Поиск по сайту
Размер шрифта А А А
Цвет сайта Ц Ц Ц
Изображения выкл
Обычная версия

27 Декабря 2017

Ведь сталь варят, хлеб пекут и в праздники, и в будни…

О том, что писали в предновогодних газетах 50 лет назад


Текст: Екатерина Юркова Текст: Екатерина Юркова
Мне нравится!

На пороге Нового года наша редакция решила посетить Библиотеку Белинского и заглянуть в самые популярные газеты тех лет – «На смену», «Вечерний Свердловск» и « Уральский рабочий», чтобы узнать, какой была предновогодняя культурная жизнь города пятьдесят лет назад.

Главной заботой трудяг-свердловчан было успеть выполнить годовой план: основные газетные сводки повествовали о выполненных или невыполненных планах и ходе исполнения производственных задач. Задумываться о культурном времяпрепровождении и свободном времени граждане Советского Союза могли только после 31 декабря, а новогодние поздравления в заголовках газет появлялись в самых последних номерах.

Даже предпраздничные художественные заметки и фотографии в газетах были связаны с темой производства. Например, стоит на стройке Дед Мороз, а на бетонной плите, прицепленной к тросам подъемного крана, к знаменитому дедушке спускается молодой человек, символизирующий 1968 год, одетый в рабочие штаны и рукавицы («На смену», №57, 29 декабря 1967 года).

Последние страницы газет радовали глаз еще черно-белыми фотоэтюдами, обязательно печатавшимися в каждом издании, и зимой обычно задавалась тема снежного леса и прогулок по зимней природе. С первого января начинали уже появляться заметки, связанные с горожанами и городским посленовогодним отдыхом. Обязательно прикладывались и поэтические сочинения. Иногда это были очень красивые и необычные для сегодняшнего восприятия, но чаще всего смешные для нас, пропагандирующие советский образ жизни стихи.

Например, в первоянварском выпуске газеты «На Смену» за 1968 год встречаются теплые строчки к фотоэтюду, изображающему надпись на замерзшем окне: «Хитрым ледяным узором покрыл вчерашний мороз окна трамвайных вагонов. По ледяному узору – чье-то поздравление: «С Новым годом!». Люди читают, про себя улыбаются: «Спасибо!». Идут по праздничному городу трамваи. Спешат пассажиры – один домой торопится, другому в гости надо, а кто-то и на работу спешит – ведь сталь варят, хлеб пекут и в праздники и в будни…».

Или такое стихотворение Е. Константинова «Зима», говорящее о зимнем отдыхе и, что удивительно для публикации в газете областного уровня, об усталости от заводской работы.

Проснусь,

               А на улице чисто,

                                        Свежо.

И под ногами воскресных

                             Прохожих

Похрупывает синеватый

                                снежок,

Лучистый и ни на что

                       не похожий.

Спецовка останется

                           на гвозде.

Лыжи. Куртка. Спортивные

                                     брюки.

Откройтесь,

                         здравствуйте

                          на весь день,

Лесные тропы,

                       лесные звуки.

Дайте далекого вспомнить

                                       себя,

Влиться в деревья,

                      поляны,

                                     воды,

К случайному сну

                                   Сведя

Все перевиданные

                               заводы.

 

Накануне праздников особое внимание изданий было уделено пропаганде трезвого образа жизни, чаще всего противоалкогольные тексты встречались в виде шуток типа «Так много пил за чужое здоровье, что погубил свое» или юмористических рассказов о пьяных, попадающих в неприятности и выглядящих при этом в самом невыгодном свете.

В предновогодние дни по двум существующим телевизионным каналам шли спектакли и оперы свердловских и московских театров, учебные программы по физике и механике и художественные фильмы, например «Циклон начинается ночью», «В кружеве танца».

В новогоднюю же ночь показывали «Кавказскую пленницу», цирковую программу «На манеже», «Тринадцать стульев» Телевизионного театра миниатюр и новогодний выпуск передачи «На огонек» под названием «Самая высокая елка».

Среди новогодних киноновинок, шедших в кинотеатрах Свердловска в январе 1968 года, – сказки «Айболит, 66», «Волшебная лампа Аладдина», «Сказка о царе Салтане», фильм-концерт «Аркадий Райкин», «Железный поток» – фильм об истории гражданской войны.

Внимание корреспондентов было обращено и в сторону простых горожан, создающих атмосферу праздника в городе, например, продавщиц в магазине «Детский мир»: «Очень много надо было приложить сил и умения, чтобы каждый ушел не только с покупкой, но и с хорошим настроением. Вот об этом-то и позаботились девушки-продавщицы – коллектив магазина «Детский мир». Чудеса начинаются еще при входе. Заглянешь в окно – и не хочется проходить мимо. Магазин похож на сказочное царство Деда Мороза». Или кондитера Фаизы Лукмановой: «Накануне праздника, когда вы уже будете отдыхать, вынимать запылившиеся елочные игрушки из коробок, когда вы сядете за стол, поднимете бокалы, Фаиза будет нести вахту у печей, чтобы в праздничные дни у каждого из вас был на столе большой новогодний торт».

В Новом 1968 году уральская энергосистема подготовила сюрприз горожанам: на центральном диспетчерском пункте работник, переодетый в Деда Мороза, следил за тем, чтобы включить все гирлянды и лампочки на елках свердловчан, иллюминацию на проспектах и площадях. К сожалению, найти фотографии горящего огнями новогоднего Свердловска образца 1968 года нам не удалось, но было найдено чудесное стихотворение В. Сибирева «Электрик», стилизованное под Маяковского и посвященное доблестным электрикам, работающим даже в лютый мороз.

Он лез, а столб гудел от стужи,

Тревожа сумрак зимних улиц…

Стряхнув на снег остатки стружек,

Шары в созвездие сомкнулись

Так, чтоб, не ожидая лета,

Весь город стал оранжереей,

Где молний шаровых соцветья

На веточках чугунных зреют.

Вот парень – не чета поэтам:

Здесь кроме сердца руки надо,

Чтоб люстры, налитые светом,

Дарить, как гроздья винограда!

Встречаются в газетах и немногочисленные, но вполне знакомые нам объявления. Горожане на праздники приглашали платных фотографов, например, из фабрики фоторабот «Фотообъединение», но вот что уже не распространено в современном мире – это шароскопы, цветные объемные фотокарточки в шаре. Для нас это приспособление выглядит очень экзотично, но, если постараться, то почти в каждой семье можно обнаружить шар со стеклянным глазком, сквозь который видна фотография.

Столовые и домовые кухни предлагали горожанам провести время с семьей, а не за кухонной плитой, предоставляя угощения для новогоднего стола: полуфабрикаты, тесто, фарши, маринады, заливные и жареные блюда, пироги, торты и пирожное. Правда, закусочных и ресторанов в Свердловске было не так много, как в современном Екатеринбурге, поэтому предложение ограничивалось столовыми и домовыми кухнями.

Последняя неделя праздника у жителей Свердловска была такой же, как и у екатеринбуржцев: отчеты, поход по магазинам, ожидание новогодних каникул. Проходили и интересные встречи, не связанные с зимними праздниками. Студенты Педагогического института и ученики школы №117 собирались, чтобы послушать воспоминания о Павле Петровиче Бажове от его жены Валентины Александровны и старейшей из исполнительниц его сказов Людмилы Васильевны Моисеевой. А театры готовили премьеры, в городе шла стройка, свердловчане готовились к празднованию 50-летия ВЛКСМ, предстоящего стране в октябре 1968 года.

Интересная статья посвящена театральным студиям и надежде на их новаторские постановки. В частности, упоминается театральная студия «Ровесник», поставившая первой в городе спектакль по драматургии Брехта под названием «Что тот солдат, что этот». Спектакль стал событием в Свердловске и обратил внимание молодежи города на пьесы немецкого драматурга. Упоминается и Театр юного зрителя, еще имеющий приставку «имени Ленинского комсомола». ТЮЗ, «едва ли не первый из юношеских театров», взялся за осуществление постановки по творчеству Маяковского. А Театр оперы и балета поставил современную для семидесятых оперу «Ромео, Джульетта и тьма».

Свердловский академический театр имени Луначарского (теперь Театр оперы и балета) упоминается и в связи с другой новостью: 28 декабря 1967 года была представлена премьера балета «Первая любовь» по книге «Дикая собака Динго» писателя Р. Фраермана с Н. Меновщиковой и Н. Ильченко в главных ролях. В предновогоднем выпуске газеты «На смену» следующий отзыв: «Хореографическое переложение книги Фраермана станет поводом для большого и серьезного разговора о балете и современности, о творческой смелости и профессиональной зрелости театра, считающего, что молодой герой наших дней должен стать одним из центральных образов балетных спектаклей».

В декабре горожане отмечали 30-летие реставрации Свердловского Дворца пионеров, третьего в стране на то время. В 1936 году в Свердловск приезжали сотни комсомольцев со всей страны, чтобы восстановить и реставрировать здание, сдававшееся до этого частями под аренду для квартир и контор. Судя по тому, что расширенные заметки о праздновании юбилея встречаются в нескольких газетах, – Дворец пионеров являлся для города одним из самых важных детских досуговых учреждений.

Упоминая важные для города здания, сохранившиеся до наших дней, не забудем сказать о том, что зимой пятьдесят лет назад строился и Театр Эстрады. Точнее, в тот момент он назывался Дом политического просвещения и создавался для проведения занятий Университета марксизма и ленинизма, семинаров, публичных лекций и конференций. Здание планировали сдать в 1969 году, но сдали позже, в 1970. Вот, что говорится об этом в новогоднем «Уральском рабочем»: «Трехэтажное здание на пятнадцать метров поднимается на углу улиц 8 Марта и Малышева, в самом центре Свердловска. Поскольку просматриваться оно будет одинаково хорошо с севера, запада и юга, все фасады решены равноценно. Они представляют единый ритм железобетонных пилонов, облицованных белым мрамором, колонны выступают за плоскость остекления».

1967 год стал для Свердловска годом, когда в городе появился миллионный житель, Олег Анатольевич Коновалов, родившийся 22 января 1967 года. Уже почти год город был милионником.

Газеты, отражающие повседневную жизнь города и сообщающие о требовании новации и нетрадиционных решений, скупы на праздничное настроение, не содержат советов о том, как и где лучше отметить праздник, украсить квартиру или нарядиться – всего того, к чему привыкли современные екатеринбуржцы. Единственная заметка о детском утреннике в Доме культуры железнодорожников занимает четыре небольших абзаца на самом краю далеко не первой страницы.

Наверняка в ночь 31 декабря в каждой квартире горел свет, звучали смех и музыка, а улицы были наполнены людьми, гуляющими в иллюминации новогоднего города. Но статьи и фотографии об этом не печатались в советских газетах, ведь главным было не рассказать о том, как весело отдыхается людям вне заводов, главным было написать о продуктивности, выполнении плана и задачах, поставленных правительством перед советским человеком.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга