Поиск по сайту

25 Декабря 2017

Бажов как интеллектуальное приключение

Почему Бажов не моден и что с этим делать, мы узнали на лекции Александра Шабурова


Мне нравится!

Бажовские четверги в магазине «Пиотровский» продолжились достаточно эксцентричной лекцией. Делился своими интеллектуальными находками о месте Бажова в современной культуре Александр Шабуров как художник, поэтому тезисы, примеры, выводы, сделанные лектором, – это такой же авторский художественный мир, как и любое другое произведение.


Энциклопедия уральских мифов

Зачем искать «уральскую идентичность»? Художник Александр Шабуров считает, что жители Урала увлечены этими поисками, потому что чувствуют, насколько далеки они от мировых тенденций – слишком поздно они доходят до нас по географическим причинам. Но были примеры героев, личностей, которым удалось вырваться из контекста вторичности и вписаться в первичный мировой контекст – Бажов и его герои, – правда, теперь они не модны и забыты.

Для придания прочности своей художественной конструкции Александр Евгеньевич использует научную стилистику. А что в ней важно? В первую очередь, описать, какой метод в исследовании ты используешь. Шабуров называет свой основной метод – «методом самого Бажова», который заключается в следующем: что запомнил, то для истории и важно, лишнее забыл, где-то немножко присочинил, но так родился сказ. Этот метод возник у художника еще тогда, когда он в 1995 году для Агентства новостей ТАУ создавал энциклопедию уральских художников. Энциклопедия так и не вышла, а метод остался.


Миф как новый уральский самоцвет

Вторым пунктом лектор ставит проблему в исследовании. Формулирует он ее как проблему работы с локальными ресурсами. Почему многие из художников, исследователей, кроме, пожалуй, Алексея Иванова, не эксплуатируют наследие Урала, богатейшего края с точки зрения ресурсов. Потому что сейчас все это не имеет прикладного смысла, нет технических и других возможностей на самом Урале воплощать идеи. Речь идет о любых возможностях – от производственных (практически исчезнувшие уникальные уральские технологии) до финансовых.

Как же быть с наследием Урала? Одна из идей пришла художнику в тот момент, когда он в Москве увидел афишу фильма с Анжелиной Джоли в роли Малефисенты: «А ведь Хозяйка Медной горы ничуть не хуже будет!» – решил Шабуров, и из этой идеи родился «Бажов-фест», который проходил в 2016 году.


Корявая уральская порода

Лектор не смог обойтись без обращения к «эзотерическо-политическим причинам», отвечая на вопрос, почему Бажов в конце 80-х – начале 90-х годов XX века стал никому не нужным. Как и в соцреализме, герой Бажова – это человек труда и сам труд. Концепция соцреализма приказала долго жить, у нас появились другие герои и общественные идеалы, а Данила Мастер стал скучен. «Работяга, который работает не ради успеха, – никому стал не нужен, – делится своим «интеллектуальным приключением» Александр Шабуров. – Героями того времени были олигарх Березовский и интердевочка».

Но научный стиль лекции был бы не до конца выдержан, если бы слушателям не было предложено путей выхода из ситуации. Поиск ответов на вопрос, как сделать Бажова интересным и актуальным сейчас, надо начинать, опираясь на поэтику автора. Читая его физиологические очерки, как жили разные сословия на Урале, мы вспоминаем Гиляровского. Магическая вселенная Бажова круче, чем у Джона Толкина, который создавал свой художественный мир, отражая современную ему Вторую мировую войну. Концепция Бажова ничем не хуже и концепции Маркеса. Надо помнить об этом, и нам самим не относиться к Бажову, как ко вторичному явлению, потому что это не так. Бажов опирался на местный контекст, но делал его понятным всем, незакупоренным в себе, он вписывал локальную региональную мифологию в общечеловеческий контекст.


Разбираем на атомы мифы

Продолжателями поэтики Бажова Александр Шабуров считает уральских художников и писателей, которые «трудятся ради творчества, а не славы», «чья личность больше миф, чем конкретика». К таким он причислил Анну Таршис, Евгения Арбенева, Б.У. Кашкина, Николая Федореева, Евгения Касимова, Андрея Козлова, Вячеслава Курицына и других.

Лектор назвал одно из специфических одновременно и положительных, и отрицательных условий существования Екатеринбурга – это удаленность от Москвы. К примеру, в Нижнем Новгороде нет своих художников, потому что до Москвы четыре часа, и весь «творческий слой» утекает туда. На Урале же, если не в Москву, то все стекаются в Свердловск – Екатеринбург. При этом, наш город отличается тем, что своих не любит и признает, только потеряв, как было, по мнению Александра Шабурова, с Крапивиным и рок-клубом.

И отвечая мимоходом на один из концептуальных вопросов, как следует работать с наследием Бажова, художник говорит о том, что надо делать не стилизации под него, а осмыслять современную действительность его методами. К примеру, писать сказы о столкновении современных героев с современными чудищами.

Фото: Анна Майорова, «Бажов-фест» в ГЦСИ Урал 2016 год.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга