Поиск по сайту

10 Марта 2016

Елена Штубова: «Музейное сообщество – это особая каста людей»


Мне нравится!

Совсем скоро на Екатеринбург в десятый раз опустится «Ночь музеев». Мы решили поговорить с директором Музея архитектуры и дизайна Уральского государственного архитектурно-художественного университета Еленой Штубовой о том, чем живет сегодня постоянный участник «Ночи музеев», какие проекты планирует реализовать, и как архитектура, дизайн и художественная культура уживаются под одной крышей.

— Елена Валентиновна, в какой момент Вы поняли, что Вам интересна архитектура?

— Вообще я историк по образованию, кандидат исторических наук, и всегда занималась историей культуры и социальной историей. Наверное, неслучайно я в 1997 году пришла в архитектурно-художественную академию: меня тогда пригласили на кафедру теории архитектуры и искусства — читать лекции, связанные с методологией научного творчества в написании исследований, связанных с теорией и историей архитектуры, искусства и т.д.

Занимаясь педагогической деятельностью, я поняла, что история культуры и архитектуры – очень близкая мне тема. Учить на теоретическом уровне азам, основам написания исследований по архитектуре и при этом не интересоваться самой архитектурой просто невозможно. И буквально через три года после того, как я пришла на работу в качестве педагога, меня пригласили возглавить наш музей.

—Пришлось в чем-то перебарывать себя, когда заняли столь ответственную должность?

— Конечно, когда я пришла в музей, было еще очень мало опыта чисто музейной работы, мало специальных знаний в области истории архитектуры, но был огромный интерес и к музейной работе, и к истории архитектуры, и к этапам развития дизайна на Урале. Все это совпало, и через несколько лет после того, как я пришла в музей, поняла, что это – то дело, которым мне очень интересно заниматься.

— Как изменилась Ваша жизнь с тех пор, как Вы стали директором музея?

— Знаете, вообще музейное сообщество – это такая особая каста людей. Нет музейщиков, которые не были бы преданы своему делу. Музейная работа, как никакая другая, требует полной самоотдачи. Это главное качество, которое нас характеризует. Нельзя просто приходить на работу в десять и уходить в шесть. Если ты не живешь текущим проектом – выставочным, экспозиционным, не погружаешься в него с головой все 24 часа в сутки, то хорошего результата не будет. Если ты хочешь чего-то добиться, то должен жить этой работой, всецело отдаваться делу. Когда я только пришла в музей, для меня это было совершенно новым – раньше я работала в Институте истории и археологии Уральского отделения Академии наук и больше занималась исследовательской деятельностью. Разница очевидна. Во-первых, это была непубличная работа – в музее же, кроме множества творческих задач, появилась общественная работа, связанная с широким кругом контактов. Открытость, коммуникативность, умение находить общий язык с людьми – это стало первым, что потребовалось освоить на новом месте. Конечно, потребовались новые знания, новый опыт. Но в итоге все оказалось очень интересно.

— Сколько лет Вы уже возглавляете музей?

— Директором музея я была назначена в 2000-м, бессменно руководила им до 2011 года, на один год освобождала должность в связи с затянувшейся реконструкцией (она началась еще в 2008 году), но уже в 2012 году вновь возглавила музей, чтобы завершить все работы по реконструкции и подготовить музей к открытию, которое состоялось в 2015 году. Конечно, за это время музей претерпел очень большие изменения. Когда я только пришла, даже профиль был совсем другой – тогда это был Музей истории архитектуры и промышленной техники Урала, а Музеем архитектуры и дизайна он стал уже после ребрендинга в 2012 году.

В 2008-2015 годах произошла очень серьезная реконструкция нашего исторического комплекса, которая продолжалась почти семь лет: мы открыли двери для посетителей в Ночь музеев, и с тех пор функционируем в полном масштабе. С сентября прошлого года приступили к обновлению экспозиции.

В результате реконструкции несколько разрозненных памятников архитектуры (три отдельных здания, в которых был расположен музей, и две исторические стены – памятники промышленной архитектуры, бывшие корпуса Екатеринбургской механической фабрики второй половины XIX века) были объединены в единый многофункциональный комплекс. По сути, были перекрыты дворовые пространства: большой и малый двор. И сейчас в комплексе наряду с музеем расположено еще одно структурное подразделение Уральского государственного архитектурно-художественного университета – Уральский центр развития дизайна.

Новая структура появилась неслучайно. В 2000-е годы на уровне государственной политики стали уделять очень большое внимание проблемам развития отечественного дизайна, в частности – индустриального. Появился проект создания нескольких региональных центров по развитию дизайна. И музей, как структурное подразделение архитектурно-художественной академии, стал больше внимания в своей деятельности уделять проблемам, связанным с дизайном и художественной культурой.

— А до этого деятельность музея была сосредоточена только в области архитектуры?

— Изначально музей был создан на базе Свердловского архитектурного института – поэтому естественно, что прежде всего нас интересовала архитектура. Потом в институте появилась кафедра технической эстетики – сейчас это кафедра индустриального дизайна. С ее появлением появились и специалисты, профессионалы, которые стали интересоваться в первую очередь индустриальной культурой, индустриальным дизайном. По инициативе профессора кафедры Владимирского была проведена очень большая работа по сбору экспонатов крупногабаритной техники уральских заводов. Сейчас эта экспозиция находится перед главным входом нашего музея, выходит на территорию Исторического сквера, а тогда была сосредоточена в большом дворе.  И если сначала мы были музеем, который занимался исключительно изучением истории архитектуры, то затем направления деятельности расширились.  В 1990-е годы на базе архитектурного института была создана архитектурно-художественная академия, в которой были уже три направления деятельности: архитектура, дизайн и художественное образование. Сейчас это и наши профильные направления. Мы работаем с профессионалами из разных областей – с архитекторами, дизайнерами,  художниками.

Когда возникла идея создать здесь Уральский центр развития дизайна, для нас стало актуальным обозначить те главные направления нашей музейной деятельности, которые бы отражали профильные направления Уральской государственной архитектурно-художественной академии. Так, в 2012 году мы стали называться Музеем архитектуры и дизайна. Готовясь к открытию после реставрации, мы уже ставили себе задачу выстроить нашу выставочную деятельность таким образом, чтобы отражать и историю региональной архитектуры, и историю уральской школы дизайна, и показывать здесь все самое интересное, неожиданное, что происходит в мире архитектуры и дизайна.

— Каким Вы видите ближайшее будущее музея?

— Я считаю, что музей – это не только место, где сосредотачиваются артефакты, это еще и площадка, на которой можно интересно рассказать о том, что происходит сегодня в архитектуре, дизайне, художественной культуре. Это не только ретроспективный показ развития архитектурно-дизайнерской сферы и художественной культуры, но и возможность привлечь сюда архитекторов, дизайнеров и художников. Дать им возможность познакомить наших горожан и гостей Екатеринбурга со своим творчеством. Именно с такими установками мы принялись за разработку наших новых экспозиционных планов.

Сегодня они разработаны практически по всем направлениям. По истории архитектуры это экспозиция «Архитектура Каменного пояса» — она как раз восстанавливается после большой выставки, которая проходила с декабря по февраль. Экспозиция рассказывает об истории архитектуры Уральского региона от зарождения первой профессиональной архитектуры – деревянного зодчества – до сегодняшнего дня. С 10 марта мы планируем пригласить посетителей на экспозицию, которая откроется в обновленном виде, и представить те новые разделы и макеты, которые обогатят рассказ об истории архитектуры.

— Что нового увидят посетители?

— Прежде всего — разделы, связанные с историей архитектуры XX – XXI столетий. В октябре прошлого года мы провели очень интересную большую выставку, посвященную 135-летию основателя архитектурной школы на Урале – Константина Трофимовича Бабыкина, который был знаковой фигурой для развития архитектуры города. В его творчестве можно проследить этапы развития Екатеринбурга – он работал здесь с начала XX века до 60-х годов, и смена архитектурных стилей очень ярко проявилась в его творчестве. С его именем связаны очень яркие архитектурные объекты, в каком-то смысле символы города Екатеринбурга. Например, Театр оперы и балета – это проект, над которым Константин Трофимович осуществлял рабочий архитектурный надзор и внес очень много коррективов и изменений, которые повлияли и на облик, и на конструктив сооружения. Проекты его авторства – это Управление железной дороги, величественное монументальное здание в стиле советской неоклассики, Дом культуры железнодорожников, здание Филармонии, здание картинной галереи на Вайнера…

Готовясь к юбилейной выставке, мы не только изучали творчество Бабыкина, но и специально выполнили несколько архитектурных макетов его объектов. Конечно, обновляя сейчас нашу экспозицию по архитектуре Урала, мы не могли не включить в нее эти объекты. И теперь наши посетители смогут увидеть масштабный, очень красивый макет Театра оперы и балета, макет Управления железной дороги, интересный макет Уральского политехнического института – нынешнего Уральского федерального университета.

Вообще это стандартная практика — по окончании выставок использовать наработанный материал для того, чтобы в дальнейшем обогатить, модернизировать нашу постоянно действующую экспозицию. Ведь когда выставка проходит, зачастую очень жалко расставаться с какими-то предметами.

Еще у нас наконец-то появилась техническая возможность для того, чтобы в полном масштабе представить один из наших самых интересных и серьезных проектов, который мы сделали вместе с общественной организацией «Культурное просвещение» – в 2014 году этот проект взял Гран-при конкурса «Лучший музейный проект года». Это «Обзорная экскурсия. Екатеринбург» — документальный сериал с анимацией, графикой, для разработки которого мы предоставили очень много наших архивных материалов и методических разработок. Проект сделан по той же методике, что и наша экспозиция – это рассказ об истории развития архитектуры городов Урала через демонстрацию смены архитектурных стилей. Один этап – это барокко, переходим к следующему – началу 19 века – это уже классицизм. Вторая половина 19 века – это эклектика. И на примере каких-то интересных зданий мы рассказываем об истории развития архитектуры, о творчестве наших выдающихся архитекторов.

— А мероприятия, посвященные дизайну, художественной культуре, в этом году планируются?

— Да, конечно! Что касается дизайна – это тоже выставочные проекты. Например, в этом году мы готовим большой проект, связанный с транспортным дизайном. В прошлом году делали проект по инженерной графике — выставку, которая раскрывает разные направления дизайна – индустриальный, графический и другие. Очень много мероприятий сейчас связано с дизайном одежды. На базе Уральского центра развития дизайна, в нашем выставочном зале уже традиционно проходит Неделя моды. Только-только закончилось Fashion Trade Show, и мы очень рады, что посетители теперь могут познакомиться с произведениями ведущих дизайнеров-модельеров Уральского региона.

В области художественной культуры у нас тоже достаточно интересный выставочный график на этот год: будут представлены и мастера декоративно-прикладного искусства, и живопись, и графика разных поколений художников. Так как мы работаем на базе архитектурно-художественного университета, мы очень тесно сотрудничаем с молодыми талантами – наша площадка всегда открыта прежде всего для наших студентов, выпускников вуза.

В Ночь музеев у нас традиционно проходит «Архиперспектива» – конкурс творчества студентов всех вузов. В этом году мы будем также представлять творчество художников кукол. На нашей площадке пройдет 27-й фестиваль Ассоциации художников кукол «Чукоккала».

Диапазон выставок очень широк, этим и интересен наш музей – здесь можно познакомиться с самыми разными выставками из разных областей – архитектуры, дизайна,  художественной культуры.

Беседовала Дарья Мичурина

Фото на обложке: Георгий Сапожников

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры