Поиск по сайту
Размер шрифта А А А
Цвет сайта Ц Ц Ц
Изображения выкл
Обычная версия

22 Февраля 2018

Кирпичи культуры: Музей истории Екатеринбурга

Очередной выпуск рубрики об истории зданий культурных учреждений


Мне нравится!

Наша рубрика «Кирпичи культуры», приуроченная к юбилею Управления культуры Администрации Екатеринбурга, продолжает рассказывать горожанам истории зданий города. На этот раз мы поближе познакомимся с судьбой особняка, в котором располагается Музей истории Екатеринбурга.

Какой еще дом так органично подошел бы Музею истории Екатеринбурга, как не особняк по улице Карла Либкнехта, 26? История этого здания четко и ясно отражает историю самого города.

Усадебный комплекс первой половины XIX века состоит из каменного двухэтажного дома с мезонином, каменного двухэтажного флигеля и ворот. Наиболее ранней постройкой на территории усадьбы считается подвал под флигелем. Подземное сооружение имеет бутовые стены и сводчатый потолок из большеразмерного кирпича, что позволяет датировать его серединой XVIII века. Изначально подвал использовался как холодильная камера для хранения продуктов и на сегодня является одним из самых старых среди сохранившихся подземных сооружений Екатеринбурга.

Современный облик здание приобрело в 1967 году после того, как главный дом подвергся капитальному ремонту и перестройке по проекту архитектора М.М. Фаттахутдинова.

«У домов, как у людей, судьбы разные. Одни живут ярко, с блеском, восхищая современников своей красотой и неординарностью, другие – скромны и неброски. Но «идут дни, проходят месяцы и годы, проходят годы – все в тени»: стены некогда величественных зданий рушатся, уходят поколения, помнившие великолепие балов в их гостиных, а скромный середнячок, переживший испытания временем, остается бесценным памятником своей эпохи. Таков дом №26 по улице Карла Либкнехта, в самом центре Екатеринбурга. Он построен не лучшим образом, сохранился только благодаря случаю, но с каждым годом появляются все новые и новые сведения об истории дома и судьбах людей, с ним связанных», – написал как-то в своем исследовании Артем Беркович.

Главный дом усадьбы был построен в 1820 году екатеринбургским почтмейстером Гаврилой Лайшевским. Среди прежних хозяев усадьбы и соседей Лайшевского преобладали люди, состоявшие на «государевой» службе: соляной пристав, аптекарь, горные инженеры. Найденные археологами деревянный настил двора, монеты и фарфор времен царствования Екатерины II свидетельствуют о высоком материальном достатке прежних владельцев. Конечно, не каждый почтмейстер мог позволить себе двухэтажный каменный дом. Да и Гаврила Ильич не для себя его строил, и в нем не жил: Дом Лайшевского являлся своего рода комфортабельной гостиницей для состоятельных людей, бывших проездом в городе. Архитектура здания отвечала его назначению – строгие классические формы, мощеный кирпичом двор для подъезда экипажей. Если бы стены могли говорить! Но только обнаруженные археологами московские курительные трубки напоминают нам сегодня о постояльцах минувших времен.

В 1830 году дом сменил хозяев. Рано овдовевший почтмейстер тихо скончался, а сын, переехав в Челябинск, уступил имение отца семье Качек. Александр Качка – человек, который по чинам и положению только пермского губернатора вровень с собой ставил (генерал-майор по военной табели о рангах). Кроме этой усадьбы, у Качек было обширное имение в городе Юргамыш Курганской области и недвижимость в Петербурге. При Качках уклад жизни в доме стал иным. Сутолока гостиничной жизни сменилась уравновешенным ритмом городской усадьбы. Качки достроили второй этаж флигеля, купили соседний кусок земли для огорода, возвели службы, заполнили дом прислугой, нянечками, воспитателями. Зимой они жили в Екатеринбурге, летом уезжали в имение.

Качки не отличались от тысяч российских провинциальных помещиков. Их жизнь проходила в окружении многочисленной дворни в праздности, пьянстве, дурных развлечениях. После смерти Александра Гавриловича главой семьи стала его супруга – Елизавета Ивановна. От ее времени в преданиях сохранились рассказы о крепостных музыкантах, потешных кулачных боях, кутежах и карточных играх. Как водится, у барыни были крепостные фавориты Фомка и Филька, которым за преданность прощались любые проступки.

Если старшие сыновья Качек еще пытались проявить себя на горной службе, то их младшие братья не знали в жизни других занятий, как тратить наследство. Доходы от екатеринбургского дома давали дополнительные средства к существованию.

Следующее поколение Качек, внуки Александра Гавриловича, бунтовали как против существовавшего в России социального строя, так и против образа жизни своих родителей. Многие революционеры вышли из семей вчерашних крепостников (Софья Перовская, Вера Фигнер и др.), в этом же ряду стоят и дети Петра Качки. К сожалению, Качки не отличились ни в науке, ни в меценатстве, ни в благотворительности. История их семьи – это история скандалов, убийств и самоубийств, преследовавших несколько поколений.

В начале 1880-х годов дом Качек в Екатеринбурге опустел, и вскоре частями стал сдаваться внаем. Каких только заведений в нем не было: и трактир, и колбасная мастерская, и библиотека, и школа пропагандистов. Последнее сыграло важную роль в судьбе здания, потому что волей обстоятельств во главе екатеринбургского комитета РСДРП в 1905 году оказался никому тогда неизвестный юноша, в будущем Председатель ВЦИК Яков Свердлов. Благодаря этой школе спустя много лет в здании появится мемориальный музей Якова Свердлова.

В 1916 году Качки продали дом горному инженеру Филиппу Антоновичу Иванову, который стал последним частным хозяином особняка. Он был заметным персонажем на уральской и российской политической сцене рубежа XIX – XX веков. При этом Иванов всего достиг только благодаря своему трудолюбию и упорству: на высшие ступеньки в общественном положении поднялся из самых низов, из среды крестьян и простых рабочих.

После гражданской войны и окончательного установления Советской власти дом Иванова, как и большинство частных особняков в Екатеринбурге, национализировали и превратили в большую коммуналку.

Новый период в жизни здания открывается 1939 году. Мемориальный дом-музей Я.М. Свердлова, открытый 4 июня 1940 года, стал наследником Уральского музея революции, располагавшегося в Ипатьевском доме. Основу его коллекции составляли часть фондов Уральского музея Революции и биографические материалы о Я.М. Свердлове. В числе раритетов — подлинные фотографии, документы, вещи и книги рубежа XIX – XX веков, монеты старого чекана и др. До 1991 года музейная экспозиция рассказывала о жизни и политической деятельности Якова Свердлова. В период перестройки музей несколько раз менял название и направление работы: в 1991 году – Музей истории общественно-политических движений Урала, в 1992 году – Музей политической истории Урала, с 1995 года – Музей истории Екатеринбурга.

Материалы предоставлены Музеем истории Екатеринбурга

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга