Поиск по сайту

11 Апреля 2018

Кирпичи культуры: Камерный театр

Очередной выпуск рубрики об истории зданий культурных учреждений


Фото: Татьяна Доукша Фото: Татьяна Доукша
Текст: Екатерина Юркова Текст: Екатерина Юркова
Мне нравится!

Объединенный музей писателей Урала – уникальное явление, архипелаг культурно-исторического наследия Екатеринбурга. Благодаря его созданию городу не только удалось сохранить старинные здания, но и построить Камерный театр – наш следующий герой архитектурно-исторического тура.

Заветная мечта

Возникшая в 1986 году идея создания в Литературном квартале репертуарного театра сначала казалась всем не только нелепой и неуместной, но и неосуществимой. Однако Лидия Александровна Худякова, на тот момент директор музейного объединения, воплотила смелую затею в жизнь. Сподвижником и помощником Лидии Худяковой стал Вячеслав Иванович Анисимов, художественный руководитель будущего театра и большой знаток театральных технологий – специалисты консультировались с ним в процессе проектирования сценического пространства и зала.

Мысль об открытии театра, деятельность которого была бы подчинена нуждам музеев писателей Урала, возникла не на пустом месте. Для начала архипелагу нужен был зал, ведь у небольших построек Литературного квартала не было помещения, способного вместить более, чем 40 человек. Сотрудники музеев считали, что с помощью театрализованного действия посетителя можно погрузить в атмосферу времени и жизни писателей, поэтов, художников, изучением и сохранением творческого наследия которых они занимались.

К сожалению, люди, от которых зависело начало стройки, не были столь же увлечены идеей строительства театра. Поэтому Лидии Александровне пришлось буквально продираться сквозь шипы и колючки бюрократического мира для того, чтобы 1 декабря 1998 года зритель мог попасть на первую премьеру театра – спектакль «Каменный цветок».

По этим же причинам стройка шла под «прикрытием»: горожанам сообщали, что на северной стороне улицы Пролетарской строится «Камерный литературно-музыкальный зал». Лидия Худякова отшучивалась, что строит теплицу. На дворе стояли тяжелые 90-е, и шутка о строительстве огромного огорода для выращивания помидоров, которыми можно накормить сотрудников Объединенного музея писателей Урала, казалась не такой уж шуткой: кстати, возведенный каркас здания по форме очень напоминал опоры для теплицы. Звание «Камерного театра» постройка получило только после того, как государственная комиссия подписала акт о его сдаче в эксплуатацию.

Проект здания разработал Анатолий Пташник, на тот момент только окончивший Архитектурный институт. Анатолий Алексеевич предложил использовать одну из старых построек литературного квартала в качестве закулисных помещений, а остальную часть – зал и фойе – пристроить. Это стало дополнительным плюсом, способным помочь в согласовании стройки, так как формально Камерный театр стал пристроем к одному из существующих зданий.

Здание Камерного театра – очередной долгострой в истории Екатеринбурга, его постройка длилась с 1988 по 1998 годы. Так же, как Театр юного зрителя был завершен только благодаря попечительству Бориса Николаевича Ельцина, строительство театра Литературного квартала ускорилось с помощью мэра Аркадия Чернецкого. Аркадий Михайлович посетил стройку весной 1994 года, а осенью не заметив никаких подвижек, взял здание под свое крыло и сменил подрядчика на фирму «Атомстройкомплекс» (кстати, закончившую строительство ТЮЗа).

Теперь о скором открытии Камерного театра можно было не беспокоиться: Аркадий Чернецкий, держал ход строительства под своим контролем и следил не только за продвижением строительства, но и за тем, чтобы все материалы были высшего качества. В этот период кое-что даже было разобрано и собрано заново с учетом новых технологий, появившихся за время долгой стройки.

28 августа 1998 года в здании театра начались репетиции. Первыми спектаклями, сыгранными в Камерном театре стали «Каменный цветок», «Метель» и «Тургенев и Полина Виардо. История любви» – все спектакли ставил Вячеслав Иванович Анисимов.

Хрустальный монументализм


Основательность подхода к строительству Камерного театра проявлялась во всем: и в наружном облике здания, и во внутренней отделке. В частности, это касается люстр в зрительном зале и холле второго этажа. Монументальные, похожие на сказочные ладьи аргонавтов лампы были разработаны специально для театра Литературного квартала. Но ни один завод не хотел браться за выполнение заказа. «Никто не был готов выполнить его физически», – комментирует помощник режиссера и актер Камерного театра Александр Алексеевич Бушуй.

Исправить ситуацию помог Асбестовский кирпичный завод, согласившийся изготовить восемь хрустальных люстр. Но почему же именно кирпичный завод взялся за изготовление авторского и довольно сложного заказа? Как мы уже упоминали, на дворе стояло тяжелое время, и завод искал незанятую на рынке нишу.

Лидия Худякова и Вячеслав Анисимов приезжали смотреть люстры, но так как в театре потолки высокие, а в цехах низкие, то и процесс приемки выглядел очень необычно. Рабочие завода подвешивали люстры, расстилали на пол клеенки, и приходилось Лидии Александровне и Вячеславу Ивановичу ложиться и представлять, как люстры-ладьи парят над зрительным залом Камерного театра.

Не сразу кирпичный завод смог справиться с задачей: представители музея несколько раз забраковывали их образцы. Можно только представить, как сложно далось выполнение заказа рабочим, но они сумели перепрофилироваться. «До сих пор представители из Асбеста приезжают с заказчиками, чтобы продемонстрировать способности завода», – поделился с нами Александр Бушуй.

Светлые интерьеры

По внутренним интерьерам заметно, сколько любви и внимания было вложено создателями театра в каждую деталь. В вестибюле посетителей встречают зеркала в деревянных резных рамах и лампы в виде нежных цветов. Мраморная лестница, ведущая в фойе второго этажа, заставлена живыми цветами.

Особой поэзией пространство наполняется благодаря сводам. С определенного ракурса кажется, что поверхность обычного, ничем не примечательного белого потолка пошла волнами и создала эффект преломления света и тени. Окна, свет и зелень превращают фойе в уютный зимний сад – райский и спокойный уголок среди будничной городской суеты.

Потолок проектировали инженеры, обычно занимающиеся строительством метрополитена, так как в зале на 157 мест необходима была особая акустика, чтобы каждый зритель отчетливо слышал речь актера. Камерность зала обеспечивается и тем, что зрительские сидения амфитеатром поднимаются от сцены. Таким образом сводится на нет ощущение удаленности от артистов, здесь нет «галерки». «Со сцены Камерного театра должен быть слышен шепот души», – говорил Вячеслав Анисимов.

Небольшое здание театра  гармонично дополняет ансамбль Литературного квартала. Кирпичная облицовка, зеленая черепичная крыша и большие стеклянные окна придают зданию интеллигентный вид, такой же, как и у его музейных соседей.

За предоставленную информацию благодарим сотрудников Камерного театра: Александра Алексеевича Бушуя, помощника режиссера и актера Камерного театра.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга