Поиск по сайту
Размер шрифта А А А
Цвет сайта Ц Ц Ц
Изображения выкл
Обычная версия

22 Марта 2018

Газетные хроники: культурные 50-е

К 65-летию Управления культуры Администрации города Екатеринбурга


Текст и фото: Екатерина Юркова Текст и фото: Екатерина Юркова
Мне нравится!

Управление культуры Администрации города Екатеринбурга берет свое начало в пятидесятых, а именно, в 1953 году. С этих десятилетий мы и начали изучать архивы газеты «Вечерний Свердловск», чтобы рассказать вам о том, в каких культурных контекстах жил город в различные периоды истории.

Чем жил Свердловск 50-х?

Несложно предположить, на что работники культуры в 1950-е годы обращали внимание. Общественные мероприятия носили агитационный характер и преследовали одну цель – воспитание лояльного к советской власти гражданина.

Например, в помощь работникам культуры выходил «Информационный бюллетень», издаваемый Областным управлением культуры для работников культпросветучреждений Свердловска и области. Его целью была пропаганда решений ХХ съезда КПСС и методическая помощь клубным работникам и работникам отдела культуры.

Или вот еще какой, довольно серьезный подход к регулированию самостоятельной деятельности культработников: «облпрофсовет, подводя итоги смотра клубов, домов и дворцов культуры и красных уголков, принадлежащих профсоюзным организациям, посетил 365 клубов и домов культуры Свердловска и области, сотни библиотек, свыше 3 тысяч красных уголков». Конечно, смотр проходил в течение года, но данный факт – свидетельство стремления властей регулировать деятельность граждан даже в таких малейших деталях, как школьные красные уголки.

Можно подумать, что под таким неусыпным контролем общественная жизнь в городе была однообразна и стандартизована. Но нет, для свердловчан проводились самые разные мероприятия: от небольших литературных встреч (проходящих, порой, в цехах действующего завода) до массовых выставок и эстрадных концертов. Причем, выдумка, с которой относились к своему делу культработники, может конкурировать и с современными маркетинговыми ходами.

Подробнее остановимся на таком феномене, как агитационные пункты. По сути, их главной задачей были разъяснение действий и благостных целей советской власти с помощью организации досуга населения. Часто агитпункты создавались на железнодорожных станциях. Такой был и на Свердловском железнодорожном вокзале. Его работники старались сделать так, чтобы посетители могли интересно, и, конечно же, культурно провести время. Организовывались лекции, различные встречи и беседы на политические и научные темы, два раза в день показывались киножурналы – новостные сюжеты, освещающие успехи и достижения страны в международных отношениях, советском народном и сельском хозяйстве, науке, культуре или спорте.

На агитпункты ежедневно приходили сотни горожан: почитать газеты, посмотреть телевизионные передачи, просто отдохнуть в уютной обстановке. Мягкая мебель, цветы, телевизор, богатая библиотека, выставки – все это привлекало свердловчан, ведь в то время подобную обстановку можно было  встретить далеко не в каждой квартире. Агитаторы также организовывали коллективные походы трудящихся в театры и кино.

С каждым годом город обретал все большее количество кинотеатров: в 50-е были построены «Знамя» и «Искра».  С новыми зданиями, способными демонстрировать различные кинофильмы, в город пришли и кинофестивали. Самыми крупными стали фестиваль китайских и неделя английских фильмов. На них, помимо кино, зрителей знакомили еще и с национальными танцами, песнями и детской художественной самодеятельностью разных стран. Часто кинопоказам предшествовали лекции, например, в уже существующем кинотеатре «Салют» в 1958 году собралось 400 человек, чтобы узнать о том, «как кино помогает распознавать мир», а потом посмотреть одноименный документальный фильм.

Но больше всего в ту пору проводилось музыкальных вечеров и праздников, организуемых как местными музыкантами, так и гастролирующими оркестрами. Проводились вечера итальянской музыки, музыкальные недели с участием Государственного Академического хора Латвийской ССР. На Центральном стадионе устраивали праздники эстрадного искусства. Один из них, прошедший в 1958 году представлял собой масштабное театрализованное действо о победе большевиков над белогвардейцами на Урале. А в Центральном парке культуры и отдыха имени В. Маяковского устраивали масштабные праздники цветов, на которые колоннами приходили юные пионеры.

6 октября 1959 года были запущены ежедневные «Новости дня» на Свердловской киностудии. Но пока телевидение и интернет не пришли в жизнь горожан в таком объеме, в каком они существуют сейчас, важную роль в культурной жизни горожан играли газеты. Через печатный текст рядовые свердловчане пытались достучаться до различных инстанций (чем не аналог современному комментированию в соцсетях). Например, в редакцию «Вечернего Свердловска» поступали жалобы на однообразие телевизионных передач, на плохое их содержание.

Зрители ожидали увидеть на экранах телевизоров показ новых спектаклей, концертов или выступлений художественной самодеятельности. Но за весь 1957 год «театр музыкальной комедии, столь любимый свердловчанами, не показал по телевидению ни одного своего спектакля. Редко организовывались студийные передачи, а если они и проводились, то серо и неинтересно. Много нареканий трудящихся вызывало и то, что кинокартины демонстрировались по телевидению с большим опозданием». Например, первую серию «Тихого Дона», телезрители увидели лишь спустя два с лишним месяца после того, как она появилась на экранах кинотеатров. «45 тысяч свердловчан – владельцев телевизоров вправе рассчитывать на то, что их культурные запросы будут удовлетворятся полнее», но даже показы хроникальных и документальных фильмов и журналов демонстрировались с большим опозданием. А ведь при задержке они теряли свою актуальность и остроту.  Также многие фильмы попадали на экран технически непроверенными, в результате чего страдали качество изображения и искажался звук. 

Горожане у «Вечного огня»

Город – стройка

50-е – время активной стройки в Свердловске. Возводились новые спальные районы, облагораживались рекреационные зоны города. Вот какой представляли себе свердловчане будущую площадь имени Кирова, бывшую в то время огромным пустырем: «Прежде всего, она станет одной из крупнейших не только в нашем городе, но и в Советском Союзе. Ее предполагаемые размеры превзойдут Красную площадь в Москве в два раза, а Площадь 1905 года – в четыре раза. Она будет равна Дворцовой площади в Ленинграде. В центре будет сооружен большой гранитный бассейн с красивым фонтаном Каслинского чугунного литья. Его водяная струя поднимется на высоту 11 метров».  К сожалению, красивые мечты не сбылись.

Стройка Уралмаша

Грандиозная стройка, проходившая на окраинах города, находила отражение и в поэтических упражнениях, ежедневно печатающихся в газетах. Например, в стихотворении под названием «На улицах Свердловска» авторства Льва Сорокина:

Я клялся,

            Что каждый камень

Мне в городе нашем знаком.

И город окинув глазами,

Знакомое б встретил кругом.

Но я на окраине не был

С полгода,

А стройки над ней

Подняли свердловское небо

Примерно

На пять этажей.

И я, коренной местный житель,

Не вижу былого пути:

– Постойте, друзья, подождите,

Скажите;

               а как мне пройти?..

А вот и еще одна дерзкая мечта: «Свердловск должен стать «речным»! – кричит заголовок одной из статей, в которой опубликовано письмо экономиста Свердловского машиностроительного завода. Перспектива сделать реку Исеть судоходной не отпускала умы горожан, оглядывающихся на пример Перми и его городской реки Камы. Свердловчане верили, что скоро главную плотину городского пруда перенесут, а на берегу раскинется крупный припортовый парк.

Другие жители высказывали серьезную обеспокоенность небрежным отношением к историческим памятникам – актуальной проблемой и сегодняшнего дня. «У нас на глазах разрушаются ограды и корпуса бывшего Екатеринбургского казенного завода», – пишут обеспокоенные читатели «Вечернего Свердловска» и требуют  создать музей истории Екатеринбурга – Свердловска.

Музей истории Екатеринбурга обрел свое название гораздо позже – в 1995 году, а вот судоходной Исеть так и не стала. Но мечта эта живет в сердцах екатеринбуржцев и по сей день. А ироничные фотоколлажи, на которых в 2014 году художник Денис Тарасов изобразил старый Свердловск с открыток и архивных фотографий с морским прибоем и пляжами, пользуются большой популярностью среди обитателей такой обжитой нами сети интернет.

Работа Дениса Тарасова

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Владимир / 23 Марта 2018 в 12:37

Статья написана в явно Русофобском стиле. Люди, жившие в то время оставили нам прекрасный город, заводы, парки и стадионы, а вы сделали из них жертв пропаганды.

Елена / 23 Марта 2018 в 13:27

Прекрасная статья!

Екатерина / 23 Марта 2018 в 15:38

Целью нашего материала было максимально объективно показать жизнь свердловчан в 50-е годы. Мы пытались проникнуться атмосферой тех лет, изучая газетные заметки. Уровень пропаганды посредством СМИ,культурных мероприятий и образования в то время был, действительно, высоким. Но это не умаляет вклада культурных работников в развитие городской инфраструктуры, их роли в наполнении жизни горожан яркими событиями

Тина Тортина / 24 Марта 2018 в 12:41

Мне очень нравится этот материал! Годное исследование! О таком не много где почитаешь!

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга