Поиск по сайту

07 Февраля 2018

Дети зоопарка

О появлении, воспитании и взрослении детенышей в зоопарке


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Фото: Татьяна Доукша Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

В выходные февральское солнце радовало нас уже по-весеннему теплым светом, и мы поняли, что настало время порадовать и читателей рассказом о маленьких воспитанниках Екатеринбургского зоопарка. Немногие знают о том, что не всех зверят воспитывают родители – и в животном мире случается, что матери отказываются от детей. И тогда заботу о малышах берут на себя сотрудники зоопарка. Как происходит воспитание и взросление в таком случае, читайте в нашем материале.

В отделе прирученных животных нас встречает научный сотрудник Екатеринбургского зоопарка Екатерина Уварова. Она рассказывает нам о том, что зоопарк старается содержать животных в тех же условиях, в которых они существуют в природе. Если животные живут большими семьями, стаями, то и в неволе их стараются не оставлять одних. Если же животное одиночное – к примеру, медведь или тигр – то, чтобы избежать драк и конфликтов, с парой его сводят только на период размножения. И если пара складывается, то рано или поздно начинает давать потомство.

«Это очень радостное событие для сотрудников, и зоопарки стараются сделать все, чтобы мать (или отец, если это свойственно по биологии вида) самостоятельно занялись выкармливанием и воспитанием детенышей, – говорит Екатерина. – В таком случае природное поведение не нарушается, и впоследствии, когда животное вырастет, оно тоже сможет стать хорошим родителем. Таким образом в зоопарке создается популяция животных независимо от природы».

Но иногда случается так, что природный инстинкт не срабатывает, и мать не может выкормить детеныша: по какой-то причине не «включается» материнское поведение, или возникают проблемы со здоровьем, например, нехватка молока. Тогда перед сотрудниками встает вопрос, забрать маленького детеныша на искусственное вскармливание или нет. Казалось бы, ответ очевиден, однако все далеко не так просто. Ведь у того детеныша, который будет выкормлен людьми, будет совсем другое поведение, чем у его природных родственников. Соответственно, искусственно выкормленный ребенок сам, как правило, не может быть полноценным родителем. Именно поэтому в Европе, например, искусственного выкармливания стараются не допускать. «Мы же нация более сердобольная, – улыбается Екатерина, – нам жалко этих маленьких животных, поэтому сотрудники стараются спасти жизнь детенышу любым путем. В Екатеринбургском зоопарке наряду с хорошими, заботливыми родителями есть мамочки, которые не справляются со своими родительскими обязанностями. Вот, например, те же самые черно-белые вари приехали к нам из Новосибирска. Самка была полуручная, быть может, у нее было сбито материнское поведение, а может, дело в нарушениях гормонального фона. Родить она смогла, а вот выкармливать отказалась. И сотрудники секции стали приемными мамами и папами».

Выкормить маленького детеныша – задача всегда непростая. Во-первых, это тяжело физически: каждый час-два (утром, днем, вечером, ночью) выкармливать малыша специальными смесями, которые нужно подбирать под физиологические особенности зверят. У каждого вида – индивидуальный состав молока. Приматов, как наиболее близких к людям, выкармливают искусственным питанием для детей, причем на основе непременно козьего молока, как наиболее гипоаллергенного. Для ежика – тоже свой состав: его нельзя кормить коровьим молоком, оно слишком низкокалорийное. Поэтому делается смесь: козье молоко, желток куриного, а лучше перепелиного, яйца (в желтке, как ни странно, больше белка, чем в белке). Таким образом состав смеси повышается до нужного уровня калорийности, туда добавляются витамины и источники кальция, чтобы не было рахита и других болезней. «Выкармливаем из шприца без иголки – в аптеке, как понимаете, не скажешь: «Дайте мне сегодня соску для ежика, пожалуйста», – смеется Екатерина.

С первыми героями нашего материала мы знакомимся в так называемом детском саду зоопарка. Сейчас там живут два воспитанника – детеныши мандрила и капуцина-плаксы. Интересно, что в природе эти животные встретиться никоим образом не могут: капуцины живут в Южной Америке, мандрилы – в Африке, виды занимают совершенно разные экологические ниши. Но так случилось, что у капуциненка мама умерла при родах, у мандрила мать показала себя не очень хорошим родителем: детеныша родила, а воспитывать не стала. Малышей выкармливали сотрудники одного отдела, но, так как разница в возрасте была практически год, то выкармливали их по отдельности. А когда малыши подросли, им стало не хватать общения, ведь приматы – животные социальные, а люди уже не могли обеспечивать им внимание 20 часов в сутки. Тогда у сотрудников и возникла необычная идея познакомить детенышей друг с другом.

«Все было не очень гладко: животные воспринимали за свой вид человека, который их выкормил, а тут рядом появилось что-то мохнатое и маленькое, – вспоминает Екатерина. – Но постепенно договорились. Если поначалу спали в разных углах, могли подраться из-за игрушек или лакомства, то сейчас предпочитают большую часть времени держаться вместе – такая вот настоящая дружба получилась. Это, конечно, приятно. А что будет дальше с этими животными, посмотрим: они либо останутся у нас в зоопарке, либо отправятся в другие зоопарки на постоянное место жительства».

Как мы уже поняли, выкормленное людьми животное не может войти обратно в свою природную группу. Возникает закономерный вопрос: что же будет с таким «приемышем» дальше? Конечно, он может уехать на новое место, где ему обеспечат отдельный вольер. Однако есть у Екатеринбургского зоопарка и другой вариант развития событий: прирученные «детки» остаются в кружке юного биолога и отделе прирученных животных, где участвуют в специальных контактных занятиях, на которые может прийти и ребенок, и взрослый. Часть таких занятий проводится для детей с ограниченными возможностями, и это самая настоящая анималотерапия: занятия ведет профессиональный психолог Анна Андрейчук.

В подготовке контактных занятий тоже есть свои тонкости. К счастью, сотрудники зоопарка свое дело – и своих животных – знают, как пять пальцев: легко могут определить по поведению того или иного «приемыша», что попугая, к примеру, сегодня брать к детям не стоит – она не в настроении, или наоборот, суриката давно не брали, он соскучился, два часа сидит один. Таким образом, сурикаты живут своей счастливой жизнью: приносят пользу людям и сами не скучают благодаря общению с посетителями и сотрудниками.

Екатерина на руках приносит в комнату нашего второго героя – его только что разбудили после «тихого часа», и он настойчиво стремится забраться сотруднику за пазуху. Сурикат Сури родился в Екатеринбургском зоопарке шесть лет назад. Мать около месяца его кормила, а потом по непонятным причинам перестала принимать, даже отгрызла половину хвоста. Сотрудники ребеночка забрали, выкормили, вырастили, и он активно участвует в занятиях зоопарка, теперь его шутя даже называют «сотрудником со стажем».

«Дети на всех животных реагируют по-разному, – рассказывает научный сотрудник зоопарка, психолог Анна Андрейчук. – Но есть любимцы публики – сурикат Сури и корелла Жора, к ним часто даже специально ходят в гости. Сурикатов, кстати, еще называют солнечными ангелами, потому что утром они встают на задние лапки, тянутся к солнцу. Они очень любят обниматься, а их, в свою очередь, очень любят посетители. Хотя вообще дети обычно больше расположены к знакомым животным: кроликам, крыскам… Но крысок, как правило, не любят мамы. Недавно был забавный случай: мальчик пришел на контактное занятие и все время говорил: «Крысы, фу, гадость!» И мы как раз вынесли симпатичную ручную крысу. Он подошел, погладил, покормил – видно было, что ему такое общение очень понравилось, но только пока был в контакте, потому что, как только сел обратно, у него опять включилось «фу-фу».

Животные, в свою очередь, тоже по-своему реагируют на определенное поведение. Если выходят на большую группу, пятнадцать человек, то ведут себя осторожно, дольше привыкают. Если сидит три человека – осваиваются быстрее. «Чем выше интеллект у животного, тем интереснее и специфичнее он реагирует на людей, – говорит Екатерина. – Например, наш Сури, когда был маленьким, очень выделял дородных женщин. Если женщина большая, особенно с большой грудью, – это прямо любовь. Или вот у нас попугаиха Катя, очень осторожная девушка, как и большинство жако, и история жизни у нее довольно непростая. Она в основном опасается людей, на прямой контакт не всегда пойдет. Но Катя любит некоторых мужчин – например, к нам приходит школа Строкова, у них есть преподаватель Валерий, и он находит подход практически к любому животному. И Катя с первого раза, легко и непринужденно, идет к нему на руку. Но мы знаем, что сам Валерий очень спокойный: он не будет бояться, отдергивать руку. Животные это чувствуют».

Анна Андрейчук объясняет, что детей животные тоже зачастую предпочитают из-за того, что те меньше боятся. Если же, наоборот, ребенок начинает шумно удивляться, делать много движений, а взрослый рядом будет вести себя спокойно, то животное уйдет к взрослому. Бывают и личные пристрастия: например, если обезьяну выкормил высокий мужчина, то она будет предпочитать похожих внешне людей. Так, в екатеринбургском зоопарке был интересный случай со слоном Дашей. Она приехала из Московского цирка, никого не знала. Но в секции рыб был сотрудник, который то ли голосом, то ли внешне был похож на Дашиного дрессировщика, и слониха его обожала. Он с ней разговаривал, давал какие-то команды, и она с удовольствием их выполняла. Это неудивительно: сотрудники поясняют нам, что слоны – одни из самых интеллектуальных животных, и очень по-разному воспринимают людей.

«Вообще многие животные очень выделяют среди сотрудников тех, которые за ними ухаживают, прекрасно знают, от кого что ждать, – говорит Анна. – Вот, например, Джонни. Он к нам приехал маленьким, вырос здесь и прекрасно знает сотрудников не только своей секции, но и практически всего зоопарка. Есть те, при приближении которых непременно подойдет, по стеклу постучит. Вроде бежишь куда-то по делам, а надо непременно к нему подойти, поздороваться».

Настал черед познакомиться с еще одним героем – кенгуру Бенетта по имени Вольт. Детеныш родился здесь, в зоопарке, родители его вырастили, однако в другой зоопарк он не отправился: решили оставить в отделе прирученных животных. Совсем юным его приручили, и теперь он сам ходит на занятия: ему открывают дверь, он скачет в зал, занимается, потом ему открывают дверь, и он уходит обратно. Сейчас Вольт уже взрослый, но, как говорят сотрудники, интеллектом не особо наделен, как и большинство кенгуру: сумчатые считаются примитивными животными. Зато Вольт любит играть и с удовольствием ходит на занятия.

При знакомстве с Вольтом у нас возникает вопрос: кого же приручить проще, животное с низким или высоким интеллектом? Оказывается, если животное взрослое и очень умное – например, какаду 20 лет жил в дикой природе, а потом человек его поймал и принес домой – животное будет в шоке, и интеллект будет говорить ему, что повсюду опасности, которых надо бояться. А животное примитивное – скажем, крот – не оценит всю степень опасности, поэтому взаимодействовать с ним будет легче. Есть и другая сторона медали: чем умнее животное (особенно если оно социальное, как слон или волк), то, если его взяли малышом, у него есть потребность в общении, а его стая – это вы. И в таком случае приучить его гораздо проще: потребность в общении выплескивается в то, что животное будет стремиться к людям.

Еще один наш герой – ёжик Пых, местная звезда. В этом году он уже предсказал раннюю и теплую весну. Ничего не подтасовывали, все было по-честному: поставили карточки, тарелочки с вкусняшками, и он прямиком пошел к «солнышку». Раньше предсказывала ежиха Пуговка, но она уже старенькая, на пенсию вышла, и ее на этот раз решили не беспокоить. Ежик Пых прекрасно работает на лекциях. Когда у детей спрашивают, что едят ежики, они отвечают то, что говорят им учителя: грибы и яблоки. А сотрудники зоопарка объясняют: нет, ежик – насекомоядное животное, ест разных беспозвоночных, то есть настоящий хищник! При этих словах ежик демонстративно вцепляется в перчатку и повисает на пальце.

Если «приемыши» в зоопарке, можно сказать, обретают профессию, то выкормленные мамой животные остаются здесь редко. «Есть определенная коллекция: например, живет в зоопарке пара бурых медведей. Если эта пара размножается, каждый год у нас появляется плюс три медведя. Медведи – животные одиночные, и, если каждый год мы будем оставлять трех медвежат, каждому из которых нужен отдельный вольер, постепенно у нас будет не зоопарк, а целая ферма по разведению медведей, – поясняет Екатерина. – Во-первых, посетителям тогда будет не очень интересно к нам ходить, во-вторых, есть зоопарки, в которых этого вида нет. Поэтому принято животных не покупать, особенно если они редкие, программные, «краснокнижные», а обмениваться или даже передаваться бесплатно в рамках программы размножения. Так мы получили, например, амурского тигра».

Однако некоторые животные все же остаются: как правило, если они небольшие, стайные, стадные. Например, недавно в Екатеринбург из Московского зоопарка приехала пара чакоанских мар. На новом месте им понравилось, и они начали размножаться, поэтому сейчас на экспозиции их уже восемь. Каждого детеныша оставляют: площадь вольера позволяет, друг с другом животные уживаются хорошо, и экспозиционно такая коллекция смотрится очень выгодно. Еще один пример семейного проживания – вандеру, обезьяны из Индии, животные очень редкие и в природе, и даже в зоопарках. А вот в Екатеринбурге размножаются, и для сотрудников это большая гордость. Детеныши остаются с мамой, и сейчас можно наблюдать целую семью с детьми разных возрастов. «Но такая практика достаточно редка, – уточняет Екатерина. – Вот, к примеру, у нас рождаются трубкозубы – и стоит очередь из нескольких зоопарков России и Европы, которые хотят быть первыми, чтобы получить это животное. И нам, конечно, всегда приятно, если наши животные радуют людей где-то еще».

Екатерина говорит нам о том, что любой случай появления животных в неволе – это очень приятно. Но нужно разделять общественное мнение и мнения специалистов. Например, рождаются в зоопарке пумята или львята – событие, безусловно, радостное, специально приходят родители с детьми, любуются. Но с точки зрения зоологов, биологов рождение львов происходит легко и часто, можно сказать, так же, как у кошки. То есть ситуация достаточно обыденная. Если же размножаются какие-то редкие виды, особенно, как в случае с трубкозубами, те, опыта содержания которых не было вообще, а детеныш появился, и его выкормила сама мать, – это для специалистов случай совершенно уникальный. Такие истории позволяют делиться своим опытом с иностранными коллегами, писать научные статьи, сборники, обмениваться информацией. Каждое такое исследование на вес золота: не существует, например, учебника по выкармливанию трубкозуба, данные собираются по крупицам, поэтому подобный опыт очень ценен.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры