Поиск по сайту
Размер шрифта А А А
Цвет сайта Ц Ц Ц
Изображения выкл
Обычная версия

15 Мая 2018

Никита Корытин: «Искусство и культура – лучший пластический хирург»

О смыслах, которые несет в себе строящийся «Эрмитаж-Урал»


Текст: Екатерина Юркова Текст: Екатерина Юркова
Мне нравится!

На носу Ночь музеев, и настало время обратить внимание на один из главных имиджевых проектов Екатеринбурга – «Эрмитаж-Урал». Мы решили рассказать вам, для чего городу нужен уральский Эрмитаж.

Очень много говорится о переосмыслении индустриального опыта и уральской идентичности, но важно начать воспринимать Екатеринбург и как культурно значимую точку на карте мира. Для подобного разговора Управлением культуры Администрации города Екатеринбурга был проведен первый Уральский региональный культурный форум «Culturalica». Мы надеемся, что и центр «Эрмитаж-Урал» также поспособствует новому восприятию города.

В 2014 году Губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым, генеральным директором государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским и главой Администрации города Екатеринбурга Александром Якобом было подписано трехстороннее соглашение о создании культурно-познавательного центра «Эрмитаж-Урал».

Здание музея по адресу ул. Вайнера, 11. Современное время

На сегодняшний день расчищено место для здания фондохранилища и началась подготовка одного из корпусов Екатеринбургского музея изобразительных искусств на улице Вайнера, 11 (к нему будет пристроена новая часть). Того самого, где в годы Великой Отечественной войны хранились эвакуированные экспонаты «Эрмитажа» и работали сотрудники петербургского (в то время – ленинградского) музея. Сами строительные работы начнутся во второй половине 2018 года и завершатся в 2020 году.

Проект Культурно-просветительского центра Эрмитаж-Урал, Главный корпус

У здания нового культурного центра будет вся необходимая инфраструктора, музей продуман с точки зрения доступности для людей с инвалидностью. Экспозиционная зона центра «Эрмитаж-Урал» будет открыта для всех и поделена на три части: пространство для временных выставок, которые будут сменяться два раза в год; экспозиция западно-европейского искусства, которая, в основном, сформирована из экспонатов, подаренных ЕМИИ Государственным Эрмитажем в послевоенные 1947-49 годы и большая мемориальная зона, рассказывающая об истории эвакуации коллекций Эрмитажа.

Проект Культурно-просветительского центра Эрмитаж-Урал, Реставрационно-хранительский корпус

Все мы понимаем, что представляет собой «Эрмитаж-Урал» как культурная институция, но нет четкой ясности, для чего новый центр нужен нашему городу. За профессиональным комментарием и ответом на этот вопрос мы обратились к директору Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никите Корытину.

— «Екатеринбург нуждается в новом символическом капитале. Город ― советский промышленный гигант, город, где закончила существование последняя царская семья, ― это та часть символического капитала, которая нас не очень радует, а вот история спасения городом коллекции Эрмитажа может стать продуктивной положительной частью городской мифологии», — так говорили во время презентации «Эрмитаж-Урал» на «Иннопроме» два года назад. Как вы будете развивать эту историю, актуальна ли она сейчас для города?

– Образ города, его совокупный символический капитал для россиян значит гораздо больше, чем Уралмаш и расстрел семьи Романовых. Но мы живем в глобальном мире, имеем глобальные амбиции города – претендента на ЭКСПО-2025 (ранее 2020), и те представления о столице Урала, которые существуют в головах жителей Европы, к сожалению, как раз сводятся к очень узкому набору достаточно мрачных позиций: индустриальное прошлое, конец монархической династии, холод, грязь.

Искусство и культура – это универсальный язык и лучший пластический хирург для конструирования иного образа. Чтобы построить новую экономику нужны десятилетия, сформировать новую городскую среду  – многие годы. А культура и искусство и есть тот самый эффективный и трагически недооцененный ресурс, который является главным послом города вовне.

Директор Екатеринбургского музея изобразительных искусствНикита Корытин

Огромное количество людей за рубежом знает наш сифмонический оркестр, индустриальную биеннале и фестиваль меццо-тинто. И это знание продуцирует самые лучшие эмоции и живые воспоминания. Поэтому я думаю, что история спасения Эрмитажа может стать главным историческим мемом в биографии города. Эрмитаж – известное каждому европейцу понятие. Теперь уже и многим жителям Китая, если судить по основной массе посетителей музея. Мы – город, который спас Эрмитаж – более позитивный слоган сложно придумать. Для нас эвакуация Эрмитажа, его сотрудников, других музеев, театров, вузов в годы войны тоже стала судьбоносной, она сформировала среду, сформировала важную прослойку инженерной интеллигенции, имеющей постоянные высокие гуманитарные запросы.

— Какие новые возможности даст Екатеринбургу «Эрмитаж-Урал»?

– Колоссальные. И это не только возможность быть на постоянной связи с экспозициями главной сокровищницы художественных ценностей в стране. Это символическая связь с культурной столицей, вопрос имени и бренда. К сожалению, влияние данного проекта сильно недооценивается.

Выставка «Одной картины» в рамках «Дней Эрмитажа»

— Встроится ли «Эрмитаж-Урал» в ряд других спутников Эрмитажа: «Эрмитаж-Казань», «Эрмитаж-Выборг», «Эрмитаж-Сибирь». Учитывается ли их опыт, планируется ли какое-то взаимодействие, возможно, партнерские проекты?

– Мы с руководствами центров дружим. Какой-то опыт можно учесть, но формат работы центров все же будет различаться. Эрмитаж не планирует возить одни и те же выставки по всем филиалам – у каждого будет своя программа. Сейчас мы объединены общим форматом «Дней Эрмитажа», который включает лекторий, вручение премии «Искусный глагол» и раз в год — выставку одного шедевра.

— Как именно Государственный Эрмитаж участвует в создании нового центра? Есть ли дальнейшие перспективы развития этих отношений?

– Эрмитаж участвует репутационно и содержательно. Это доверие, которое доступно далеко не каждому. Все организующие действия и финансирование – на совести принимающей стороны.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Екатерина / 16 Мая 2018 в 10:56

Проект великолепный! Самое прекрасное, наверное, из того, что планируется создать в городе в ближайшие годы. Вопрос только в сроках? Соглашение подписали 4 года назад, строительство только в конце 2018, а планируемая сдача когда? (хочется дожить, сами понимаете)

Екатерина, редактор сайта / 16 Мая 2018 в 11:30

Спасибо за отзыв! По вашей просьбе мы уточнили информацию и добавили в текст статьи: завершение строительства центра планируется в 2020 году.

Мария / 16 Мая 2018 в 13:56

Здравствуйте! Хотелось узнать, здание планируется сносить? Но разве тогда это не будет другое здание? Плюс ко всему это здание является памятником архитектуры, насколько мне известно снос памятников архитектуры запрещён. Конечно, веяние современной культуры вызывает желание модернизировать имеющиеся объекты, но думаю старинное здание придаёт музею более эстетичный вид.

Елена Азанова, главный редактор сайта: / 16 Мая 2018 в 16:05

Мария, спасибо за вопрос. Конечно же, здание не планируется сносить. Его будут реконструировать и к нему пристроят новую часть.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга