Поиск по сайту

18 Мая 2017

Приборостроение и современное искусство: секреты биеннале

4-я Уральская биеннале пройдет на бывшем Приборостроительном заводе


Текст: Дмитрий Савельев Текст: Дмитрий Савельев
Фото: Татьяна Доукша Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

Организаторы главной на Урале выставки современного искусства показали место проведения четвертой биеннале, которая состоится в этом году с 14 сентября по 12 ноября. Площадкой станет бывшее здание Уральского приборостроительного завода (ул. Горького, 17).

Фасад этого заброшенного здания выходит прямо на набережную Городского пруда, ежедневно здесь проходят тысячи горожан, однако людям это пространство знакомо мало. Виной тому – строжайшая секретность, грифом которой десятилетиями охранялась любая информация о том, что и как производится на этом заводе. Раскрыть все тайны не обещает, но постарается хоть немного познакомить с этим местом биеннале современного искусства, которую традиционно поддерживает Управление культуры Администрации города Екатеринбурга.

«Каждый раз биеннале с новой стороны показывает город, – отмечает начальник Управления культуры Татьяна Ярошевская. – Колоссальным открытием стало бывшее здание типографии «Уральский рабочий», где я сама успела поработать. Что говорить о гостинице «Исеть», которую теперь знает весь мир. И вот теперь – Уральский приборостроительный завод, который биеннале наполнит новыми смыслами. Этот опыт дорогого стоит».

Первое здание, выполненное из красного кирпича и расположенное со стороны улицы Пушкина, было отстроено еще в 1941 году, изначально – для Библиотеки имени Белинского. Но вместо самого большого на Среднем Урале книгохранилища здесь появился Завод №214 Наркомата Авиационной промышленности, эвакуированный из Москвы. После завершения войны предприятие осталось в Свердловске и расширилось в 60-е годы, когда появилось новое здание. Сюда переместились основные производственные силы, а «кирпичка» занялась подготовкой материалов. Так продолжалось до 2014 года, пока приборостроительное производство не переехало в Арамиль, оставив здание у Городского пруда пустовать.

Сегодня помещение ожидает сноса – вскоре на месте завода появится комплекс элитного жилья. Демонтаж построек начался бы уже этим летом, но жизнь объекту неожиданно решила продлить биеннале, которая станет его лебединой песней.

«Биеннале появилась для того, чтобы постоянно открывать новые перспективы и взгляды на собственный город, – рассказывает комиссар Уральской биеннале Алиса Прудникова. – Попав в это здание, мы поняли, что должны открыть такой Екатеринбург. И я хочу, чтобы как можно больше жителей увидели город таким, каким здесь его увидели мы».

По ее словам, это самое сложное здание, с которым ей приходилось работать. Здесь нет света и тепла, серьезные проблемы с канализацией. Но организаторов это не пугает: к осени планируется устранить все неполадки и сделать пространство комфортным для посещения. Зато возможности для творчества, которые открывает здание, планируется использовать максимально.

Всего в здании четыре этажа. На первом разместится входная группа и гардероб. Кроме того, планируется организовать здесь работу кафе и книжного магазина. Второй этаж будет целиком отдан художникам. В частности, в одной из галерей будет помещен основной проект «Новая грамотность», за который в этом году отвечает куратор из Португалии Жоан Рибас. Другую займет программа арт-резиденций, где участники биеннале представят свои проекты по результатам посещения 22 городов Свердловской области. Не обойдется и без образовательной программы: ей тоже будет выделен отдельный этаж, где пройдут лекции, кинопоказы, детские мероприятия.

Сейчас художники и организаторы присматриваются к помещению: какие стены снести, а какие площади оставить в неизменном виде. «Неприкосновенным» видится пространство бывшего блока питания, сохранившее атмосферу аутентичного советского буфета: весы с гирями, счеты, прилавок, холодильник. Да и другие помещения хранят артефакты истории, которые могут пригодиться художникам в освоении пространства.

Одна из особенностей новой площадки – вид на город, открывающийся из окон. Городской пейзаж здесь окажется вписанным в выставку, станет ее неотъемлемой частью, с которой художникам тоже предстоит провести работу. И это новый вызов. И тот самый новый взгляд на город, о котором говорила Алиса Прудникова.

Площадка биеннале будет презентована широкому зрителю уже в эту субботу. 20 мая, в Ночь музеев, здесь пройдет двухчасовой световой перформанс, который приоткроет некоторые тайны здания на Горького, 17. И это станет первой творческой заявкой грядущей выставки. А в июне во внутренний двор завода переедет проект «Лето. Двор. ГЦСИ», который постепенно начнет готовить горожан к выставке.

Напомним, в 2010 и 2012 годах основной площадкой Уральской индустриальной биеннале современного искусства было здание типографии «Уральский рабочий», в 2015 году – гостиница «Исеть». Нынешней же осенью выставка пройдет уже в четвертый раз и будет исследовать совсем новое пространство бывшего здания Уральского приборостроительного завода.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга