Поиск по сайту

22 Июня 2018

Газетные хроники: культурные 70-е. Третья часть

К 65-летию Управления культуры Администрации города Екатеринбурга


Текст и фото: Екатерина Юркова Текст и фото: Екатерина Юркова
Мне нравится!

В учебниках период с 1964 по 1986 годы называют периодом застоя. Наше расследование показало, что оказался он и временем контрастов, отразившихся в том числе на культурной жизни. В газетах «Вечерний Свердловск» за 70-е годы мы нашли немало свидетельств бурной жизни города, а также критики в сторону ее организации от горожан.

Пьянству – бой, или Самое вкусное пиво Свердловска

В «Вечернем Свердловске» все чаще нам встречалась рубрика под названием «Пьянству – бой». Среди опубликованных писем – призывы запретить продажу водки и чуть ли не ввести сухой закон. Но на чем основывались такие призывы? Ответ мы нашли также в редакционной почте.

«Возле кинотеатра «Заря», через улицу, есть диетическая столовая № 39. Рядом – три магазина и два киоска, торгующих алкогольными напитками. Да и в буфете столовой нередко продают вино и пиво на разлив. После четырех часов дня диетическим больным в столовой делать нечего – обеденный зал превращается в распивочную», — писал аппаратчик завода пластмасс И.А. Ежов.

Работники детского тубсанатория № 1 сетовали на то, что в магазине возле учреждения, в котором лечатся дети, невозможно находиться: «В магазине № 11 Октябрьского райпищеторга (на восьмом километре Сибирского тракта) в течение всего года продаются на разлив спиртные напитки. Бочки и ящики превращены в закусочные столики. Неприятно заходить в этот магазин».

Зло видели не только в том, что пьяницы мешали покупателям и посетителям, дезорганизовывали работу производства. Куда большей бедой называли забвение руководителями предприятий главных своих обязанностей. «Чтобы приготовить хороший бифштекс, нужно затратить немало времени и труда, — писал в 1970 году журналист «Вечорки» В. Ничков. — А вот чтобы продать бутылку вина, нужно лишь открыть бутылку и подать стаканы. Расчет прост: семь бифштексов в товарообороте ресторана, например, занимают столько же, сколько… одна бутылка водки!

Если на предприятиях общественного питания этой тенденции поставлен хоть какой-то заслон в виде «плана выпуска собственной продукции», то в магазинах такого ограничения не существует. Продать же бутылку водки гораздо проще, чем эквивалентные ей по стоимости три килограмма сахарного песку или взвешивать пять раз по двести граммов сыру».

Каким же виделся  свердловчанам выход из сложившейся ситуации? Ответ мы нашли все в той же рубрике «Пьянству – бой». В кафе и закусочных предлагали продавать только сухие, некрепленые виноградные вина, в ресторанах же считали недопустимым отпуск водки сверх установленной стограммовой нормы.  В 1970 году в городе в среднем спиртным торговали 333 магазина (интересно было бы узнать количество таких магазинов в современном Екатеринбурге). Поэтому целесообразным казалось создание нескольких специализированных предприятий, где был бы широкий выбор спиртных напитков. Таким образом, все остальные магазины были бы освобождены от торговли спирто-водочными изделиями. Но, как мы знаем, план этот оказался невыполнимым.

В выпуске за 1975 год мы нашли статью под названием «Пиву высокий балл», рассказывающую о производстве и сортах пива в Свердловске.  Вряд ли ее публикация была связана с одобрением распития спиртных напитков общественностью, но к этому году статьи о пьянстве стали попадаться уже гораздо реже. К тому же публикации подробной статьи о пиве безусловно способствовала гордость уральцев за высокое качество производимой, пусть и на пивном заводе, продукции. Ведь 3 декабря 1975 года «Исетское» пиво Свердловского пивоваренного завода было удостоено государственного Знака качества. Ежесуточно на заводе делали шесть варок, и на каждую уходило по три тонны солода. На то время Свердловский завод выпускал продукцию семи сортов: светлое «Жигулевское», «Рижское», «Московское», «Исетское» и темное – «Бархатное», «Таежное», «Украинское».

В Советском Союзе было около 350 сортов пива, но лишь несколько десятков из них были приняты за образец и затем тиражировались по всей стране. В стандарт входило всего 19 сортов. И одним из этих 19-ти стало «Исетское». Создателем его был Георгий Дюмлер, член династии пивоваров, владевший многими «пивными» секретами. Он считал этот сорт своим лучшим творением.  Советского Союза давно нет, но «Исетское» до сих пор варят во многих уголках нашей страны.

Уральские самоцветы, или Избалованность высоким искусством

От алкогольной темы перейдем к теме культурной, а точнее, к сфере культурной. Ее, как и распитие алкогольных напитков, без смущения критиковали местные жители и в начале, и в конце 70-х. Обсуждению, в частности, подвергся фестиваль «Уральские самоцветы», проводившийся с 1964 года. Тогда он задумывался как пропаганда творчества уральских композиторов, музыкантов и певцов. «Мы не делаем главную ставку на приезжих знаменитостей, — говорили устроители праздника. – Фестиваль в первую очередь должен стать отчетом свердловских авторов и исполнителей».

В первые годы эта традиция поддерживалась. В дни фестиваля проводились не только академические концерты, но и беседы о музыке, встречи уральских композиторов с рабочими в общежитиях и красных уголках предприятий, вечера современной поэзии и т. д. На киноэкранах всю неделю шли документальные и художественные ленты о композиторах мира, фильмы-оперы.  С годами удельный вес музыки в общей программе стал падать. В актив фестиваля начали записывать все, что имеет отношение к какому-либо виду искусства: и драматический спектакль самодеятельного коллектива, и литературный вечер, и выступления акробатов. «Может быть, не стоило бы возражать против такого принципа (все-таки лучше, чем пустующая сцена в сельском клубе), если бы фестиваль все явственнее не утрачивал значение музыкального праздника и свои самобытные черты», – писала в 1970 году В. Стровская в «Вечернем Свердловске».

«Свердловчане, признаться, избалованы высоким искусством. Повседневная жизнь нашего города настолько богата, что с каждым днем все трудней и трудней создавать ощущение праздника, — рассуждал автор. — Вряд ли кого удивит теперь созвездие ярких имен, включенных в недельную филармоническую афишу. Слушатели вправе спросить: а что нового предлагает фестиваль, какие премьеры? В 1970 году руководители областного управления культуры явно предпочли бы на такие вопросы не отвечать. В программу не вошла уральская музыка, определяющая название фестиваля «Уральские самоцветы». Фестиваль должен был стать праздником в городе, а стал лишь мероприятием».

Критические отзывы важны для культурной сферы: обратная связь позволяет наметить ориентиры дальнейшего развития. Но нам захотелось узнать и об удачных примерах проведения городского праздника. И они не заставили себя долго ждать. В этом же 1970 году городской трест рестораторов в сквере напротив Театра музыкальной комедии показывал умения своих поваров и кулинаров. Купив что-нибудь, свердловчане могли тут же попробовать покупку со стаканом чая из самовара. «Не было кафе или ресторана, которые бы не выставили какой-нибудь «изюминки». А рыбы были великолепны, особенно почти десятикилограммовая щука, гигантская севрюга…», – писали в «Вечернем Свердловске». Был на ярмарке и оркестр, исполнявший популярные мелодии.

В 1970-х в Свердловске прошел и первый одобренный обществом джазовый концерт, что в 50-е и даже 60-е казалось практически невозможным из-за борьбы со стиляжеством  и буржуазным искусством. Вечер джаза, прошедший в марте 1977 года во Дворце культуры металлургов, собрал большую аудиторию.

В статьях отметили и виртуозность, которой должны обладать джазовые музыканты. «В отличие от музыки, полностью записываемой нотами, джазовая музыка, особенно малых ансамблей, имеет свои специфические черты, главной из которых является импровизация солистов и даже иногда целого коллектива одновременно. Поэтому от музыкантов, играющих джаз, помимо хороших технических возможностей требуется повышенная музыкальная одаренность». Концерт также сопровождал рассказ ведущего о развитии джаза и комментарии к исполняемым композициям.

Проводя различные мероприятия внутри города, свердловчане живо интересовались и тем, что происходит за пределами Советского Союза. Особенно интересным нам показался рассказ инженеров-конструкторов, проживших в Индии два года. Они помогали индийцам строить Завод тяжелого электрооборудования возле города Дели по проекту и с участием советских специалистов. Приехав в родную страну, инженеры рассказали корреспондентам «Вечорки» о нравах и обычаях Индии. Коснулись они и национальных праздников, которые отмечались даже на индийских заводах. Один из таких праздников – День инструмента в честь бога работы Вишва Карма. В этот день, по рассказам россиян, индийцы приводили в порядок свои рабочие места, а в цехах появлялись «ковры» из песка и цветов. Вход на завод был открыт всем желающим. Так люди благодарили бога за то, что он давал им работу.

О еще одном любопытном индийском празднике – известном современному екатеринбуржцу Холи, дне весеннего равноденствия — тогда только начали узнавать. И, наверное, не думали, что в российской действительности он трансформируется в праздник ярких красок и танцевальной музыки. «Своей идеей солидарности он напоминает Первомай», — говорили советские путешественники. Равенство они увидели в том, что каждый мог угощать и украшать любого, кто ему понравился. И рассчитывать на взаимные знаки внимания – так стирались кастовые и классовые различия.

Живой отклик горожан, их стремление жить в лучшем городе с богатой культурной жизнью уже в те годы начал закладывать ценности постсоветского Екатеринбурга. Нам приятно находить свидетельства ярких праздников и различных интеллектуальных встреч, связанных не только с формированием образа советского человека, но и с развитием культуры в городе. Впереди культурные 80-е, и в следующем выпуске мы расскажем о психологических особенностях свердловчанина.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры