Поиск по сайту

15 Июня 2018

Газетные хроники: культурные 70-е. Вторая часть

К 65-летию Управления культуры Администрации города Екатеринбурга


Текст: Екатерина Юркова Текст: Екатерина Юркова
Мне нравится!

О многих спектаклях, поставленных в Свердловске 70-х, жители города вспоминают до сих пор. Да и многочисленные заметки в газетах доказывают, что театр всегда был неотъемлемой частью культурной жизни. Мы собрали театральные новости, встречающиеся в изданиях «Вечернего Свердловска» 70-х, которые нам любезно предоставила Библиотека Белинского, и о самых интересных рассказываем вам.

Строительство Свердловского театра драмы

Театральные обновки города

В 70-х годах задумывались многие масштабные проекты, некоторые из них  – как мы теперь уже знаем – оказались успешно осуществлены. В том числе и постройка нового здания для основанного в 1930 году стационарного Драматического театра, находящегося до 1990 года по адресу ул. Вайнера, 10.

Первое здание свердловского Драматического театра, сейчас это торговый центр «Успенский»

Несмотря на то, что до открытия здания театра на Октябрьской площади было еще очень далеко, макет здания был готов уже в 1975 году – об этом сообщает выпуск «Вечернего Свердловска» в статье «Каким будет драмтеатр?»: «Место для будущего театра выбрано хорошее: на берегу городского пруда, в водах которого будет отражаться новое здание. Оно сравнительно невелико. Особенно, если учесть, что неподалеку встанет двадцатидвухэтажный Дом Советов. Кажется, что 90-метровый дом будет подавлять своего соседа. Наверное, так бы и было, если бы архитекторы не нашли удачного решения. Они взяли драмтеатр в полукольцо колонн, которые создают иллюзию большей высоты и объемности».

Свердловский государственный академический театр драмы в 2003 году

На макете здание выглядит совершенно иначе, чем сейчас: его еще не окружают стеклянные стены и видны пространства, выделенные под вставки из деревянной резьбы. Во время написания статьи 1975 года будущее здание уже перешло в стадию чертежей.

Задумывалось и обновление академического театра оперы и балета имени Луначарского. В кабинете директора театра Евгения Радукина появился макет, дающий зримое представление о том, как будет выглядеть одно из красивейших зданий города после реконструкции 1981-82 годов. «Объем здания увеличится почти наполовину. Пристрои «обхватят» театр с трех сторон, он вырастет вверх и одновременно вниз. Главная цель реконструкции — приведение в соответствие с современными нормами сценической коробки. Сцена расширена и оснащена современным оборудованием.

Театр оперы и балета в 1978 году

Будет также построено два репетиционных балетных класса. Кроме того артисты получат новые гримуборные, комнаты отдыха, душевые. А театральные цеха – просторные помещения и новое оборудование. Театральный зал с его уникальной акустикой останется в неприкосновенности, а вот для зрителей создаются дополнительные удобства: служебные помещения переедут со своих прежних мест, что даст возможность значительно расширить фойе».

Теперь мы уже можем судить о том, что, несмотря на масштабные строительные работы, общий стиль здания был сохранен. На всех возводимых частях бережно повторены лепные украшения. И даже внутренняя отделка помещения сейчас соответствует первоначальной, в том числе восстановлена позолота.

Распахнул свои двери и новый Театр юного зрителя, об истории которого мы уже писали. Стройка завершилась в 1977 году.  И тогда горожане наконец-то смогли воочию увидеть «красивое беломраморное здание, похожее на корабль с высоко поднятой рубкой».

Театр юного зрителя. «Фонтан с Каравеллой»

«Вахтанговцы», «Тетка Чарлей» и театральные праздники

В 1977 году Международный день театра в 16 раз прошел в Советском Союзе под девизом подготовки к 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Да и в нашем городе его праздновали с особым размахом. Нам удалось найти в выпусках «Вечорки» свидетельства о театральных лабораториях почти современного типа, где представителями разных театров обсуждались эскизы и макеты спектаклей. Актеры и режиссеры делились опытом и представляли свои экспериментальные наработки.

Также перед началом спектаклей проходили выступления режиссеров и ведущих артистов театров. К этому дню были приурочены занятия зональной лаборатории художников и режиссеров театров Урала.  А в Театре музыкальной комедии был сдан легендарный спектакль «Тетка Чарлей», в котором в роли Бабса Баберлея блистал заслуженный артист РСФСР России Виктор Сытник.

«Тетка Чарлей», 1977 год — Бабс в исполнении Виктора Сытника

Театр драмы, юного зрителя, музкомедии и оперы и балета были любимыми местами отдыха для свердловчан. Но нельзя забывать и о Свердловском театре кукол. Заведующая литературной частью в 1975 году Л. Петрова написала небольшой рассказ о театре, в котором работает: его цехах и многочисленных спектаклях, среди которых «Римтимти – мастер», «Солнечный луч» и «Заячья школа». «Это только со стороны кажется, что работа в театре кукол и не работа вовсе, а сплошной праздник: разноцветные огни сцены, таинственный полумрак зрительного зала, музыка. И веселые артисты в куклы играют. Но чтобы спектакль стал праздничным и веселым, многим серьезным людям приходится потрудиться. Есть даже в театре такой человек, который собирает сказки самые интересные, чтобы их на сцене показать, а иногда и сам сказки придумывает», – писала Л. Петрова.

Участники спектакля «Римтимти – мастер»

Осенью 1977 года в Свердловск приехал с гастролями Театр имени Евгения Вахтангова. Это стало большим праздником, ведь в прошлый раз труппа приезжала целых 12 лет назад (в 1955 году). «Мы с большим волнением ожидаем встречи со свердловским зрителем, который нам известен своей требовательностью, взыскательностью и хорошим вкусом», – говорил Евгений Симонов, главный режиссер театра и народный артист РСФСР. А народный артист СССР Михаил Ульянов рассказал корреспонденту «Вечернего Свердловска», что ездил в США.  Его пригласили для участия в митингах, посвященных 30-летию окончания войны. «Поездка была насыщенная, впечатления – сложные, но главное одно: мы убедились, что у нас за океаном немало друзей и единомышленников», — сказал Михаил Ульянов.

Во время свердловских гастролей театр показал более 70 постановок, его актеры встретились с заводскими рабочими, воинами и тружениками села. Первым сыгранным спектаклем стал «День- деньской».

Вахтанговцы в аэропорту Кольцово

Театральная суперсила и котики

Собрали мы и самые забавные случаи, происходившие с актерами 70-х. Их печатали в рубрике «Чего только не бывает в театре», в которой описывали рассказы самих актеров, попадавших в неловкие и смешные ситуации.

«Почему-то многие считают, что в быту все опереточные актеры непременно жизнерадостны. Однако Семен Духовный из театра музыкальной комедии, например, к весельчакам явно не относится. Метаморфозу, которая происходит с ним на сцене, он объясняет так: «Театр – чудо еще и потому, что способен совершенно изменить человека. В спектакле «Черный дракон» я в финале первого акта, гоняясь за Анджеликой, перепрыгивал через склоненное дерево – брал высоту примерно в метра полтора. Делал это не задумываясь. Но вот однажды в антракте спросили мои коллеги: как мол тебе это удается? Я решил показать, как – и не смог перепрыгнуть… Снова попытка – снова неудача! А подошел очередной спектакль – перемахнул через дерево запросто».

Еще один случай произошел во время спектакля «Бесприданница» в Свердловском драматическом театре во время одной из напряженных и драматичных сцен, которая игралась на большом накале чувств. Но вдруг в зале раздалось хихиканье, переходящее в дружный смех. Актеры не понимали, в чем дело. «Я очень уважаю комедийный талант Максимова, но в роли Карандышева, особенно в этой сцене, ничего смешного не было. Мы лихорадочно оглядывали друг друга, но у всех костюмы были в полном порядке», — рассказывала актриса Вера Михайловна.

Лишь в антракте выяснилось, что зрители смеялись не над актерами: оказалось, что вслед за Максимовым на сцену вышла… кошка. С достоинством она неторопливо продефилировала перед самой рампой от кулисы к кулисе. Откуда взялась в театре эта кошка и куда затем исчезла — осталось неизвестным.

Свердловск — Екатеринбург всегда был наполнен культурой и искренним интересом к ней горожан. К сожалению, рамки статьи не позволяют рассказать обо всех театральных подвигах творческой среды, а ведь существовало и большое количество любительских театров, также ставивших спектакли на очень высоком уровне. 

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга