Поиск по сайту

06 Ноября 2015

Искусство в ночи


Мне нравится!

4 ноября музеи города приглашали зрителей на акцию «Ночь искусств». Искусство призвано объединять, поэтому собрать под музейной крышей музыкальные, танцевальные, литературные коллективы ― естественно. Это наш небольшой отчет с нескольких музейных площадок.


ИЗО-звучащий

Музей ИЗО в Ночь искусств решил удивить посетителей необычным для себя форматом. Пока дети и взрослые мастерили цветы из бумагопластики и ваяли милых бумажных ангелочков, Каслинский зал превратился в импровизированную концертную площадку, а постамент Каслинского чугунного павильона ― в места для слушателей. Ровно в семь под крышей музея зазвучали звуки фортепиано: Ночь искусств началась…

Первым к зрителям вышел композитор и исполнитель творческого проекта «#Втихушку» Антон Штоль. Скромно поклонившись, он сел за рояль, мягко опустил пальцы на клавиши ― и по залам музея полилась неспешная нежная мелодия. Композиции плавно сменяли друг друга, Антон время от времени перебегал от рояля к электронным клавишам, а посетители тем временем стали потихоньку разбредаться по залам музея.

Правда, за границами Каслинского зала музыка уже была едва слышна, так что, как ни велико было желание совместить поход по музею с прослушиванием программы, сделать это было довольно-таки сложно, и вскоре основная масса посетителей вернулась к пианисту. К тому времени на площадке под аккомпанемент рояля зазвучали стихи: к Антону Штолю присоединился еще один участник проекта «#Втихушку» — поэт Дмитрий Светлый.

Казалось, лиричный литературно-музыкальный дуэт наполнил музей ИЗО какой-то невероятно светлой и теплой атмосферой: посетители с умиротворенными лицами слушали исполнителей или неспешной походкой прогуливались вокруг Каслинского чугунного павильона. Звуки фортепиано, переплетаясь с приглушенным голосом Дмитрия Светлого, уносились под высокий потолок…

Через час молодые исполнители уступили площадку знаменитому камерному оркестру B-A-C-H с их программой «Территория+». Зрители, начавшие было роптать из-за недостатка сидячих мест, живо оккупировали постамент павильона и завороженно глядели на величественную картину: «баховцы» в черных костюмах, водящие смычками по струнам, на фоне огромных темных окон музея, за которыми поблескивала вода и белел ноябрьский снег. Наверное, это едва ли не единственный концерт в истории оркестра, когда визуальный ряд ничуть не уступал звуковому. К тому же, была еще одна особенность: чем дальше зритель оказывался от исполнителей, тем больше у него было шансов услышать не концерт, а смех игравших в конце зала малышей.

Впрочем, до конца программы мало кто смог сдвинуться с места. Оркестр словно загипнотизировал слушателей ― детское лопотанье, посторонние шумы и обрывки разговоров ушли куда-то на второй план.

Из оцепенения зрителей вывели лишь третьи гости музея ― инструментальный коллектив Lite Story с их ненавязчивой, легкой и жизнерадостной музыкой, в которую чуть позже вплел свою мелодию и директор музея Никита Корытин, который не смог остаться в стороне и тоже взял в руки гитару, две гитары ― бас и акустику…

Пронизанные пулей

Кроме экскурсий по выставкам в Музейном центре «Гамаюн» случилось камерное представление «Строка, пронизанная пулей». Устроили его участники творческого объединения с уютным названием «Музыкально-поэтический Дворик» во главе с Людмилой Царевой.

Атмосфера во время представления была семейная. Возможно, потому что в зале было не более 20 человек, а песни под гитару — это всегда что-то дружественное и теплое. Однако тема выступления была серьезная — Великая Отечественная война.

Людмила Царева читала известные, уже ставшие классическими стихи о войне, фронте и Победе, а также произведения собственного сочинения. Она была этаким творческим модератором вечера и стихами связывала выступления других участников «Дворика».

Песни, стихи и мелодии из композиций военных лет, сыгранные на гитаре и флейте, выстаивались в дорогу, по которой слушателей проносило через историю Великой Отечественной войны от начала до Победы. В середине концерта зал уже подпевал.

Мир искусства всеобъемлюще

В Музее архитектуры и дизайна Ночь искусств началась с открытия выставки под всеобъемлющем названием «Мир искусства». Этакий глобализм обусловлен тем, что экспонатами стали все виды пластического искусства — живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и монументальное искусство. Большинство предметов на выставке «Мир искусства» — дипломные и курсовые работы выпускников и студентов Института изобразительных искусств Уральской государственной архитектурно-художественной академии, но есть и несколько работ преподавателей.

Выставленные объекты разнятся по содержанию и по стилю исполнения; представлены практически все этапы развития искусства — от глиняных горшков и кувшинов, почему-то напоминающих архитектуру какой-нибудь иной цивилизации, например, планеты Татуин из «Звездных войн», до реалистичной живописи о Великой Отечественной войне и быту простых людей. В придачу к этому — минималистские или эклектичные этногобелены, абстрактные инсталляции из дерева, скульптура лежащего человека, который явно прокрастинирует и доволен этим, а также многое другое, что сотворил пытливый ум и руки выпускников Архитектурной академии. Работает выставка 22 ноября.

Продолжил Ночь искусств поэт и писатель Виктор Филимонов, презентовав свою новую книгу «Прямо сейчас» — это белого цвета сборник белых стихов о красоте мира. Один из посетителей музея и друг писателя Филимонова сказал, что это необычные стихи, ведь у них нет рифмы, такта и ритма, но есть поэтичность. «Мы вместе с автором ходим на природу, но я только чувствую эту красоту и не могу сформулировать словами, а Виктор может», — подытожил друг поэта.

В конце вечера выступили танцоры коллектива «Бок о бок» с миниатюрой «Адаптация». Из-за приглушенного света, антуража и музыки казалось, что танец, которые исполняли эти четыре девушки, о прошлом — каменном веке, архаике. Однако оказалось, что «Адаптация» все-таки о настоящем. Вернее о том, что не теряет актуальность уже более полувека — о внутренней борьбе человека, утрачивающего свою идентичность и индивидуальность в огромном мире таких же, как он. Наверное, самый страшный кошмар живущего в XXI веке.

Однако пугаться не стоит, так как во второй части танцевальной миниатюры зрителей ждал хеппи-энд. Герои представления решили свои экзистенциальные проблемы и прошли адаптацию успешно. Ночь искусств продолжилась…

Сила воли в танце войны

В Музее истории Екатеринбурга обратились к теме войны в танце. Танцевали ее ребята из проекта Zonk'a: Полина Демчик, Александр Фролов, Кирилл Зайцев.

Как вы думаете, какой звукоряд должен сопровождать тему войны? Никогда не догадаетесь. По идее танцевального проекта Zonk'a ― тишина. Такое художественное решение поначалу требовало напряжения от зрителей. Надо было втянуться в происходящее, забыть традиционность в представлении темы войны, забыть прошлый зрительный опыт. Надо было начать просто наблюдать за линиями танца…

Ломанность и напряжение тел в современном танце передают всю боль и эмоциональность войны. И тут начинаешь понимать смысл задуманного. Музыка добавила бы эмоции, но отключила бы мозг… А танец войны в полной тишине ― это объемность восприятия. Во-первых, за счет условности контемпорари: манера танца накладывается на образы, которые предлагают танцоры, и образы вырастают до размеров архетипов матери, сына войны, старика без ноги, веселого парня-гармониста, девушки, которая ждет, друзей ― один ранен и умирает, второй тащит его на себе и не может бросить… Во-вторых, выбранное для перформанса пространство дополняло реальность танца. Это событие 70-летней давности имело выход в современность за счет больших окон зала Музея истории Екатеринбурга. Окно-стена музея показывает современную жизнь, результат, основывающийся на жертвах поколения Великой Отечественной войны. И тут возникает резкий контраст, заставляющий задуматься, достойно ли мы распорядились этим… А за окном вывеска фастфуда, вывеска «Сила воли», мелькает реклама одежды, огни и шум автомобильной пробки, останавливаются прохожие и фотографируют на телефоны происходящее в музее.

Такое сложное взаимодействие оглушает сильнее громкой музыки, которой в этом танце не было.

Потрясенные зрители после перформанса разбрелись по экспозициям музея, ожидая музыку мира после танца войны. Музыка мира исполнялась коллективами «Яблоки Борджиа» и Blues Bastards.

 

Стихи о темноте

В Музее «Литературная жизнь Урала XX века» Объединенного музея писателей Урала в одной маленькой-маленькой комнате, метров 36 квадратных ― не больше, собралось около шестидесяти человек, чтобы послушать стихи. Фишкой поэтического вечера-перформанса «Стихи о темноте» стало то, что напрашивается само собой при заданной теме, ― выступления поэтов проходили в кромешной тьме. Кроме того, выступления поэтов сопровождались шумовым оформлением от Данилы Матросова.

Было ощущение, что организаторы и выступающие сами не ожидали, что чтение стихов в темноте вызовет ажиотаж у зрителей. Но, видимо, тягостное межсезонье, напряженность жизни диктуют необходимость лирической передышки.

Темнота, как было выяснено экспериментальным путем, ― друг чтеца, а налобный фонарик или подсветка телефона расширяют возможности.

Тени, отбрасываемые чтецами на стены, добавляли образности происходящему, особенно, если это были «страшненькие» стихи: к примеру, чтение лирики Эдгара Алана По на английском в полифонии с нарезкой переводов на русский язык. Да, кстати, по правилам поэты должны были читать любые стихи о темноте, где есть это слово в разных смыслах, чужие и свои, и чужие ― обязательно. Хорошо шли и детские стихи Генриха Сапгира, и заковыристые произведения Иосифа Бродского.

Надо сказать, что это мероприятие позволило полностью отвлечься от действительности. Наверное, за счет атмосферности, настроения некого тайного сообщества и естественности всего происходящего. Потому что чем еще заниматься в темный ноябрьский вечер в старинном особняке, музее писателей, как не читать стихи в темноте?

Авторы: Эдуард Крылов, Анастасия Мошкина, Дарья Мичурина

Фото: Эдуард Крылов, Георгий Сапожников, Татьяна Доукша

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов