Поиск по сайту

10 Апреля 2018

Кирпичи культуры: Дом доктора Сяно

Новый выпуск рубрики об истории зданий культурных учреждений


Мне нравится!

Герой очередного выпуска нашей рубрики – шедевр уральского модерна, в стенах которого живет Детская художественная школа № 1 имени П.П. Чистякова.

История дома Сяно

Табличка на фасаде гласит: «Дом И.А. Сяно. 1910 г.». Архитектор И.К. Янковский построил в Екатеринбурге не одно здание – например, был еще расположенный на улице Розы Люксембург дом врача В.М. Онуфриева. За двухэтажную постройку на перекрестке Покровского и Вознесенского проспектов, ныне именующихся как улицы Малышева и Карла Либкнехта, Янковский взялся по заказу Исаака Абрамовича Сяно.

Исаак Сяно родился 25 августа 1871 года в одном из урочищ Дагестана. О родителях И.А. Сяно известно лишь то, что отец Исаака Абрамовича был отставным солдатом. Учитывая, что солдатскому сыну удалось впоследствии окончить гимназический и университетский курсы, можно предположить, что отставной солдат какое-то время занимался коммерцией и сумел несколько поправить материальное положение своей семьи.

Сначала Исааку Сяно удалось стать учеником Астраханской гимназии, а затем студентом медицинского факультета Казанского университета. Завершив в 1896 году учебу в университете, Сяно получил диплом и звание лекаря 1-й степени с отличием. Проработав какое-то время в Казани, Исаак Абрамович ощутил вкус к самостоятельной деятельности и отправился на Урал. После нескольких лет в должности заводского лекаря он занялся частной практикой в Екатеринбурге. Первое время он работал на съемной квартире в доме №7 на Разгуляевской улице, которая к тому моменту уже была переименована в улицу Гоголя, но горожане довольно длительное время продолжали называть ее старым именем. Став частнопрактикующим врачом, Исаак Абрамович медленно, но верно обрастал клиентурой, и в некоторых кругах стало модным лечиться у нового екатеринбургского врача.

К сооружению собственного дома Исаак Абрамович приступил к концу нулевых годов двадцатого века. Он вложил в строительство дома собственные накопления, а также взял ссуду в банке. К лету 1910-го строительные хлопоты подошли к концу. 17 октября 1910 года газета «Уральский край» опубликовала короткую заметку, в которой в первый раз упоминается дом И.А. Сяно. В заметке, в частности, сообщалось: «На углу Вознесенского и Покровского проспектов в текущем строительном сезоне возведен большой двухэтажный каменный дом Сяно». На самом деле, дом был полукаменным, но об архитектурных особенностях мы расскажем вам позже.

Завершив сооружение дома, Исаак Абрамович начал осваивать его жилые и подсобные помещения. Семейство Сяно заняло верхний этаж уже летом 1910 года, а вот врачебный кабинет все лето и большую часть осени по-прежнему находился в доме Ф.И. Крутикова. Лишь в первых числах ноября Исаак Абрамович начал прием больных в собственном доме. Первое рекламное объявление о приеме больных непосредственно в доме И.А. Сяно было опубликовано в газете «Уральская жизнь» от 4 ноября 1910-го.

Затевая строительство большого и вместительного дома, Исаак Сяно, без сомнения, рассчитывал на квартирантов и арендаторов. Самым известным среди арендаторов дома Сяно стал Рихард Штроль, коммерсант и активный общественный деятель. По складу характера он являл собой полную противоположность хозяину дома. Если Исаак Сяно вел уединенный образ жизни, то Рихард Робертович Штроль был на виду. Едва появившись в Екатеринбурге, он сразу же стал завсегдатаем в местном обществе велосипедистов-любителей, занимался мотоспортом, слыл героем светских хроник. Екатеринбуржцы, проходившие мимо дома Сяно, не раз могли наблюдать торжественную картину выезда автомобиля, переполненного членами семейства Штроля. Нередко им доводилось видеть не менее диковинную картину: от дома Сяно отъезжали мотоциклетки фирм «Пежо» и «Вандерер».

В 1915 году Рихарда Штроля арестовали за симпатии Германии, и на следующий год он скончался за решеткой от болезней.

В период Первой мировой войны многие екатеринбургские врачи оказались на фронтах, но Сяно из-за слабого здоровья избежал этой участи. В 1914 году доктор Сяно долечивал в своих палатах бойцов с фронтов. Летом 1919 года он был назначен ординатором сводного полевого запасного госпиталя №1 и эвакуационного полевого госпиталя №257. В этот же период Исаак Абрамович возглавил Верх-Исетскую больницу. В начале 1930-х годов Исаак Сяно лишился дома и отправился в Сочи, где сначала устроился работать в санатории «Центросоюз», а потом занял должность главного врача в доме отдыха Наркомата пищевой промышленности. В 1940 году он вышел на пенсию, но заслуженным отдыхом наслаждался чуть дольше года: в 1941-м ему пришлось отправиться в эвакуацию в Свердловск.

Дом доктора Сяно тем временем функционировал в качестве обычной коммуналки, но в конце сороковых годов в его истории началась новая глава – школьная.

Школьные годы

Детская художественная школа № 1 города Екатеринбурга стала одной из первых десяти школ, появившихся в Советском Союзе в первые послевоенные годы. В 1946 году Павел Петрович Хожателев открыл учебное заведение при Свердловском художественном училище, которое возглавлял в военные годы. Задача школы состояла в обучении детей основам рисования и живописи для последующего поступления в художественное училище. Занятия проходили в здании Филармонии, где в то время располагалось училище. Поначалу в каждой группе было несколько учащихся. Занимались по вечерам в малом концертном зале, который холстами делился на отдельные мастерские. Затем школа переехала в дом доктора Сяно.

Долгое время художественная школа была структурным подразделением Свердловского художественного училища, но в 1983 году обрела самостоятельность и получила первый номер. Более двадцати школ, появившихся к этому времени в городе и области, в своем развитии опирались на опыт «Первой». Выпускниками школы стали многие известные в Екатеринбурге и в России деятели искусства и культуры. Среди них – живописцы Герман Метелёв, Владимир Бушуев, Алексей Лопато и Алексей Ефремов, Вячеслав Вишняков и Алексей Рыжков, художники театра Зоя Малинина, Юлия Селаври и Ольга Меньщикова, скульптор Андрей Антонов, ювелир Владимир Сочнев, художники текстиля Вера Грекова, Ирина Федорова и Ольга Орешко, модельер Наталия Соломеина, художники-аниматоры Сергей Айнутдинов и Зоя Трофимова, философ и психолог Анна Кирьянова, и даже известная певица Юлия Чичерина училась в этих стенах.

В 1993 году Управлением культуры Администрации Екатеринбурга при ДХШ № 1 был открыт методический центр.

В 2010 году муниципальному образовательному учреждению культуры дополнительного образования детей «Детская художественная школа № 1» было присвоено имя крупнейшего отечественного художника-педагога Павла Петровича Чистякова.

С 2011 года школа функционирует в статусе Городского ресурсного центра по направлению «Изобразительное искусство», сопровождает и курирует деятельность 12-ти школ искусств Екатеринбурга, а также работу трех городских методических секций: секцию преподавателей художников, секцию преподавателей искусствоведов и секцию преподавателей компьютерной графики. Формы профессиональной работы разнообразны: научно-практические конференции, открытые уроки, семинары и мастер-классы, методические сообщения и стажировки, консультации и экспертизы, творческие лаборатории у профессиональных художников, конкурсы и фестивали.

Сегодня ДХШ № 1 – одна из ведущих школ искусств Свердловской области. С момента основания образовательный процесс в ней складывался на основе сохранения и развития традиций российского академического художественного образования, заложенных преподавателями Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.

В октябре 2010 года зданию школы исполнилось 100 лет, что стало поводом проведения социокультурного проекта «Сокровища дома Сяно: 100 лет – 100 легенд». В основу проекта легло исследование истории «Дома доктора Сяно» и его жителей со дня основания до наших дней, сохранение и трансляция всех аспектов исторического, архитектурного и культурного наследия.

В рамках проекта была организована историческая реконструкции внешнего облика дома, различные праздничные мероприятия, конкурс-выставки детских работ «Легенды дома Сяно» и издание подарочного издания об истории дома и школы.

Архитектурные особенности

Есть два основных ракурса восприятия здания. Подъезжая с запада, вы увидите объем с угла. С этой стороны дом завершается сложными, высокими остроугольными крышами. Его можно сравнить с неприступным «айсбергом», рассекающим транспортные потоки. Активным выступающим элементом на углу здания в свое время был балкон – козырек над главным входом.

При приближении с юга взгляд упирается в статичную, монументальную стену, заполненную крупными оконными проемами. Принципиальное деление объема происходит по горизонтали: каменный низ и деревянный верх. Первый этаж все время красится в светлые тона (бежевый, белый), а второй, выполненный из дерева, имеет более темный тон, и получается, что тектоника использования цвета (темное – тяжелое; светлое – легкое) нарушена, – легкое держит тяжелое. Габариты оконных проемов незаметно нарастают от торцов здания к углу. Окна в центральной части здания парадные, сложные, трехчастные. Наличники окон второго этажа построены на мотивах русского деревянного зодчества и напоминают исторические орнаменты.

Со стороны двора есть неожиданный акцент – прямоугольное углубление на внутреннем углу дома. Такой прием может быть оправдан организацией освещения углового зала-вестибюля.

Изнутри главную тему интерьера задают все те же окна. Огромные проемы окон позволяют свободно наблюдать панораму города. Внутренние пространства здания – светлые с высокими потолками, обрамленными фигурным плинтусом.

Дом между прошлым и будущим

Раньше соседом дома Сяно был польский костел. Теперь – небоскреб «Высоцкий». Ни на том, ни на другом фоне здание совершенно не теряется.

Для архитектуры начала XX века это был принципиально новый тип здания: в нем совмещались жилые, служебные и производственные помещения. Можно сказать, дом Сяно заложил основу для многофункциональной архитектуры XXI века. «Антей», «Высоцкий», «Покровский пассаж»: для всех этих зданий рассматриваемый нами дом стал генетическим прародителем. В свою очередь, корни этого строения уходят вглубь времен – в эпоху русского деревянного зодчества. Таким образом, дом Сяно обеспечил связь времен, установил диалог между прошлым и будущим.

Фото: ГААОСО Ф.Р-1 Оп. Д.47604, Татьяна Богина, Анна Бутырских, фотоархив ДХШ № 1 имени П.П. Чистякова

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Владимир / 12 Апреля 2018 в 17:36

Спасибо за публикацию. Очень интересно.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры