Поиск по сайту

11 Октября 2017

«Нет ничего более нетрадиционного, чем культура»

Александр Архангельский – о том, как цифровая эра меняет культуру


Конспект: Дмитрий Ханчин Конспект: Дмитрий Ханчин
Фото: Георгий Сапожников Фото: Георгий Сапожников
Мне нравится!

Вчера в Ельцин Центре выступил известный журналист, писатель, телеведущий и профессор Высшей школы экономики Александр Архангельский. Мы законспектировали самые интересные моменты его лекции.

Культура как она есть

Культура – это не только искусство. Эта вся сеть институтов, которые отвечают за производство смыслов и ценностей. Это самое полное определение слова.

Нет ничего более нетрадиционного, чем культура. В начале XIX века это слово практически не употреблялось. Если бы Александр Пушкин его услышал, то решил бы, что речь идет о сельхозработах. По-настоящему плотно это слово вошло в обиход после двухтысячного года – как раз с наступлением цифровой эпохи. Поэтому те, кто говорят, что цифровая эпоха убила культуру, вряд ли понимают, о чем говорят.

Предтечи цифровой революции

Начало цифровой эпохи лежит глубоко в истории, в желании фиксировать реальность без непосредственного участия человека. До этого были текст и картинки. Они отражали не реальность, а отношение человека к ней.

Примерно в 1500 году Леонардо да Винчи делает набросок: описывает устройство, в котором мы угадываем прообраз камеры обскура. Второе устройство, которое позволило освободить нас от нас самих – это «волшебный фонарь», ранний проекционный аппарат.

После изобретения печатного станка литература стала упрощаться. Между книгами и журналами стали преобладать журналы, между журналом и газетой выбор падал на газету. Текст становился все менее аристократическим и все более тиражируемым.

Во время Первой мировой войны появились люди, у которых возникла новая точка отсчета – взгляд сверху. Люди прежних эпох смотрели на мир по горизонтали или под углом в сорок пять градусов. Самыми прогрессивными операторами и режиссерами того времени стали бывшие летчики.

Еще война показала, что движущаяся картинка убеждает людей с гораздо большей силой, чем неподвижная. Поэтому генеральный штаб Германии принял решение аккумулировать усилия всех немецких киностудий под своей эгидой. А выдающийся режиссер Дэвид Уорк Гриффит открыл, что реальные съемки на поле боя воздействуют на сознание с гораздо меньшей силой, чем съемки в павильоне, стилизованные под реальные.

Переход на цифру

Полномасштабная цифровизация началась, когда появилась возможность передачи нетелевизионного изображения на расстоянии. Случилось это в 1967-м, когда Ларри Роберт связал два компьютера сетью. Так появился первый прообраз интернета – ARPANet.

Дальше мы начали отказываться от одного материального носителя за другим. Сначала нам перестала нужна быть пленка для того, чтобы снимать и передавать изображение. Затем нам перестал быть нужен кабель, передающий изображение с экрана на экран.

Чтение сейчас

В 1974 году Майкл Харт создал проект «Гутенберг». Это первая в мире электронная книга. Сначала все говорили, что это ерунда. Потом все стали говорить, что только так и будет. Появились прогнозы, что бумажная проза исчезнет. В начале нулевых Стивен Кинг поставил эксперимент по первому в истории выпуску книги только в электронной среде. Тогда эксперимент не удался – эпоха еще не настала.

Знаете, какая книга спасла книгоиздание от краха в 2015 году? Книжка-раскраска для взрослых.

Чтение как самовоспроизводимый социальный инстинкт снижается. Зато растет инстинкт написания книг. Платформа «Ридеро», на которой можно издаться за разумные деньги, сейчас в России вполне может конкурировать с «ЭКСМО» по количеству выпускаемой продукции, а цифры на сайте «Проза.ру» просто огромны. При этом продажи книг падают. Цифровая эпоха провоцирует рост творчества и снижение интереса к чужому творчеству.

Трансмедиа как наше будущее

Мультимедиа – создание высказывания минимум на трех платформах: текст, аудио и видео. Трансмедиа – это немножко другое. Приведу пример. В Англии есть неблагополучные районы. И вот документалисты снимают фильм о жизни бездомных. Потом показывают его по ТВ, и на этом история заканчивается. Так было раньше. Сегодня проект будет строиться по-другому. Возникнет сайт, на котором мы будем рассказывать о судьбах бездомных. Возникнет движение, которое попытается помочь этим бездомным. Будет снят фильм о том, как изменилась судьба бездомных. История будет оставаться одной и той же, но при этом меняться в зависимости от того, на какой платформе мы ее рассказываем.

Один из ранних примеров трансмедиа – проект британского режиссера Питера Гринуэя о вымышленном персонаже Тульсе Лупере. Сначала Гринуэй снял мини-сериал. Потом написал книгу. Спроектировал игру. Сделал выставку. Каждый раз история менялась, каждая из ее частей дополняла другую.

Итог

В цифровую эру искусство стало ближе к человеку. «Гугл» в высоком разрешении оцифровал ключевые картины, хранящиеся в музеях мира. Оцифровка шедевра – это новое произведение или воспроизведение старого? Трудно сказать, ведь это не оригинал, но и не копия. Придя в музей, мы увидим картину иначе. Но с помощью технологий мы сможем оказаться с ней один на один и хорошенько изучить.

Разным сферам искусства цифровая эпоха принесла разные возможности. Она не смогла решить все проблемы и во многом породила новые. Но пока мы будем эти проблемы решать, мы будем развиваться.

Несмотря на все усилия, убрать человека из схемы «реальность-образ-зритель» не удалось. И слава богу.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга