Поиск по сайту

13 Декабря 2016

Наши в Эрмитаже


Мне нравится!

В Петербурге прошел финал конкурса «Искусный глагол».

Первый в России конкурс культурных журналистов – проект, инициированный Екатеринбургским музеем изобразительных искусств совместно с Государственным Эрмитажем и фондом Потанина. Поводом стало 80-летие Музея ИЗО. Участниками были журналисты из ряда городов, в которых строятся или уже функционируют филиалы Эрмитажа: помимо Екатеринбурга это Омск, Калуга и Владивосток.

Локальные победители были определены в апреле этого года: это Ирина Киселева с «Эха Москвы», Екатерина Шакшина из «Вечернего Екатеринбурга», Юлиана Новоселова из «Уральских авиалиний», Александр Борисов с программой «Свободное время», Марина Козлачкова со своим блогом, а также автор этих строк. На прошлой неделе эта компания отправилась в северную столицу, дабы объединиться с культурными журналистами из других городов, узнать результаты конкурса и поучаствовать во «Дне Эрмитажа».

Сразу к итогам «Искусного глагола»: среди екатеринбургских участников победителей нет. Гран-при получил омский «12 канал» за мультимедийный проект «Четвертый век. Всемирная история Омска», посвященный 300-летию города. Заслуженная победа – впрочем, и у нас эта дата уже не за горами, а конкурс, хочется надеяться, ждет долгая и счастливая жизнь.

А победителями в нем в каком-то смысле стали все участники: «Искусный глагол» – сам по себе большой подарок для журналистов. Одна из его номинаций носит название «Редкая птица», и в каком-то смысле редкими птицами можно назвать всех, кто пишет о культуре – странные люди, на которых с некоторой снисходительностью смотрят коллеги, специализирующиеся на экономике, политике или других серьезных темах. Ну а наши герои, несмотря на все эти взгляды, на нестабильность зарплат и шаткость СМИ, продолжают вспарывать скальпелями умов ткань современной культуры в попытках найти во всем этом смысл, чувство и дух времени. И теперь они, наконец, обрели свою награду, а также возможность увидеть друг друга в лицо и в перспективе, возможно, создать некое сообщество. А в придачу к этому – три роскошных дня в Эрмитаже и за его пределами. Оставшаяся часть текста будет отведена под впечатления.

Мы видели Эрмитаж. Много и пристально. Конечно, всего богатства этого музея не разглядеть и за год. Однако же обратить вдумчивые взоры на шедевры фламандской живописи, греческой скульптуры и классической русской мебели – почти непозволительная роскошь.

Мы видели экспозицию знаменитого бельгийца Яна Фабра, вокруг которой разгорелся большой скандал: дескать, притащили в Эрмитаж собачьи чучела. Впрочем, так могут говорить только те, кто знаком с вопросом лишь понаслышке: на деле работы Фабра – скульптуры, картины и тотальные инсталляции, вступающие в прямой диалог с классической европейской живописью и выступающие против насилия в любом из его видов.  Выставка «Рыцарь отчаяния – воин красоты» разместилась во множестве залов Эрмитажа и получилась по-настоящему впечатляющей – величественной и завораживающей. По мнению Михаила Пиотровского, Фабр – живой классик, и в Эрмитаже ему – самое место, а что до возмущенной общественности – так в советское время люди так же митинговали и против выставки Пикассо.

Мы видели 3D-шоу, проецированное на само здание Эрмитажа: в десяти пронзительных минутах уместилась вся история здания и всего города.

Мы видели святую святых – фондохранилище Эрмитажа, расположенное в Старой деревне. В нескольких больших зданиях  помещены тысячи самых разных, но одинаково ценных объектов: тут и роскошные кареты екатерининских времен, и мебель XIX века, и собранные по маленьким фрагментам смоленские иконы, и древнегреческие амфоры, и археологические древности. Часть этих объектов находится на реставрации, часть ждет, чтобы быть экспонированной, многие произведения искусства загадочны и пока еще не изучены. Над всем этим работает огромная команда, причем работа проходит в обстановке строжайшей секретности: кодовые двери, пропуск по сетчатке глаза, строгая охрана. К счастью, нам удалось побывать там и увидеть часть этого великолепия – правда, никаких доказательств этому мы привести не можем, ибо фотосъемка в фондохранилище запрещена.

Мы видели сам Питер – зимний, темный, продуваемый всеми ветрами и при всем при этом прекрасный и чарующий. Писать о нем нужды нет – за нас все сказали писатели, поэты и певцы – о верности над чернеющей Невою, о 730 шагах до квартиры старухи-процентщицы, о медном всаднике и других вечных образах и неотъемлемых атрибутах города. Скажем лишь, что теперь о нем и других культурных столицах страны, среди которых, безусловно, и Екатеринбург, глаголить будут искуснее прежнего.

Автор: Дмитрий Ханчин

Фото: автора и Елены Владимировой

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов