Поиск по сайту

07 Ноября 2017

«Ночь искусств» – 2017: единство под крышей


Мне нравится!

В прошедшую субботу, в День народного единства, музеи, театры, библиотеки, концертные залы и центры культуры Екатеринбурга присоединились к Всероссийской культурно-образовательной акции «Ночь искусств», которая в этом году рука об руку шла с акцией-партнером – «Ночью истории». Мы побывали на нескольких площадках и традиционно делимся впечатлениями.

Екатеринбургский музей изобразительных искусств:

взрослая программа

Картину можно сравнить с машиной времени, потому что она накапливает в себе эмоции художника, который ее создал, отражает время создания и вбирает в себя знаковые события. Картиной можно наслаждаться вновь и вновь, считывая новые смыслы. С проводником из мира искусства это делать и полезнее, и интереснее. В этот день научными сотрудниками ЕМИИ были проведены часовые экскурсии по части экспозиции «Ясновидцы грядущего. Русский авангард 1910-х−1920-х годов». Всю ее обойти за один раз даже при всем желании нельзя: 250 экспонатов из собраний Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Государственного музея В.В. Маяковского, Башкирского художественного музея имени М.В. Нестерова, Пермской художественной галереи, Омского музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля, Нижнетагильского музея изобразительных искусств, Нижегородского художественного музея расположились на первом и втором этаже музея.

Одно из самых популярных произведений на выставке – это картина «Рулетка» Владимира Маяковского, который по образованию был художником. За счет скрученного ритма создается композиция, которая, кажется, вот-вот оживет.

В ходе любой экскурсии всегда интересны вопросы, так как они чаще всего основаны на развенчивании стереотипов. Распространенная претензия к художникам состоит в том, что они, как кажется на первый взгляд, просто не умели рисовать, но сразу же можно этот миф развеять, так как многие художники этого направления, за редким исключением, получили серьезное художественное образование. Другой миф – борьба картины и фотографии за внимания зрителя. Фотография создана для фиксации происходящего, живопись же идет дальше. Интерпретация художником существующих процессов – вот, что самое главное.

Если обратиться к периоду 1910-1920 годов, то было время, когда художники броскими образами пытались эпатировать публику, расшевелить искусство и отразить тот бунтарский дух времени.

Отдельный раздел выставки посвящен художнику послереволюционного авангарда – Александру Родченко. В рамках экспозиции представлены станковые «Беспредметные композиции» из Екатеринбургского музея изобразительных искусств и Пермской художественной галереи, обложки журналов и рекламные афиши (в соавторстве с Владимиром Маяковским). Жемчужина коллекции – собрание всех одиннадцати иллюстраций, выполненных в технике фотомонтажа к первому московскому изданию поэмы Маяковского «Про это» (1923).

После экскурсии гости стали зрителями творческой коллаборации студентов факультета современного танца Гуманитарного университета и учащихся Уральского музыкального колледжа, а в 21:00 состоялся показ документального фильма «Тимур Новиков. Ноль объект», посвященного русской художественной революции 1980-х.

Екатеринбургский музей изобразительных искусств:

детская программа

Ничто так не революционно, как детское восприятие мира: грань листа – это еще не граница для аппликации, почему бы летучей мыши не быть зеленой, зебре — розово-зеленой, (черно-белый – это так скучно!), а собаке — сине-красной? Шаблон? Нет, я сам знаю, что я буду делать. Так, в «Ночь искусств» в Екатеринбургском музее изобразительных искусств работали революционно настроенные «Авангардные мастерские», куда входили дети разных возрастов, а выходили художники в стиле супрематизма, кубизма, футуризма и прочих «измов». Особо ценными нам показались художественное полотно длиной в несколько метров и «постмодернистский» натюрморт с огрызком «яблока Магритта».

Музей истории Екатеринбурга

В Музее истории Екатеринбурга Ночь искусств прошла, сопровождаемая звуками арфы, ароматами штруделя и рассказами о путешествиях. Зрители, пораженные тем, как совсем юные арфистки справляются с огромным музыкальным инструментом, почти на час погрузились в мелодичные переливы, создаваемые Марией Анчуговой, Алиной Любимовой, Ариной Пановой и Александрой Герман.

А тем временем художницы Настасья Худякова и Ольга Глушкова уже приготовили свои скетчбуки, чтобы показать екатеринбуржцам, как правильно хранить воспоминания из поездок: не фотографировать на гаджет и бежать дальше, а на десять-пятнадцать минут присесть за столик в уютном кафе, открыть скетчбук, достать карандаш или пару маркеров, и нарисовать милую сердцу картинку. Мини-шедевр, кстати, не только напомнит вам о прекрасном неспешном моменте, но и позволит привезти друзьям и знакомым сувенир, которым не стыдно похвастаться: из эскиза может выйти чудесная открытка, нужно лишь отсканировать рисунок, распечатать изображение на плотной бумаге и приклеить марку.

Чтобы слушатели не сомневались, что такое ремесло под силу каждому (даже тому, кто вовсе не умеет рисовать), художницы раздали присутствующим листы, планшеты и карандаши, а затем попросили сделать быстрый набросок с картинки, представленной на экране. Посетители музея взялись за выполнение задачи с энтузиазмом, и всего через несколько минут Настасья и Ольга уже разглядывали несколько десятков совершенно разных набросков – на некоторых из них нашлось место и самим ведущим мастер-класса.

Единственное, что слегка разочаровало в тот вечер – это мастер-класс по приготовлению штруделя. Обаятельный, но отчаянно волнующийся молодой человек хоть и продиктовал рецепт знаменитого десерта и сдобрил рассказ красивыми подробностями (знали ли вы, например, что тесто для штруделя должно быть таким, чтобы через него можно было прочитать письмо от любимого человека?), но процесс приготовления так и не продемонстрировал. Зато любознательные слушатели расспросили все в малейших деталях: от процента уксуса до алкогольного напитка, который лучше подавать к десерту.

Библиотека имени А.И. Герцена

Под крышей библиотеки воистину собралось сразу несколько видов искусств. В одном из первых залов можно было увидеть световую инсталляцию «Письма цвета пламени» – наливающиеся красным цветом икеевские шары-светильники, на которых красными буквами были начертаны письма солдат, и чем краснее становились шары, тем сложнее было различить надписи – зато автор Анастасия Крохалева с удовольствием объясняла всякому входящему, что хотела сказать своим творением. По пути из зала в зал можно было любоваться выставками художниц Маргариты Чинцовой и Екатерины Дерун или остановиться у экрана, залюбовавшись видеоперформансом театра танца «Лемниската Бернулли».

А затем с удовольствием послушать лекцию «Красный: в моде, в истории, жизни. От 1910-х до наших дней» от дизайнера одежды и имиджмейкера Яны Романовой. Рассуждения Яны о красном цвете не оставили аудиторию равнодушной: слушатели практически сразу превратились в собеседников и вместе с лектором сделали несколько интересных выводов – например, о том, что мужчину в красных ботинках мы вероятнее всего назовем модником, а вот женщина в красном платье явно стремится привлечь к себе внимание – однако Яна порекомендовала делать это не столь явно, и привлекать внимание деталями, как, например, дизайнер Кристиан Лабутен, покрасивший в красный цвет подошвы своих знаменитых туфель. В финале лекции из соседнего зала стали доноситься приятнейшие звуки – там уже начинал концерт ансамбль скрипачей «Кантилена». Их музыкальные импровизации, на которые поспешили сбежаться слушатели из всех закоулков библиотеки, придали вечеру и шарм, и необыкновенную душевность.

В финале лекции из соседнего зала стали доноситься приятнейшие звуки – там уже начинал концерт ансамбль скрипачей «Кантилена». Их музыкальные импровизации, на которые поспешили сбежаться слушатели из всех закоулков библиотеки, придали вечеру и шарм, и необыкновенную душевность.

Художественный музей Эрнста Неизвестного

Одним из ярких событий этого дня стало выступление председателя правления Клуба друзей Художественного музея Эрнста Неизвестного Сергея Погодина, который в рамках своей лекции рассказал о теме социалистической революции в ранних работах скульптора. Одна из главных мыслей лектора состояла в том, что Эрнста Неизвестного часто ошибочно считают диссидентом, но он им не был.

На лекции была приведена цитата, иллюстрирующая мировоззрение мастера: «Что же меня заставило покинуть Россию? Главными, разумеется, были внутренние расхождения с советским мировоззрением. Нет, не в политическом плане, хотя в политическом они тоже были. Но основные мои расхождения с режимом носили, скорее, метафизический характер. Я отношусь к искусству как к метафизическому явлению – чего вообще не могли понять советские идеологи».

После лекции состоялся показ фильма «Моя революция» режиссера Евгения Тихонова, в котором было много редких архивных кадров. Фильм длился всего полчаса, но увиденное породило обсуждение: настолько он был интересным. В завершении вечера посетителей ожидал музыкальный сюрприз: концерт, на котором выступила группа Chris. Музыканты исполнили блюз- и рок-каверы.

Музей кукол и детской книги «Страна чудес»

Тематическую экскурсию по выставке «Ленин и дети» пропустить было нельзя: столько интересных архивных материалов там собрано: значки, фотографии, книжки о Владимире Ильиче начала и середины XX века, куклы… Выделяется сред прочих пионерский галстук 1990 года, потому что он находится в упаковке: его не успел надеть октябренок, так и не ставший пионером, поскольку организация была расформирована в 1991 году. Гипсовый бюст вождя встречает гостей в песочнице, давая каждому возможность для интерпретации роли Ленина в СССР.

На стене, покрытой красной атласной лентой, начерчены слова, которые должны быть до боли знакомы тем, кто еще застал эту эпоху: «Я (ФИ), вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, всегда выполнять законы пионеров Советского Союза».

Выставка небольшая, ее можно обойти за десять минут, но все задерживаются на большее время, потому что каждый экспонат вызывает эмоцию, воспоминание, отклик в душе. Каждую вещь, представленную там, хочется рассматривать.

Городской дом музыки

«Нуждается в революции». Такой гриф можно смело ставить на современную фантастику, где количество давно победило качество. А ведь были и революционные времена: гиперболоид, подводная лодка, видеосвязь, путешествие на другие планеты – все смелые предположения фантастов 100-летней давности сбылись. Пусть теперь фантазиям писателей откроются новые горизонты, ведь фантасты всегда отличались революционностью. На творческой встрече с Борисом Долинго можно было обсудить современное состояние фантастики, получить совет от опытного писателя, узнать историю творческого метода в литературе, как делается фестиваль фантастики «Аэлита» сегодня. На этой площадке в «Ночь искусств» качественно готовили будущих фантастов к прорыву.

Детская филармония

Детская филармония тоже приняла участие в акции и подготовила для своих посетителей необычную программу, соединившую историю и искусство. Каждый, кто пришел сюда, нашел занятие по душе. Как жили, что ели- пили, какую музыку слушали и на что надеялись в советское время, было интересно всем – как детям, так и взрослым. Малыши, знающие о том времени только лишь из уст родителей и педагогов, неожиданно окунулись в эту атмосферу, а взрослые с удовольствием вспомнили свое детство.

В фойе Екатерининского зала была представлена масштабная выставка фарфоровых кукол в национальных одеждах, а также редких советских агитплакатов. Мало кто знает, что в советское время в здании Детской филармонии располагался Дом крестьянина, в котором выступал поэт Демьян Бедный. В память о нем юноша и девушка, одетые в белый верх и черный низ, выразительно читали стихи великого поэта.

Люди, настроенные серьезно и желающие подискутировать на тему революции, спустились этажом ниже, в круглый зал для совещаний, и послушали лекцию доктора исторических наук Анатолия Кириллова, который презентовал свою книгу «Средний Урал в революциях 1917 и 1991 годов». Особо интересующиеся этой темой активно задавали вопросы автору книги. Все слушатели получили в подарок книгу из рук самого Анатолия Дмитриевича.

Атмосферу праздника воссоздал также стилизованный буфет, в котором можно было попробовать горячие пирожки с капустой и картошкой, насладиться вкусом горячего чая из знаменитого граненого стакана, а также перекусить излюбленными советскими баранками. 

Радостным сюрпризом для гостей филармонии стало караоке под баян – что может быть лучше, чем подпевать баянисту, вспоминая на ходу слова легендарных советских песен? Здесь же, в фойе Екатерининского зала, состоялись мастер-классы по изготовлению буденовок и пилоток из старых советских газет.

Настоящим гвоздем программы стал ночной показ знаменитого мюзикла «Дубровский». В этот раз на сцену поднялся лучший состав артистов и зал рукоплескал от восторга. Именно при просмотре «Дубровского» можно прочувствовать неотвратимость русского бунта, бессмысленного и беспощадного.

 Арт-Галерея Ельцин Центра

На выставке «Окна в Россию. Шедевры семи поколений» собрано полсотни произведений русских живописцев: от Александра Дейнеки до Эрика Булатова. Объединяет эти произведения то, что во всех присутствует образ окна. Окна как символа, окна как способа увидеть мир, окна как отражения душевного состояния, окна как просто окна, в конце концов. Экспозиция кардинально изменила пространство галереи: всюду выросли стены с окнами, через которые можно наблюдать не только шедевры семи поколений русских художников, но и других посетителей выставки – или самому становиться героем шедевра. Кроме того, на выставке есть 20-минутная инсталляция в духе «оживших полотен». В Екатеринбурге выставка проработает до третьего декабря, и мы рекомендуем нашим читателям ни в коме случае не пропустить ее.

На втором этаже Арт-галереи расположилась еще одна экспозиция – на этот раз литературно-исторического характера. Посвящена она Варламу Шаламову, одному из сильнейших русских авторов XX века, автору легендарных «Колымских рассказов».  На выставке представлена серия живописных портретов Варлама Шаламова кисти московского художника Николая Наседкина, фотографии Колымы польского фотографа Томаша Кизны, акварельные пейзажи Георгия Вагнера, а также масштабная и поистине впечатляющая инсталляция из книг, зарисовок, заметок, видеозаписей, архивных фотокарточек, и все это с самых разных сторон раскрывает личность Шаламова и литературного мира тех лет.

Музей истории плодового садоводства Среднего Урала

Талантливый человек талантлив во всем – в очередной раз убедиться в этом можно, послушав историю жизни Дмитрия Ивановича Казанцева. Он не только был великолепным смелым садоводом с убеждением, что на Урале могут и должны расти яблони, – он был открыт искусству: пел в хоре в центральном городском соборе Екатеринбурга и играл на скрипке! Неудивительно, что яблони хорошо плодоносили в его саду – под музыку-то любимого им композитора Шопена. Но в «Ночь искусств» в музее-саду была открыта не только эта тайна: всем желающим показывали фильм «Философия сада» в память кинорежиссера Лидии Богданович. Этот 30-минутный документальный фильм еще раз убеждает, что закладка сада и уход за ним – это тоже искусство. Сад – сакральное место связи души с космосом, связи нескольких поколений. Пересказывать фильм нет смысла – его надо смотреть, а в Музее истории плодового садоводства вам его всегда покажут.

В чем революционность этого музея, так это в том, что его хранители предлагают главный раритет сегодняшнего времени – атмосферу душевности и радушия: так искренне тепло в этот день нигде не встречали.

Музей архитектуры и дизайна УрГАХУ

Здесь «Ночь искусств» удачно совпала с «Днями конструктивизма на Урале». В центре внимания были свердловские клубы и дворцы культуры, построенные в двадцатых годах прошлого века. Сооружения эти были памятны не только авангардной архитектурой, но и кипучей жизнью внутри. На выставке собраны доказательства того, что культурная революция ковалась именно в них: макеты зданий, исторические артефакты, архивные фотографии. Все это погружало гостей музея в атмосферу эпохи – эпохи энтузиазма и больших свершений. Кроме того, в музее была представлена выставка детских работ «Я – Кандинский», в рамках которой юные авторы плеснули красок в строгий художественный мир супрематизма. 

Текст: Анастасия Мошкина, Дарья Санникова, Александра Петкау, Дмитрий Ханчин, Екатерина Чагаева

Фото: Георгий Сапожников, Татьяна Доукша, Дмитрий Ханчин, Екатерина Чагаева

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов