Поиск по сайту

13 Апреля 2018

Газетные хроники: культурные 60-е. Вторая часть

К 65-летию Управления культуры Администрации города Екатеринбурга


Текст и фото: Екатерина Юркова Текст и фото: Екатерина Юркова
Мне нравится!

Уральской весной особенно остро чувствуется нехватка витаминов, солнца и зеленых листочков, на которых мог бы отдохнуть взгляд горожанина. Возникает потребность в созерцании прекрасного, ведь оно не только радует глаз, но и способствует выработке гормона счастья. Потому в этой части «Хроник» мы с вами поговорим о красоте.

«За красоту агитировать не приходится. Красоту надо внедрять»

Вопросы красоты и эстетики волновали многих горожан, считающих, что индустриализация города и развернувшаяся на его территории стройка не повод забывать о прекрасном.  В связи с этим редакция «Вечернего Свердловска» в 1965 году пригласила на круглый стол художников, работников Дома моделей и мастеров парикмахерского дела — тех, кто в ответе за красоту города и горожан. Манифестом встречи стала фраза одного из журналистов газеты: «Художественное начало все шире входит в нашу повседневную жизнь. Возросшие вкусы народа диктуют производству новые эстетические нормы. Мы все сегодня в ответе за красоту».

Речь шла о безвкусно и некрасиво оформленных помещениях: «Возьмите Дом работников культуры. По внешнему виду он никак не отвечает своему названию. Устаревшие росписи, мрачные тона, немасштабные рельефы — все это придает помещению несовременный вид. А посмотрите, в каком запущенном состоянии находится вестибюль крупнейшего вуза — Уральского политехнического института… Красота не только в руках художников. Она зависит и от должностных лиц», — заявил художник-монументалист Беляев.

Выступил и заведующий салоном «Весна», заслуженный мастер парикмахерского дела Фурман: «Внешний облик людей, в особенности женщин, во многом зависит от нас, парикмахеров. Современные линии причесок делают женщину моложе, элегантнее, красивее. Скажу без хвастовства: в нашем городе трудятся многие замечательные мастера парикмахерского дела, к нам приезжают учиться. Мы, например, делаем больше дамских причесок из длинных волос, чем в Москве. Но не все у нас обстоит безукоризненно. Некоторые женщины не без основания жалуются, что все журналы мод рассчитаны только на молодых».

Поговорили на встрече о наболевшем вопросе, о культуре торговли, выкладке и внешнем виде товаров (о культуре торговли мы подробнее писали в предыдущем материале (ссылка)): «Бытует мнение: если товар дешевле, то и упаковка может быть похуже, этикетка бесцветной, название менее интересное. Я считаю, что это неверно. Я лично за то, чтоб упаковка была всегда красивой, а названия духов, конфет и так далее не были однообразными», — сказала главный парфюмер Свердловской парфюмерной фабрики Зейская.

Ну а как же стремились к красоте в быту? — на этот вопрос постарался дать ответ начальник специального художественного-конструкторского бюро Шейн. «Нашу задачу мы видим в том, чтобы изучить тенденцию развития вещей, предугадать ее надолго вперед. Мода может приходить и уходить, может задерживаться. Но полезность, целесообразность вещи — качества непереходящие. Вещи должны быть не только красивы, но и удобны. Место истинного художника не только за мольбертом. Он должен слить свой труд с трудом инженера и рабочего».

Красота = здоровье

Подобно древним грекам, свердловчане большое внимание уделяли не только красоте одежды, прически или макияжа, но и сложению тела. Потому популярностью пользовалась приверженность к спорту и участие в различных соревнованиях.  А для тех, у кого не было возможности заниматься спортом регулярно, например рабочим заводов, организовывались производственные гимнастики. Так, в цехах фабрики «Уралобувь» проводились  гимнастические пятиминутки, помогавшие «каждому рабочему трудиться производительнее и меньше утомляться».

Гимнастика на заводе Уралобувь

Все чаще в газетах печатались призывы, адресованные комсомольцам и молодежи, быть организаторами борьбы за здоровый быт, искоренять пьянство и хулиганство, создавать на предприятиях, в учреждениях и жилых домах комсомольские «посты здоровья». А работникам здравоохранения — шире пропагандировать санитарные знания и физическую культуру среди всех слоев населения. Массово и ярко праздновался День здоровья.

Создавались даже веселые стишки, призванные пристыдить неспортивных рохль:

«Дед»

По плотинке, по панели,

Волоча ботинки еле,

В распашоночку одет

Ковылял сутулый дед.

Я с дедусей поравнялся,

Поглядел — и рассмеялся:

По панели — вот так дед! —

Шел тюфяк в семнадцать лет…

Профессия — ретушер

«Каждый день просматривая газеты, я читаю в них об инженерах и токарях, шахтерах и артистах, швеях и кулинарах. А вот о работе ретушера мне никогда не приходилось читать. А ведь это одна из редких профессий», — пишет одна из читательниц «Вечорки».

Чем важна и зачем нужна была профессия ретушера? Они не создавали материальных ценностей, нельзя было их причислить и к работникам искусства. Но раньше не было всем любимого фотошопа или других программ-фоторедакторов, да и компьютеров не было. А объектив, захватывая и то, что нам нравится, и то, что не нравится, навсегда оставлял это на фотографиях, каждая из которых в то время была эксклюзивом и хранилась долгие годы. Задача ретушера негативов состояла в том, чтобы отличить нужное от ненужного, умело смягчить недостатки и при этом сохранить максимальное сходство. В Свердловске с миллионным населением было всего восемнадцать ретушеров и почти все они работали в лаборатории фабрики «Фотообъединение», куда из разных концов города привозили негативы для дальнейшей обработки.

За город-сад или «зеленое строительство»

В саду Дворца пионеров

Окружить себя красотой, зеленью, садом — вот о чем мечтали свердловчане и продолжают мечтать екатеринбуржцы. Но весной эта мечта кажется особенно неосуществимой. Вот как недавно выразилась о российской весне британская киноактриса Тильда Суинтон: «Меня всегда до глубины души поражает ваша весна. Она похожа на восстание мусора и грязи».

Повсеместная грязь была одной из основных бед свердловской весны и 60-х годов прошлого века, ухудшали положение паводки. Хотя дворы, тротуары и дороги уже были покрыты асфальтом — весной и осенью перейти улицу становилось целой проблемой. Особенно страдал северо-восточный район города: в силу естественного уклона всей площади Мира, на ней скапливалось много воды, а ливневая канализация не была подключена к городскому коллектору.

С наступлением лета мечты горожан о городе-саде становились реальностью. Практиковались закрепление парков, садов скверов, всех зеленых насаждений за коллективами. Проходило соревнование на «Самый зеленый двор», участники которого преображали придомовые участки до неузнаваемости различными клумбами и даже скульптурами. Фоторепортажи о лучшем озеленении публиковались в газете «Вечерний Свердловск», что было особой гордостью для жителей дворов-победителей.  В массовых субботниках и воскресниках принимали участие свыше 500 тысяч человек. Дворы промышленных предприятий старались превращать в цветущие сады.

Продолжала ли развиваться идея города-сада в следующих десятилетиях, мы вам расскажем в следующем материале.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга