Поиск по сайту

01 Июня 2018

Ирина Соколова: «За каждым интересным и знаковым проектом стоит личность»

Интервью с главным специалистом Управления культуры Администрации города Екатеринбурга


Мне нравится!

В своей деятельности Ирина Гельмутовна Соколова курирует культурно-досуговые учреждения Екатеринбурга, которые проходят сложный процесс трансформации и интеграции в современную жизнь. Кроме того, занимается организационным сопровождением таких значимых общегородских проектов, как День города, День Победы, День защитника Отечества, Международный женский день, общегородской Форум культурно-досуговых учреждений «Екатеринбург – территория творчества». И с особой привязанностью относится к танцевальным направлениям – фестиваль танцующих людей «Dancekб» уже стал новой городской традицией. И мы не могли не поговорить с таким активным, деятельным и жизнерадостным человеком по случаю юбилея Управления культуры.


– Я хочу начать, может быть, с частного, на первый взгляд, вопроса, но определяющего сейчас настроение сферы культурно-досуговой деятельности: вы много делаете для того, чтобы руководители, коллективы центров и домов культуры общались друг с другом вне формальной обстановки, дружили. Зачем это нужно, как это влияет на всю сферу?

– Когда люди объединены единой целью, когда ты чувствуешь рядом сильное плечо и уверен, что тебя выслушают и поддержат в любом, на первый взгляд, безумном проекте – это дорогого стоит, это уже почти полдела. Поэтому формирование общего настроения директоров и руководителей культурно-досуговых учреждений для меня – это формирование эффективной команды.

Команда директоров в последнее время у нас обновилась. И даже те, кто очень давно работает в домах культуры, как-то загорелись активным примером, глядя на молодое поколение руководителей. Мы стараемся делать общие выезды, смотреть примеры подобной успешной работы в других городах: в том числе, мы съездили всей командой директоров перенять опыт культурного центра ЗИЛ в Москве.

Я всех люблю в своей команде, отдельных любимчиков нет, но есть инициативные и активные, те, кто работает со мной на общегородских мероприятиях. Если бы я не находила поддержки в этих людях, я не думаю, что у нас были бы такие интересные проекты.

– Ирина Гельмутовна, почему вы пришли работать в муниципальную сферу культуры и остались в ней?

– Я пришла работать в сферу культуры в 1999 году на должность художественного руководителя ведомственного Дворца культуры «Уральский завод РТИ». Я проработала там до самого закрытия учреждения – почти 4 года. А потом меня пригласили на должность главного специалиста тогда еще Управления культуры Администрации Чкаловского района города Екатеринбурга. И по сей день я не изменяю своему призванию и виду деятельности – работать в культуре. Это было логическим продолжением выбора, сделанного еще в детстве, когда я попросилась у родителей танцевать: в пять лет я начала заниматься в образцовом хореографическом ансамбле «Малышок», потом окончила музыкальную школу № 8 по классу фортепиано, затем Музыкально-педагогическое училище, после был музыкальный факультет УрГПУ. Несомненно, все эти знания, умения и навыки стали подспорьем мне в работе – многих учителей, преподавателей я вспоминаю с благодарностью до сих пор. Мой путь развития всегда был в области культуры.

Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, инициирующий или организующий большие городские мероприятия?

– Организатор масштабных проектов должен быть «универсальным солдатом», обладающим нестандартным мышлением и знаниями, полноценно компетентным в вопросах менеджмента, ориентирующимся в многообразии современных технологий, методологий, и, конечно, харизматичной личностью с лидерскими способностями, умеющей вести за собой. Важно видеть цель и конечный результат – для чего, для кого делается событие.

– А можно ли сделать событие для всех? И что должно быть в составляющих большого или маленького события, чтобы оно стало интересным и значимым?

– За каждым интересным и знаковым проектом стоит личность. И у этой личности есть команда, единомышленники, смотрящие в одну сторону. У каждого проекта есть своя история, которую хочется донести до зрителя, посетителя.

Если раскладывать по пунктам, то составляющие события – это инициатор проекта (генератор идей), организаторы и исполнители, выполняющие кропотливую и ответственную работу. Это все звенья одной цепи, люди, которые понимают смысл проекта и пытаются качественно его реализовать.

Как правило, у каждого проекта есть своя аудитория. Но есть примеры событий для всех. Например, VK Fest, проходящий ежегодно в Санкт-Петербурге, организаторы так и позиционировали – для всех. У нас таким проектом является городской Форум культурно-досуговых учреждений «Екатеринбург – территория творчества». В этом году он пройдет под флагом фестиваля досуга и развлечений «Аrt-Пикник» Нам показалось, что такое название будет понятней горожанам, к тому же оно позволило обрести новых партнеров.

– Чем является или должно являться культурно-досуговое учреждение для своего района? Есть ли у нас в городе примеры, когда не только культурное, а некое социальное благополучие территории зависит от КДУ – особенно в удаленных районах?

– В идеале культурно-досуговое учреждение на своей территории должно быть местом притяжения для творческой самореализации, воплощения смелых начинаний, местом, где можно заняться любимым делом. Это некая отдушина в суете повседневных забот, подпитка положительной энергией. Культурные центры на сегодняшний день – это самые близкие к жителям и доступные институции – и территориально, и финансово. А главное, в нашей сфере есть свобода действий и выбора: цели, смысла, дела, увлечения, созидания, сохранения и так далее. Мы способны формировать и продвигать тренды, задавать моду, вкладывать правильные смыслы и воспитывать в нужном нравственном и эстетическом ключе подрастающее поколение. На учреждениях культуры лежит огромная ответственность за формирование вкусов, увлечений с самого раннего детства. Мы всегда открыты для диалога, поэтому к нам можно и нужно приходить со своими идеями, и мы обязательно вместе что-нибудь придумаем.

Есть примеры, где центры культуры в отдаленных территориях выполняют роль второго дома, куда с удовольствием приходят и дети, и взрослые.

– Кто основная аудитория центров и домов культуры сейчас?

– Пока наша основная аудитория – это дети от 1,5 лет до 16-ти и возрастное население 50+. Но есть учреждения, которые очень плотно работают с молодежной аудиторией, стараются сломать стереотипы, что ДК и ЦК – это досуг для бабушек и маленьких детей. За последний год проведена масса танцевальных молодежных чемпионатов, произошел апгрейд массовых мероприятий и их содержания. И наконец-то про нас узнали, к нам обращаются за помощью в проведении мероприятий, мы постепенно зарабатываем себе авторитет.

Есть ли запрос на открытие новых культурно-досуговых учреждений в новых районах города, возрождающихся районах? Если да, то какая проводится работа, чтобы этот запрос был удовлетворен?

– Да, мы остро нуждаемся в новых, современных, технически оснащенных зданиях. Наша материальная база, к сожалению, на сегодняшний день оставляет желать лучшего. И поэтому вдвойне сложно привлекать новых посетителей, создавать в этих стенах продаваемый качественный продукт. Да, продаваемый! Не надо этого слова бояться, надо понимать его природу: мы живем в условиях рынка и жесточайшей конкуренции с другими муниципальными, коммерческими организациями, предлагающими подобные культурные услуги, но в лучших условиях. Поэтому большинство наших учреждений всегда «держат руку на пульсе», мониторят ситуацию и рынок и находятся в состоянии постоянного мозгового штурма. Мы ратуем сегодня за строительство многофункциональных культурных центров в новых районах, которые станут современной моделью для организации культурного досуга в отдельных территориях города.

Существуют ли совместные проекты и коллаборации центров культуры с другими культурными сферами города (театрами, музеями, сферой художественного образования)?

– Да, есть такой опыт, мы в нем заинтересованы, потому что события получаются качественные. Есть взаимодействие центров культуры с детскими школами искусств, библиотеками. Мы дружно живем в нашем социуме – культурном, социальном, образовательном, и, к примеру, сфера образования – один из главных наших партнеров и клиентов: за последние годы наши взаимоотношения стали более теплыми и дружественными.

Что дает самим КДУ организация и участие в инклюзивных проектах?

– Примеры Центра культуры и искусств «Верх-Исетский» и Дома культуры «Елизаветинский» в этом направлении показывают, что это нужно, можно и важно развивать; что инклюзивные события приносят общественную пользу и пользу самому учреждению. В «Верх-Исетском» в этом сезоне прошел крупный инклюзивный разножанровый проект, объединивший разные поколения людей, разные интересы – к фотографии, кино, моде, театру. Проект интересный, и он выделяется вообще на фоне всех проектов далеко за пределами города (подробнее о проекте – по ссылке – прим. ред.).

Инклюзия – благодатная тема и благодарное дело. Такие проекты нужны КДУ для их же развития: после проведения таких мероприятий каждый руководитель начинает задумываться и изыскивать средства на обустройство доступности среды. Но самый важный эффект как всегда ничем не измерить: эта тема объединяет и подстегивает команду, дает жизненные силы. После проведения мероприятий ты сам по-другому воспринимаешь какие-то ситуации, понимаешь, что вот люди с ограниченными возможностями здоровья, но они активны и жизнерадостны – они уже выиграли главный бой – бой с собой, а ты такой вроде бы здоровый, а не стремишься в должной степени к чему-то. Обычно такой опыт дает определенный толчок, человек пересматривает свои жизненные принципы и смыслы.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга