Поиск по сайту

06 Февраля 2018

Кирпичи культуры: Литературно-мемориальный дом-музей Д.Н. Мамина-Сибиряка

Очередной выпуск рубрики об истории зданий культурных учреждений


Текст: Вера Кушнаренко Текст: Вера Кушнаренко
Фото: Татьяна Доукша Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

Мы продолжаем публиковать материалы в нашей рубрике «Кирпичи культуры», приуроченной к юбилею Управления культуры Администрации города Екатеринбурга. На этот раз нашим героем стал Литературно-мемориальный дом-музей Д. Н. Мамина-Сибиряка.

«Приехал… барыня, приехал!» - с этих слов начинается роман Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы». Когда перед глазами предстает дом на Пушкина 27, невольно хочется воскликнуть подобной фразой. Облицованный фасад, резные окна, крыльцо, деревянные ворота – атмосфера XIX века чувствуется сразу же. 

Постройку ориентировочно относят к 1840-1860-м годам. Дом был куплен Дмитрием Наркисовичем в 1885 году на гонорар от «Приваловских миллионов» у Анны Федоровны Сушиной, вдовы горного чиновника. И уже с 1946 года здесь прочно обосновался музей, который вот уже 72 года знакомит всех желающих с жизнью знаменитого уральского писателя.

Комната первая: прихожая

О входе посетителей оповещает колокольчик. А дверь ведет прямиком в прихожую – начальную точку экскурсии. Весь интерьер в точности повторяет домашнюю обстановку того времени. Все, что мы видим, – вещи той эпохи: вешалка, зеркала, осветительные приборы, печка-голландка. Кажется, что сейчас нам навстречу выйдет сам писатель.

Изначально, как видно на плане, домик был на четыре окна, а вход начинался с левой стороны. После отъезда писателя в 1891 году семья попыталась перестроить дом. Вход перенесли на правую сторону, пристроив целый блок: тамбур с крыльцом, а также небольшую комнатку для старшего брата Николая. С левой стороны холодные сени превратились в столовую, а сам домик облицевали кирпичом — на самом деле он бревенчатый.

Комната Николая

Эта маленькая комната принадлежала старшему брату Николаю. Вместо кровати здесь был огромный сундук, на котором и спал взрослый человек: места было достаточно.

Вид же из окна поистине завораживающий: сад, полный цветущих яблонь и груш. В самом центре помещения находится мемориальная вещь: кресло из петербуржского кабинета Мамина-Сибиряка.

В этой комнате ведут рассказ о детстве и юности писателя. В семье Маминых всегда царила атмосфера любви и уважения, что и отразилось на его творчестве.

Комната третья: кабинет

Следующая комната - самая знаковая: кабинет Дмитрия Наркисовича. Здесь он много работает, уже будучи известным писателем. Сам интерьер воссоздан, а маминские вещи подлинные: перьевая ручка, подсвечники, пресс-папье, рукописи, записная книжка, керосиновая лампа, которая позже станет электрической, а также известная коллекция самоцветов. Мамин-Сибиряк считал, что жить на Урале и не заниматься камнями – это смешно. Писатель собирал не только минералы, но и все, что связано с родным краем и его историей: старинные иконы, оружие, живопись.

Стены украшают две картины. Первая работа – акварель самого Мамина-Сибиряка: он успевал писать не только пером, но и красками. Вторая картина – подарок художника и верного друга Денисова-Уральского. На холстах изображена знаменитая река Чусовая. Как называл ее писатель, «кормилица и красавица».

Комната Лизы

В следующей комнате жила младшая сестра Дмитрия — Лиза. Из мемориальных вещей здесь стол и некоторые вещи: ученическая тетрадь, в бархатной рамочке портрет самой Лизы, а в соседней – ее супруг, Дмитрий Аристархович Удинцев.

Когда в 1878 году Мамин-Сибиряк приезжает в Екатеринбург, он готовит сестру к поступлению в женскую гимназию. Она поступает сразу же в третий класс. Ученическая тетрадь Лизы до сих пор хранится в музее. Сегодня так выглядит школьный дневник, ничего не изменилось: те же колонки, подписи, предметы.

До 1882 года Мамин-Сибиряк содержит семью благодаря частным урокам, работает репетитором по 12 часов в день. Ученики искренне привязываются к своему наставнику. «За мной гоняются, как за кладом», — позже будет писать он в своих воспоминаниях.

Мамин-Сибиряк был членом Уральского общества любителей естествознания и успевал пополнять не только частную, но и общественную коллекцию. До сих пор в Краеведческом музее мы можем встретить минералогические и археологические находки писателя. Какие-то из них есть и в этой комнатке: к примеру, маленький, но очень редкий камень волконскоит.

В 1887 году в Екатеринбурге проходила Сибирско-Уральская научно-промышленная выставка. Участвовал в ее подготовке и Мамин-Сибиряк: он отвечал за литературную часть. Освещал события в местной газете «Екатеринбургская неделя», старался сделать все возможное, чтобы изменить жизнь Урала в лучшую сторону. Перед отъездом в Петербург Дмитрий Наркисович приносит в Уральское общество любителей естествознания изготовленный на заказ сундук с рукописями писателя, в 1915 году он был открыт.

На первый взгляд буфет ничем не примечателен. Но после нескольких манипуляций он трансформируется в литературную витрину, изготовленную специально для экспозиции. Здесь представлены три романа писателя: «Приваловские миллионы», которые станут визитной карточкой нашего города; бытовая сага о родном поселке «Три конца» и «Горное гнездо».

Комната Анны Семеновны

В комнате Анны Семеновны, матери писателя, можно сказать, находится эпицентр неведомой силы. Личность главной хозяйки дома окружена легендами. Сотрудники музея уважают ее и стараются лишний раз не тревожить.

Анна Семеновна была истинной христианкой. Будучи женой священника она очень ревностно относилась к соблюдению моральных устоев того времени. Поэтому первые браки своего сына признать никак не могла. И за порог никого не пускала. Лишним подтверждением данной истории послужил случай, который произошел в музее в 2007 году. В проходе, возле кабинета писателя, в экспозиционный ряд решили добавить два портрета: Анны Семеновны и Марии Якимовны, первой гражданской жены писателя. Только сотрудники музея повесили рамочки, ушли на минутку, приходят — лежит портрет Марии Якимовны. На следующий раз все повторилось. Вот тогда и поняли, что даже спустя столько лет Анна Семеновна не подпускает к себе эту женщину — принципиально. Было решено разделить двух дам портретом Дмитрия Наркисовича.

Комната хозяйки всегда красиво и эстетично убрана. Все текстильные вещи — ковер, накидка, покрывало, шторы — являются образцами ручной работы той эпохи. Анна Семеновна была дивная рукодельница. Много времени посвящала этой работе. Ее вязальный крючок обязательно хранился в отдельном футлярчике. Не дай бог, если его кто-то уронит — подцепит неудачу.  

Анна Семеновна прожила в этом доме 25 лет. Поэтому она по праву считается его хранительницей. Сотрудники музея вспоминают времена, когда еще не было сигнализации, а здание охраняли по очереди: «Когда рано утром одна здесь, часто слышу шаги. Я просто открываю дверь и выбегаю на улицу. И это не только я так реагирую. Как только открывается большая выставка, художники ночуют прямо в музее. И даже взрослые мужчины признаются, что ночевать здесь невозможно: голоса, звуки, шорохи».

Мистические истории невольно всегда случаются там, где находятся покои Анны Семеновны: можно назвать это место зоной магического уральского треугольника. Несколько лет назад сотрудники музея решили провести спиритический сеанс.  Приготовились основательно: блюдца, круг. Не учли только одного: место. А проводили ритуал в комнате Анны Семеновны, прямо под иконами. Не успели и слова сказать, а оконные старинные рамы, которые, даже если захочешь, не сдвинешь, вдруг распахнулись. Поднялся сильный ветер и быстро разогнал всех нарушителей покоя. 

Мистика мистикой, а Анна Семеновна была женщиной образованной и начитанной. Она знала наизусть Пушкина, цитировала произведения поэта. Дмитрий Наркисович всегда заботился о своей матери: регулярно отправлял ей минимум 50 рублей, часто приглашал в Петербург. И Анна Семеновна приезжала в культурную столицу, где часто гуляла с внучкой по Эрмитажу.

В то же время хозяйка успевала и домашними делами заниматься: вела книгу расходов, накрывала на стол. В доме есть погреб, который всегда был полон банок варенья и различных солений. Семья Маминых была очень хлебосольной, гостеприимной.

Комната братьев

В этой комнате в разное время проживали два брата – Николай и Владимир. У младшего будет престижное образование: он закончит мужскую гимназию, а позже университет в Москве. Под чутким руководством старшего брата Володя станет известным екатеринбургским адвокатом и будет влиять на общественную жизнь города.

В комнате хранится портрет Мамина-Сибиряка и его жены, Марии Морицовны Абрамовой. Она приезжала в Екатеринбург в 1890 году на гастроли. И уже в 1891 году вместе с писателем покинула Урал и отправилась в Петербург.

Комната седьмая: столовая

До перестройки в этой комнате были холодные сени, но после здесь возникла столовая.

Интерьер богат солидными вещами, в числе которых — старинные пианино и часы. Пианино — удовольствие не из дешевых даже в наше время. А Мамин-Сибиряк дарит такой дорогой подарок своим племянницам, взрослым девушкам.

Писатель, уже будучи в Петербурге, счастлив с Абрамовой. Его мечта о большой семье начинает сбываться, когда становится известно, что в скором времени Мария Морицевна должна родить писателю наследника. Однако в марте 1892 году во время родов Абрамова умирает. Такой страшной ценой досталась жизнь Алёнушки. Отец будет называть дочку ниточкой, что связывает его с этой жизнью. Для нее решает жить и работать — и начинает писать книги для юных читателей.

Многие из его произведений вошли во Всемирный фонд детской литературы. Это, прежде всего, известные на весь мир «Алёнушкины сказки». Родятся они благодаря дочери писателя. И по совету друга, Дмитрия Ивановича Тихомирова, под Рождество Мамин-Сибиряк выпустит книгу. «Ее писала сама любовь: она переживет всё остальное», — скажет писатель. Эти слова оказались пророческими: книга популярна и по сей день.

Комната восьмая: Петербургская

Друзья, с которыми Мамин-Сибиряк общается в Петербурге, организовали Юбилейный комитет по чествованию писателя. В день своего юбилея Дмитрий Наркисович был серьезно болен, а через неделю скончался.

Для нас Мамин-Сибиряк — вдохновляющий пример человека, который за свою жизнь успел сделать многое не только для себя, общества, семьи, но и для родного края.

 

Благодарим за предоставленную информацию сотрудников Литературно-мемориального дома-музея Д. Н. Мамина-Сибиряка.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга