Поиск по сайту

17 Мая 2017

Бескомпромиссный автор – в истории

Балабановские чтения в Ельцин Центре


Текст: Дмитрий Ханчин Текст: Дмитрий Ханчин
Фото: Гоша Сапожников Фото: Гоша Сапожников
Мне нравится!

В магазине «Пиотровский» вчера презентованы две новые книги об Алексее Балабанове. В истории уральский режиссер остался как крупнейший художник постсоветской России. Работы его не меркнут со временем, а обретают новые смыслы и приглашают к диалогу.

Алексей Балабанов начал свой путь в Свердловске, в конце восьмидесятых – снимал на камеру местных рок-звезд. Затем переехал в Санкт-Петербург, учредил кинокомпанию «СТВ» и снял четырнадцать полнометражных фильмов. Некоторые из них стали народными, другие – культовыми в среде киноманов, третьи – вызывали шок и дискуссии. Режиссера не стало в 2013 году.

В 2015-ом в Москве и Санкт-Петербурге прошли I Балабановские чтения. Антон Долин, Андрей Плахов, Юрий Сапрыкин и другие исследователи рассматривали феномен Балабанова в социальном, историческом и искусствоведческом контекстах. По итогам этих чтений вышла книга «Балабанов. Перекрестки», которую в Екатеринбурге презентовали шеф-редактор журнала «Сеанс» Василий Степанов и редактор журнал «Сеанс» Алексей Артамонов. В книге не только доклады – в ней также опубликованы факсимильные записи и расшифровки дневников Балабанова. Впрочем, о ней лучше расскажет один из ее составителей.

«Единственный способ сделать так, чтобы Балабанов продолжал жить вместе с нами – это говорить о нем, включить его в расширенный искусствоведческий контекст, – рассказывает Василий Степанов. – Балабанов – бескомпромиссный режиссер, а только бескомпромиссные авторы остаются в истории. Автор такого масштаба порождает все новые и новые смыслы, даже не творя и не пребывая с нами в этом мире. Об этом и наш сборник, хотя самая интересная его часть – это, конечно, дневники Балабанова. Публикуются они впервые».

Вторая книга, презентованная в «Пиотровском», носит название «Бриколаж режиссера Балабанова». Ее написал американский культуролог Фредерик Уайт. Слово «бриколаж» пришло из культурологии – этим термином называется создание коллажа из самых разных, иногда не сочетаемых материалов. Свою книгу Уайт собрал из статей разных авторов о Балабанове, из интервью с режиссером, его соратниками, однокурсниками и просто знакомыми, из разных фактов из жизни режиссера. Кроме того, в «Бриколаже режиссера Балабанова» представлены  фотографии разных лет и ряд документов, в том числе, студенческий аттестат.

«В биографии Балабанова меня больше всего интересует период после «Войны», когда он начал снимать фильм «Американец», – рассказывает Фредерик Уайт, – главную роль играл американский актер Майкл Бин, и во время съемок в Норильске он ушел в запой и сорвал проект. Затем не получилось доснять «Реку» – погибла исполнительница главной роли. Потом последовало два фильма, которые Балабанов снял по чужим сценариям – «Жмурки» и «Мне не больно». Ну, а потом был «Груз 200», с которого начался уже новый этап в творчестве Балабанова. Другими словами, то, что было между «Войной» и «Грузом…» – это такой водораздел».

К слову, на родине Уайт преподает студентам историю российского кино, и его курс не обходится без «Брата», «Жмурок» и «Груза 200».

 

Между тем, это не единственные книги о Балабанове. «Сеанс» уже выпускал исследование Марии Кувшиновой «Балабанов» в своей «черной серии», в которой выходили биографии Александра Сокурова и Киры Муратовой. Кроме того, можно найти два тома киносценариев авторства самого режиссера.

«Надо сказать, что Балабанов не любил все эти умствования, критику и разборы, – говорит Василий Степанов. – Он уходил от всех разборов. Но он точно хотел, чтобы о нем были написаны книги».

 

Книги написаны, и только ими дело не ограничится. Прошедшие недавно в Москве и Питере II Балабановские чтения тоже послужат материалом для нового издания. Так, Фредерик Уайт уже в «Пиотровском» начал опрашивать пришедших туда людей, знавших Балабанова. Ну, а компания «СТВ» в данный момент реставрирует фильмы режиссера, и вполне вероятно, что в скором времени нас ждут показы «Брата», «Груза» и других кинокартин автора на большом экране.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга