Поиск по сайту

03 Июля 2018

Культсовет: сажая сады, создавать будущее

Книги и фильмы о том, как сделать мир вокруг себя прекрасным


Текст: Анастасия Мошкина Текст: Анастасия Мошкина
Мне нравится!

«Садик у вашего дома – это такое же свидетельство вашей культуры, как ваша квартира или ваша библиотека, – писал Карел Чапек в книге «Год садоводства». – По вашему саду можно узнать, умеете ли вы думать и пытаетесь ли разгадать тайны мастерской природы». При внимательном знакомстве со многими художниками, музыкантами, писателями можно узнать об их пытливом интересе к возделыванию собственных цветников. Эту подборку мы посвящаем книгам и фильмам о садах и парках мира, которые могли бы и вас вдохновить на возделывание своего сада – размер не имеет значения.

Конечно, я мог бы обойтись и без цветов,

но они помогают мне сохранить уважение к самому себе,

ибо доказывают, что я не скован по рукам и ногам будничными заботами.

Они — свидетельство моей свободы.

Рабиндранат Тагор

Иоганн Вольфганг Гёте, говорят, находил радость в цветах. Он хотел, чтобы его радость с ним разделяли окружающие, поэтому набивал карманы семенами цветов. Где бы он ни был, по каким тропинкам ни гулял, он потихоньку их разбрасывал. Когда Гёте умер, в Германии осталось много дорог, обочины которых были сплошь засеяны цветами. Делать мир прекраснее и не спрашивать, что получишь взамен, – вот признак творческого человека.

 

Прекрасные сады и парки Европы чаще всего лет 300-400 назад имели вид болот или песчано-каменистых пустырей. Сейчас они являются памятником деятельности не столько природы, сколько грандиозных человеческих трудов по осушению или, наоборот, орошению земли, поднятию плодородного слоя, подбору и посадке растений. Начать знакомство с темой можно, пожалуй, с масштабного документального сериала об объектах мирового культурного наследия, находящихся под защитой ЮНЕСКО, – это будет беглое знакомство, но поражающее разнообразием. Начать можно с фильма «Прусские сады Берлина и Бранденбурга в Германии» – его часто показывают по каналу «Культура». Кроме того, стоит обратить внимание на серии «Веймар. Город парков», «Сан-Суси. Замки и сады Потсдама», «Монтичелло. Реальная Утопия». Создание сада или парка королями или другими великими – это всегда продолжение их личности: бессознательное проявляется в парке при Сан-Суси Фридриха Великого, прусского короля, и мы видим человека, пристрастного к каждой детали, который вынужден вести бесконечные войны, тогда как сам любит жизнь; сад Монтичелло Джефферсона говорит о его политических пристрастиях больше, чем вся его карьера. Ознакомительные видео этой серии фильмов с не очень хорошим качеством, но от этого не менее познавательные можно найти на канале mircultura на YouTube.

 

Интересное наблюдение. В любом саду или парке (даже если это небольшой клочок земли) всегда должна быть загадка. Эту роль выполняют руины, интересное растение из дикой природы или наоборот – экзот, необычный предмет. Если позволяют размеры насаждения, то роль загадки будет выполнять дверь (отверстие) в кустарнике или деревьях, создающее эффект тайного уголка – таинственного сада.

 

Желание создать свой сад – это неотъемлемая часть личности, интересующейся науками, музыкой, искусствами. Кто много читал, видел, путешествовал, тот и закладывал сад. Одна из таких фигур, оставивших след в мировом садово-парковом искусстве, чьи сады сейчас находятся под охраной государства (правда, предварительно растерянные) – это Гертруда Джекилл. Интересная личность: только представьте, она стала профессионалом в своей сфере деятельности в Викторианскую эпоху, когда женщина не имела прав. В продаже еще можно встретить ее книги, по которым достойно учиться ландшафтному дизайну и сейчас. Первая из них – «Колористические схемы цветочного сада», вышедшая впервые в 1914 году; вторая – «Искусство оформления сада» (1918 год). На английском можно почитать ее книги Gertrude Jekyll «The making of a garden. An anthology», «Colour schemes for the flower garden», «Lost Garden».

Интересное наблюдение. Гертруда Джекилл хотела стать художницей, но из-за прогрессирующей близорукости не смогла со временем заниматься ни рисунком, ни живописью. Девушка не отчаялась и начала «рисовать цветами» – составлять цветники, да так проникновенно и чувственно, что на нее посыпались заказы со всей Англии. «Помимо разнообразия форм кустов, очертаний листьев, оттенков зелени, форм и размеров соцветий, что само по себе уже придает выразительности композиции, – пишет Джекилл, – синий цвет в синем цветнике выиграет от контрастного соседства с желтым, белым, абрикосовым, оранжевым и серебристым, добавленными ровно в той мере, сколько требуется для наилучшего воплощения первоначального замысла – продемонстрировать великолепие синего во всем разнообразии его проявлений в растительном мире». Одно из основополагающих правил теории цвета о том, что контраст усиливает выразительность, не менее применим и к созданию цветника, вознося эту деятельность на уровень художественного искусства. На ее теорию использования цвета в саду оказали влияние художник Тёрнер, увлечение импрессионизмом и разбор цветового круга.

Самой Гертруде Джекилл, о которой вспомнили в последнее десятилетие, посвящен один из эпизодов не менее вдохновляющего на создание своего красивого сада фильма BBC «Женский гений живописи», 3 серия.

 

Раз уж мы начали тему английских садов, то продолжит ее книга Галины Гудвин «Основы создания сада. Из опыта английских цветоводов». Этому автору удалось проникнуть в святая святых – частные современные английские сады. Как известно, для англичанина «дом – крепость», а свои садовые секреты они держат в сейфах, конкурируя между собой за более ароматный или наиболее приближенный к желтому душистый горошек (как известно, вывести душистый горошек, цветущий желтым цветом, пока не представляется возможным даже с использованием достижений современной молекулярной биологии). Книга сделана писателем-любителем, но материал – бесценен и практичен, если вы захотите воссоздать атмосферу английских клумб.

 

Интересное наблюдение. Типичный излюбленный англичанами прием «заимствования» пейзажа можно использовать двояко даже на подоконнике городской квартиры. Если ваш вид из окна прекрасен, то этот прием дополнит интерьер.


Если вид не очень, то прием его приукрасит, стоит, к примеру, поставить на окно горшок с растением-лианой, выращенным в виде кольца. Пример: цветущая бугенвиллия улучшает суровый серый индустриальный пейзаж.

Но отвлечемся от англичан. Французские сады импрессионистов не менее великолепны. Фильм, который показывает проект TheatreHD в своем артлектории, «Сады в живописи: от Моне до Матисса» вдохновляет после просмотра тут же выйти хотя бы во двор своей многоэтажки, чтобы посадить пару цветочков. Фильм знакомит не только с садами на картинах, но и с реальным садом Моне, заложенным художником. В «Садах в живописи» есть один очень важный момент: в кадре современный садовник, который сейчас ухаживает за садом Моне в Живерни, делает посадку однолетников, перед этим он расставляет горшочки с уже начинающей цвести рассадой, он прикидывает что-то, меняет их местами, отходит, чтобы посмотреть на свою клумбу издалека, представляя, как эти цветы разрастутся и создадут общую картину. В этом эпизоде работа садовника максимально приближена к работе художника – они оба делают набросок, подбирают палитру, только результат садовника отложен – он в прекрасном будущем, на которое неизменно надеется человек, сажающий в землю семена.

 

О прочной связи художника и садовника говорит монография Ольги Давыдовой «Иконография модерна. Образы садов и парков в творчестве художников русского символизма». Эта книга – для профессионалов, ищущих вдохновения для создания любого шедевра – и сада, в том числе. Как художник создает картину, заимствуя энергию у природы, так и садовник может заимствовать творческую энергию в картинах и рисунках великих. Книга посвящена визуальной поэтике искусства модерна в России – основным ее образам сада и парка, и само по себе ее оформление вызывает эстетическое удовольствие.

 

Когда мы ухаживаем за растениями, то делаем это не только ради них, но и для себя, считают английские садовники. Мы заботимся о цветах, как о детях, наполняя еще одним созидательным смыслом жизнь. И это отличный способ избавиться от стресса. Книга Джона Брукса «Маленькие сады» о том, как интересно устроить сад, если у тебя микроскопический кусок земли размером с горшок на подоконнике. К сожалению, перечень растений не подойдет для сурового климата Урала, но из книги можно взять принципы, композицию, идеи декора, а растения заменить на местные – похожие по форме и размеру.

 

Сохранять сады в первозданном виде – как их создал хозяин или дизайнер – стали сравнительно недавно, книга известного садовника XIX века Арнольда Регеля «Художественные сады» реконструирует знаменитые заросли садово-парковых ансамблей и пейзажных парков Древнего Египта и Древнего Рима, Ближнего Востока и Европы, Северной и Южной Америки, Японии, Китая и России в большинстве своем утерянных. Книга иллюстративно богата, что очень важно для подкрепления словесных описаний, как выглядели сады и парки 200 и более лет тому назад.

 

И завершим нашу подборку увесистым томом «1001 сад, который нужно увидеть» под редакцией Рея Спенсера-Джонса. Конечно, увидеть все эти сады, информацию о которых кропотливо собирала целая команда авторов по всему миру, одному человеку нереально. Но можно узнать о прекрасных примерах садового и паркового искусства на фотографиях в книге, почитать информацию о них, а те, которые покажутся близкими по настроению, изучить уже более подробно в других источниках. Книга энциклопедична и вдохновляет многообразием садовых форм, наталкивает на то, чтобы внимательней относиться к тому, что мы видим ежедневно из окна, вплоть до изменения этой картинки.

 

Интересное наблюдение. Так называемый стиль натурального, природного, экосада – Naturgarden, набирающего сейчас популярность, пожалуй, самый органичный сад для климата Урала – кустарники и травы как нигде будут пышно расти в нежаркое дождливое лето. Ближе всего нашему климату будут образы и идеи садов Шотландии – сады дома Шеферд, Питмиз, сад Ардуани, только заменить шотландские на местные растения-аналоги – и получится результат еще великолепнее.

И в качестве эпилога, если вы все еще не верите в общую природу садоводства и поэзии, предлагаем посмотреть фильм Дмитрия Лихачева «Поэзия садов».

 


поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Ирина / 06 Июля 2018 в 10:10

очень красиво написан текст

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры