помещений, состояние систем видеонаблюдения, газового пожаротушения, дымоудаления и других.

Слева от входа – сувенирный магазин. Это уже часть старого здания, и в нее мы попадаем… через разобранный оконный проем. Никита Николаевич рассказывает, что подрядчик хотел заложить окна старого здания, чтобы между ним и новой постройкой была цельная стена. Но музею было важно сохранить исторические оконные проемы, и в итоге они превратились в дверные. А одно окошко оставили, как есть: через него из welcome-зоны можно заглянуть в сувенирный магазин.

Попадая в здание памятника, мы сразу чувствуем иную атмосферу. Здесь другая цветовая гамма, и, в отличие от нового пространства, здесь использованы в хорошем смысле слова несовременные материалы: деревянный пол, кирпич, штукатурка. Функциональное наполнение тоже другое: в этой части «Эрмитаж-Урала» будут размещаться музейные экспозиции.

На первом этаже – выставочный зал Государственного Эрмитажа: здесь дважды в год планируется проводить временные выставки. Сейчас здесь идет монтаж системы развески произведений, а вот монтаж планшетов уже завершен. Интересно, что часть планшетов – мобильные. «Они будут принимать то положение, которое необходимо по решению экспозиции. Таким образом у нас появляется больше пространства для развески: зал принимает разные формы, – поясняет Никита Корытин. – Дело в том, что помещение не прямоугольное, оно сложной формы, и мобильные элементы позволят нам маневрировать с точки зрения индивидуальной архитектуры выставки».

Для развески используется японская система, обеспечивающая максимальную безопасность произведений искусства

Белый потолок в зале для временных выставок Государственного Эрмитажа – легендарный: именно благодаря ему здание на Вайнера, 11 было выбрано хранилищем коллекций Эрмитажа в годы Великой Отечественной войны. Здание было построено в 1914 году, а в 20-е годы здесь разместилась типография «Гранит», и из-за тяжелого типографского оборудования перекрытия пришлось укрепить – сделать железобетонными. Это и обеспечило надежность в те годы, когда в здание въехали ящики из Эрмитажа.

В этом зале – несколько датчиков температуры и влажности, которые отслеживаются с пульта в инженерной комнате

Рабочий кабинет – здесь будут сидеть сотрудники отдела продвижения ЕМИИ

Кабинет для внутренних совещаний

Второй этаж

Поднимаемся на второй этаж – в зону рекреации. Здесь открывается хороший вид: с одной стороны – на проекцию, с другой, через панорамные окна – на пешеходную улицу Вайнера. Здесь посетитель сможет выпить чашечку кофе, причем для этого не обязательно покупать билет в музей – вход в этот кафетерий (как и в сувенирный магазин) свободный. «У человека будет возможность зайти в музей без билета – просто за кофе. Но конечно, мы надеемся, что, взяв кофе, он что-то узнает из проекции и, возможно, захочет пойти и на экспозицию», – надеется директор музея. В этом же пространстве будет микро-экспозиция, один из вариантов – оригиналы или репродукции меццо-тинто, которые хорошо впишутся в черно-белую гамму помещения.

Благодаря панорамным окнам кафетерий будет заливать естественный свет

В исторической части второго этажа – залы для постоянной экспозиции западноевропейского искусства, которую Музей ИЗО поучил в дар от Эрмитажа в качестве благодарности за сохранение эвакуированной коллекции. Площади у залов достаточно большие, тщательно подобран цвет стен: если в зале Эрмитажа на первом этаже используется холодный серый, здесь – уже теплый оттенок серого.

За разрешение положить в этом зале наборный дубовый паркет музейщики боролись долго. Пришлось использовать семь слоев противопожарной пропитки, чтобы удовлетворить требования пожарной безопасности

Еще одно пространство на втором этаже – небольшая библиотека напротив винтовой лестницы: здесь будет четыре стеллажа, порядка 50 книг (издания «Эрмитажа» за последние три года), торшеры и диваны.

Третий этаж

На лифте поднимаемся на третий этаж. Это – зона мероприятий: здесь расположен лекторий, детская зона, есть выход на крышу.

На крыше тоже будут проводиться мероприятия

В пространстве лектория сохранены деревянные балки. Несущие конструкции у кровли сделаны из лиственницы, но местами облегчены металлическими тягами, которые помогают снять нагрузку со здания. «Это очень интересное конструктивное решение, и мы полагаем, что это одна из причин, почему здание является именно памятником архитектуры, – говорит Никита Николаевич. – Насколько я знаю, такое решение – единственное в нашем городе».

Рядом с лекторием – зона работы с детьми: здесь будет тачскрин, кресла-мешки, столы для занятий. Помещение очень светлое, но сейчас оконный витраж закрывает пожарный экран

Самая важная часть третьего этажа – мемориальная экспозиция – пространство, посвященное истории эвакуации и жизни сотрудников Эрмитажа в Свердловске. Концепция экспозиции уже написана, сейчас идет подготовка к формированию самой выставки.

В мемориальной экспозиции – несколько интересных решений. Например, на стекла будут проецироваться фотографии личных дел сотрудников Эрмитажа (около 30 человек), которые участвовали в переезде и находились в Свердловске в годы войны.

Еще один элемент будущей экспозиции – инсталляция, воссоздающая рабочий кабинет эрмитажника; к счастью, сохранились акварели и фотографии, зафиксировавшие работу сотрудников музея. Также на выставке можно будет увидеть сохранившиеся с тех лет рабочий стол и мольберт, а еще открыть муляж ящика, подобного тому, в которых перевозились предметы искусства, и посмотреть, как упаковывались картины.

Сохранилась и лестница – довольно крутая – по которой с третьего этажа на второй спускались сотрудники Эрмитажа

Подвал

Недоступная для посетителей (в подвал можно спуститься только на лифте для сотрудников), но не менее интересная часть здания. Здесь оставили кирпичную кладку и не стали закрывать коммуникации на потолке – получился своеобразный лофт. Пространство напоминает лабиринт со множеством потайных мест: здесь и помещения для сотрудников, и пространство для временного хранения произведений искусства, и складские помещения, и важные элементы системы жизнеобеспечения здания.

В рекреации сотрудники музея смогут отдыхать, общаться, проводить встречи. Здесь работает кондиционер и вытяжка, которые обеспечивают комфортные условия. Есть даже окна (позже на них повесят жалюзи): естественный свет дополняет искусственный, и совершенно нет ощущения «подвальности» помещения.

Бутовый фундамент сохранили, чтобы и здесь были видны элементы старого здания

В помещении для упаковки и распаковки приезжающих произведений искусства тоже ведется контроль температуры и влажности. Оно предназначено для временного хранения, здесь же будет происходить осмотр вещей реставраторами и акклиматизация. Важный бонус – на экспозицию первого этажа произведения искусства можно будет поднимать на лифте. Рядом – складские помещения, где будут храниться витрины и выставочное оборудование.

Станция газового пожаротушения – одна из самых важных комнат во всем здании. Тушить произведения искусства водой нельзя, только газом: система срабатывает, реагируя на датчик задымления, и газ выпускается в помещениях выставочного пространства и в помещениях для временного хранения. Никита Николаевич уверяет, что с помощью такой системы источник возгорания можно потушить мгновенно: он вытесняет кислород, и горение прекращается. Что немаловажно, газ совершенно безопасен для человека.

Столовая для сотрудников

Система управления климатом позволяет контролировать состояние воздуха, который подается в вентиляцию

 

Система управления теплом с отдельным пультом – гораздо более продвинутая по сравнению со зданием на Воеводина. Система позволяет не только контролировать температуру в помещении, но и экономить, как только здание нагревается до нужной температуры. Это позволит музею потреблять меньше энергии, а значит, экономить на коммунальных платежах. 

Мы ждем не дождемся открытия, чтобы увидеть, как оживет это пространство. Но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что «Эрмитаж-Урал» станет местом, где сотрудникам будет комфортно, а посетители будут чувствовать себя желанными гостями. Это по-настоящему открытый музей: сюда захочется приходить не только на выставки, но и просто так – встретиться с друзьями, полюбоваться видом на городскую улицу, почитать книгу в библиотеке, а главное – почувствовать историю и атмосферу места, которые так бережно сохраняют музейщики.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Мария Первушина / 16 Марта 2021 в 17:00

Просто отлично и нет слов!!! Так хочу работать у Вас, отправляла свое резюме, но увы!!! Мечта остается мечтой

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры