Поиск по сайту

31 Мая 2018

Полина Пономарёва: «Чиновник – понятие объемное, им быть совсем не легко»

Интервью с главным специалистом Управления культуры


Текст: Александра Петкау Текст: Александра Петкау
Фото: Татьяна Доукша Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

В четверг, 31 мая, главный специалист Управления культуры Администрации города Екатеринбурга Полина Пономарёва отмечает свой день рождения. Ее работа – сплошной праздник, ведь именно с их организацией Полина Юрьевна соприкасается каждый день. О специфике хорошего торжества и об идеальной модели организации культурной сферы мы поговорили в начале празднично-трудового дня.

– Полина Юрьевна, если посмотреть на ваши должностные обязанности, то кажется, что ваше профессиональное поле очень обширно – вы занимаетесь подготовкой любых городских конкурсно-фестивальных проектов от «А» до «Я», а также принимаете участие в организации городских праздников. Есть ли какие-то приоритеты в вашей работе?

– Бытует мнение, что главные специалисты занимаются только проверками – это не так. Чтобы что-то проверять, нужно очень хорошо разбираться в вопросе. Когда я пришла в Управление культуры десять лет назад на должность методиста по конкурсно-фестивальной деятельности, то начала с самых основ: прописывания положения будущего праздника, подготовки афиш, общения с жюри, участниками, подведения итогов, продумывания концепции церемонии награждения и так далее. Каждый этап я прошла и прохожу до сих пор, потому что нельзя пролететь по вершкам, нужно вникнуть в проект, увидеть в нем все плюсы, все минусы, потому что конечный критик – это всегда наш гость. Все должно понравиться не мне, а ему, поэтому вместе со всей командой мы идем к этой цели.

Кроме того, не буду лукавить, мне нравится моя работа: погружение в детали торжества – что может быть лучше? Когда я уже стала главным специалистом Управления культуры, то бумажной работы прибавилось, но ее суть осталась прежней – так же, как и раньше, на повестке дня у меня фестивали, конкурсы и все, что рядом. А рядом очень много: и обращения, и графики, и отчеты. Когда я не работала здесь, то относилась к этому, наверное, как все – есть учредитель и есть чиновники. Когда же я узнала всю структуру изнутри, то поняла, что понятие «чиновник» – объемное, им быть совсем не легко. Многие считают, что представители этой профессии в основном перебирают бумажки, но у каждого документа своя роль, за каждым из них стоит история, глубинный смысл. Общение с людьми – это тоже неотъемлемая часть дня. У каждого специалиста есть приемные часы, в которые можно позвонить или прийти, чтобы решить вопрос лично. Часто бывает, что люди заходят случайно, им на самом деле не сюда нужно, мы объясняем, подсказываем, стараемся никому не отказывать беспочвенно. Рабочий день похож на калейдоскоп – цветных стеклышек много, они постоянно меняются, но, в целом, образуют единую картину чего-то важного, ценного.

– В академической среде сейчас достаточно остро стоит вопрос о том, что критерии эффективности для гуманитариев и специалистов технического профиля одни и те же (по количеству статей, по цитируемости работ и т.д.). Общеизвестно, что в гуманитарной сфере есть показатели, которые не укладываются в стандартные рамки. Применимы ли к вашей работе классические критерии эффективности, сталкиваетесь ли вы с такой проблемой? Вопрос связан с тем, что, с одной стороны, мы говорим о творческой сфере, с другой стороны, об управлении этой творческой сферой, то есть о менеджменте, в котором все-таки есть место таким рамкам.

– Понимаете, графики и отчеты, конечно, есть – без них в конце квартала делать на работе нечего (улыбается – прим. ред.). Между тем, они – ничто, если за ними нет реакции жителей нашего города. На бумаге у нас может быть все отлично, но многое ведь решает сарафанное радио – когда отовсюду слышится, что фестиваль или городской праздник прошел на «ура!», некоторые жалеют, что не посетили его и стремятся в следующий раз не упустить возможность этого сделать. Разве это не критерий эффективности? Особенность нашей работы заключается в том, чтобы «сухие» цифры отражали живой отклик. Другими словами, мы всегда идем от понятия «качественный проект». Если он есть, то будут и красивые цифры, и душевные отзывы. 

– Между тем, качество – это субъективная категория. Что вы в нее вкладываете?

– Да, вы правы – одного четкого показателя нет, любой причастный к созданию праздника выделит свой важный признак, но для меня качественный проект – это когда все сложилось. Во-первых, с точки зрения организации не должно быть никаких накладок – на входе не случилось недоразумений, в гардеробе вас мило встретили и пожелали хорошего вечера, все микрофоны включились, все причастные к празднику пришли вовремя, запланированная программа идет без осечек и так далее. Во-вторых, с точки зрения содержательного наполнения все должно быть «вкусно»: и речи спикеров, и номера артистов. На мой взгляд, важно донести до всех создателей праздника общую концепцию, потому что, когда мы за него отвечаем, то нет главного специалиста, главного дирижера или главного артиста. Если я вижу, что кому-то не хватило бутылочки воды, я возьму и принесу ее, если на сцене лежит фантик или еще что-нибудь лишнее, то я тоже не буду думать о том, чья эта работа, потому что мы все идем к одной цели – к хорошему празднику.

– Можно ли, на ваш взгляд, говорить о российской специфике организации городского праздника? В университетах сейчас очень популярен международный академический обмен. Такой формат стажировок (на 6 месяцев, на 12 месяцев) был ли когда-нибудь применен в Управлении культуры? Если нет, то было бы это актуально?

– В нашем деле это не совсем применимо, и я объясню почему. У нас один специалист держит целую сферу, поэтому мы просто не можем его отпустить на один год или, наоборот, принять вместо него зарубежного специалиста – здесь важен опыт работы, причем именно в наших реалиях. Учеба – это всегда хорошо, и этой возможностью нужно пользоваться, так или иначе, образование всегда пригодится, но выработанной практики такого формата в Управлении культуры у нас нет, и мне кажется, что это верное решение в сложившейся ситуации.

Кроме того, у нас происходит обмен другого толка – в рамках разных конкурсов, фестивалей администрация наших учреждений приглашает настоящих профи. Да, они не на целый год приезжают, но даже небольшой временной промежуток общения с ними –  уже удача. С другой стороны, никто не отменял самообучение, общение с зарубежными коллегами по Skype и так далее. Мы стремится к профессиональному развитию и новым знаниям.

– На ваш взгляд, существует ли идеальная модель организации культурной сферы, к которой идет Управление культуры? Или в данном случае это неуместное словосочетание?

– Идеальная картинка всегда есть, но мы не стремится воплотить ее до мелочей – так мы только ее обедним. От, казалось бы, совершенно неожиданных обстоятельств рождается иногда что-то такое, о чем ты и помыслить не мог, а получилось хорошо, даже лучше, чем в мечтах. К тому же у нас есть одна черта, которой я очень горжусь – русские люди очень самоотверженны, мы всегда стараемся сделать «ах!». Иначе просто не можем.

– Понятие праздника достаточно тесно связано с понятием вкуса. Между тем, это очень тонкая субстанция, связанная и со сферой рационального, и со сферой эмоционального: какие-то вещи иногда и объяснить сложно, нужно просто чувствовать. О вкусах, как известно, не спорят, или вы как главный специалист Управления культуры пытаетесь донести свое понимание прекрасного?

– Несмотря на то, что каждый человек – индивидуальность со своими взглядами, все мы можем отличить высокий уровень от низкого. Вульгарности, конечно, быть не должно. Мы стараемся сделать праздник не просто в угоду массе, для нас важно, чтобы это было и интеллектуальное событие. Это не значит, что мы сейчас обязательно должны вспомнить академическую музыку, бывает ведь и качественная эстрада. Иногда хочется отдохнуть и посмотреть что-то простое, доброе, для души, потому что нельзя питаться все время правильной едой, иногда и конфетку хочется съесть. Но даже она должна быть полезной.

Вспомните городские праздники лет десять назад. Тогда, например, было принято приносить с собой алкоголь, таким образом отдыхать. Сейчас понятие праздника в понимании жителей нашего города изменилось – хочется сходить на какое-то мероприятие, чтобы обогатить себя духовно, получить что-то, над чем ты будешь потом задумываться. Если опять же привести метафору, то семечки сменились орехами. У нас большой город, и каждый может для себя что-то найти: можно прийти попеть в караоке, а можно поучаствовать в интеллектуальной литературной игре, к примеру. Постсоветское время богато разнообразием – мы используем его возможности.

– На Уральском региональном культурном форуме Culturalica, который прошел в Екатеринбурге в феврале, разгорелась дискуссия о кризисе идей. Директор Ассоциации музеев Амстердама SAM Foundation Бьерн Стенверс, например, утверждал, что такой проблемы сейчас не существует, в то время как его московские коллеги говорили об обратном. На ваш взгляд, это актуальная проблема?

– Наверное, я счастливый человек, потому что работаю с теми людьми, у которых нет проблем с идеями. Они всегда есть, только где-то нужно поддержать, где-то чуть-чуть подшлифовать, но творческого бессилия у нас нет. Наоборот, из ничего некоторые могут сделать такое, что только диву даешься. С другой стороны, наверное, такое происходит, когда человек нашел себя, свое призвание. В таком случае на работе ведь не отсиживаешься, а творишь. Пусть что-то и не получается с первого раза, но, как известно, главное – желание. Когда прихожу в наши культурные учреждения, то вижу самое ценное – горящие глаза. Я понимаю, что люди получают кайф от своего дела, дышат им и заражают этим энтузиазмом других. О каком же кризисе идей можно говорить в таком случае?

– Полина Юрьевна, считается, что люди, которые работают в культурной сфере, в свободное время предпочитают что угодно, только не посещение выставок, театров – им хватает этого и на работе.  Вы разделяете эту точку зрения?

– Многие выходные дни я провожу на работе, потому что в это время проходят наши праздники. Понимаете, у нас нет такого подразделения – это мы готовим для себя праздник, а это для всех остальных людей. Мы готовим те проекты, на которые сами бы с удовольствием сходили, поэтому мне опять же повезло. Когда друзья спрашивают о работе, то рассказываю им, что делаю праздники для себя (улыбается –прим. ред).

Полина Юрьевна – светлый и жизнерадостный человек, от которого заряжаешься вдохновением и любовью к своему делу. Эти качества нечасто сейчас можно встретить в людях, поэтому такое общение всегда запоминается, к нему хочется вернуться. Руководство, главные специалисты Управления культуры Администрации города Екатеринбурга, редакция портала культура.екатеринбург.рф поздравляют Полину Юрьевну с днем рождения и желают здоровья, душевной гармонии и того, что сама именинница сегодня загадает, задувая свечи на праздничном торте.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры