Поиск по сайту

01 Апреля 2018

Кирпичи культуры: Екатеринбургский музей изобразительных искусств

1 апреля 2018 года исполняется 82 года со дня образования ЕМИИ


Мне нравится!

История Екатеринбургского музея изобразительных искусств уходит вглубь истории самого города, интересов его горожан и общественного сознания. История эта началась в последней четверти XIX века и тесно связана с деятельностью Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ). Только представьте – люди объединились на основе интереса и любви к своему краю, чтобы собрать о нем естественные, исторические и культурные сведения, изучить и сохранить их.

Первый директор галереи Альма Мартовна Кастро

Уральское общество любителей естествознания сыграло немаловажную роль в формировании собрания Свердловского областного краеведческого музея, из художественного отдела которого в апреле 1936 года была образована Свердловская картинная галерея. Новое культурное учреждение размещалось на улице Вайнера, 11. Это здание было построено по проекту архитектора Константина Трофимовича Бабыкина в 1912 году, когда оптовый торговец мануфактурой екатеринбургский купец первой гильдии Бардыгин решил открыть собственный магазин.

Б.В. Павловский в Свердловской картинной галерее

Именно в этом здании хранилась большая часть коллекции эвакуированного Эрмитажа, а в мезонине в годы Великой Отечественной войны велась обширная научная работа. В настоящее время здание закрыто на реконструкцию в связи с подготовкой к строительству культурно-просветительского центра «Эрмитаж-Урал», начало работы которого запланировано на 2020 год. В данной же статье речь пойдет об истории здания Екатеринбургского музея изобразительных искусств в Историческом сквере – на Воеводина, 5.

Здание музея по адресу ул. Воеводина, 5

Когда в очередной раз вы будете вблизи музея на Воеводина, взгляните на него внимательно и подумайте, что здесь считать первым этажом, сколько на самом деле зданий могло послужить основой его одного. Это очень интересный с точки зрения зодчества и использования архитектурного культурного наследия пример. Даже спустя 30 лет он выглядит современно, а в середине 80-х, когда здание XVIII века по адресу Воеводина, 5 было решено реконструировать и передать под музей художественного литья Урала, это был поистине новаторский проект.

Александровская богадельня, конец XIX века

Итак, вернемся на полтора века назад. В середине XIX столетия это место было известно, как Александровская богадельня – его самые ранние снимки появились в 1887 году, на них изображены два одноэтажных здания, выходящих фасадами на улицу Воеводина (то, что в современном варианте является аркой, было проходом между ними). Но и до этого здесь жизнь била ключом: первые постройки датированы 1749 годом, в них размещался госпиталь Екатеринбургского завода, после госпиталя – острог, а в 1843 году здание сдавалось труппе Соколова – так, город увидел первые театральные постановки, а место словно попробовало себя в роли культурного учреждения. Затем на долгие годы оно стало богадельней и представляло собой несколько разрозненных зданий, образующих внутренний двор. Внешний вид менялся: был построен второй этаж, соединивший все в единый архитектурный комплекс, появилась башня над мезонином и домовая церковь, которая позже была снесена.

В советское время в здании размещались госпиталь, архив, а с 1970 по 1982 годы – Свердловский историко-революционный музей, пока в середине 1980-х его не отдали Свердловской картинной галерее. В рамках проекта «Включенное наблюдение», которое провел отдел современного искусства ЕМИИ в 2017 году, состоялось интервью с архитектором Анатолием Алексеевичем Пташником, одним из авторов проекта реконструкции здания музея. В этой беседе Анатолий Алексеевич вспоминает, что они решали инновационные по тем временам задачи: сохранить культурное наследие, вписать здание в окружающую визуальную и историческую среду, задать новое функциональное содержание учреждению. Центральным решением стал стеклянный фасад, который «раскрыл» герметичное музейное пространство в окружающую среду, бывший двор стал музейным пространством, с одной стороны, закрытым – под крышей, внутри помещения, с другой, открытым – четвертая стена прозрачная.

Вид на зал каслинского литья

В этом зале теперь экспонируется коллекция чугунного литья, но не только: еще это точка сбора людей для проведения различных концертов и презентаций. Вторые этажи боковых корпусов стали открытыми галереями, где теперь можно увидеть камнерезную и ювелирную коллекции, а также посетить региональный центр музейной педагогики, но они же предназначены и для осмотра центрального зала с высоты. Таким образом, в 80-е годы посетителям музея была предложена возможность для расширения кругозора: знакомиться с экспонатами с нескольких точек зрения – уже одна эта идея была смелой.

Обновленная экспозиция русского искусства, 2013 год

Собрание галереи в то время увеличилось с 1200 до 8300 экспонатов, причем это были не только картины – вот почему в 1988 году Свердловская картинная галерея преобразовалась в Музей изобразительных искусств. Фондовые коллекции музея пополнялись преимущественно произведениями, переданными из Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, а также работами, поступившими из Государственного музейного фонда, столичных закупочных комиссий, от частных коллекционеров и из мастерских художников.

Выставка одной картины из собрания Эрмитажа, 2017 год

В музее хранится уникальное собрание уральского художественного литья XIX – XX веков, центральным экспонатом которого является знаменитый Каслинский чугунный павильон, зарегистрированный в Международном каталоге ЮНЕСКО как раритет – единственное в мире архитектурное сооружение из чугуна, находящееся в музейной коллекции. Кроме того, ЕМИИ может похвастаться своим собранием русского авангарда 1910-х – 1920-х годов, включающим полотна всемирно известных классиков – К.С. Малевича, В.В. Кандинского, М.Ф. Ларионова, Н.С. Гончаровой, О.В. Розановой, А.В. Куприна, А.С. Родченко и многих других.

Значительный интерес представляет раздел западноевропейского искусства XIV – XIX веков. Здесь продемонстрированы произведения итальянских, фламандских, голландских, французских и немецких мастеров. Работы некоторых живописцев, таких как Рутилиот Манетти и Франческо Рустичи, являют собой большую редкость и хранятся в единственном музейном собрании России – Екатеринбургском музее изобразительных искусств.

Фестиваль меццо-тинто в музее

Выразительна и разнообразна по своему составу коллекция русского искусства XVII – начала XX века. Представленные в ней произведения последовательно отражают основные этапы развития отечественного искусства этого периода. Существенную часть музейной коллекции составляют произведения отечественных мастеров 1920-х – 2000-х годов. В обширное собрание декоративно-прикладного искусства Урала входят камнерезное и гранильное искусство, демонстрирующее изделия известного уральского промысла XVIII – начала XXI века; златоустовское украшенное оружие и гравюра на стали, включающее в себя лучшие образцы, изготовленные ведущими мастерами XIX-XX веков; нижнетагильский расписной поднос, созданный современными художниками, продолжившими традиции уральской лаковой росписи по металлу; авторские произведения уральской глиняной миниатюры 1980-2000-х годов; резная кость трех российских центров – Холмогоров, Уэлена и Тобольска; авторское ювелирное искусство признанных мастеров 1970 – 2000-х годов московской, петербургской и уральской школ.

Проект Культурно-просветительского центра Эрмитаж-Урал

В современности музей продолжает осваивать новые пространства – не только физические, но и виртуальные: у музея уже есть несколько проектов в интернете. А что касается реальности, то в 2017 году в старинном особняке по адресу Розы Люксембург, дом 18, в бывшей усадьбе лесничего Г.С. Кудрина (памятник архитектуры XIX века), открылся Музей наивного искусства.

 

Управление культуры и редакция сайта культура.екатеринбург.рф поздравляют Екатеринбургский музей изобразительных искусств с днем рождения, желают дальнейшего развития, освоения новых творческих вершин в музейном деле, осуществления неожиданных проектов, преумножения коллекций.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов