Поиск по сайту

06 Июля 2018

Газетные хроники: культурные 80-е. Вторая часть

О продуктовых выставках, Музее изобразительного искусства, Микки Маусе и Владимире Курочкине


Автор: Екатерина Юркова Автор: Екатерина Юркова
Мне нравится!

Бывали ли вы когда-нибудь на кондитерской выставке? Может быть, вам доставляли овощи на дом или для вас рисовал сам ученик Уолта Диснея? Если ответ положительный, то в таком случае мы вам смело можем сказать, что вы побывали на месте свердловчанина 80-х. И хотя сейчас нас не слишком удивишь доставкой продуктов на дом, а иностранца можно встретить в любом кафе, кое-что из ряда вон выходящее осталось и в том времени. Разглядывая многотомные архивы «Вечернего Свердловска» в Библиотеке Белинского, мы в очередной раз откопали для вас много любопытного.

«Уралочка», «Черничка», «Крапивка?»

И сейчас в районе Сибирского тракта можно учуять вкуснейший аромат карамели и шоколада. Но только избранные видят новые дизайнерские упаковки или пробуют на вкус только что созданные кондитерами конфеты. А свердловчане – могли себе позволить. Например, в 1985 году в просторных светлых залах Уральской ассортиментной производственно-методической лаборатории Министерства пищевой промышленности РСФСР разместилась выставка, посвященная первым образцам новой кондитерской продукции.

«Они только-только внедряются в массовое производство, начинают свой путь к покупателю, – рассказывала газете «Вечерний Свердловск» начальник лаборатории Валентина Палевина. – Плоды коллективного труда ученых, технологов, художников-дизайнеров, а среди всего этого блаженства и новинки свердловских кондитеров». Таким был праздничный набор конфет «Уралочка», названный в честь прославленной волейбольной команды. Или карамель «Черничка» – новинка 1985 года. Были тогда на выставке и уникальные экспонаты, изготовленные из местных, уральских, видов сырья. Впервые в отрасли, например, свердловские кондитеры широко использовали калину. В результате родились мармелад и конфеты «Красная калина». Корреспондент писал, что в то время велись и «работы со свекольными, морковными, тыквенными и даже… крапивными добавками». Кстати, мы знаем, что томатное и даже сырное мороженое и сейчас можно приобрести…правда, не в Екатеринбурге, а в Нижнем Тагиле.

Но не только пищевые выставки проводились в Свердловске 80-х. Возле нашего любимого городского символа «Водонапорной башни» проводили ярмарки продовольственных и промышленных товаров. А овощи уже тогда можно было заказать на дом – услугу предоставлял «Горплодоовощторг».

Картон и чугун

Но «не хлебом единым» жили горожане 80-х. Их жажда к музейным посещениям не сводилась к разглядыванию фантиков и коробок от конфет. В одной из рубрик «Вечёрки» под названием «Справочный киоск» (в которой озвучивались вопросы от «Планируется ли строительство новых хозяйственных магазинов?» до «Можно ли где-то наклеить школьные таблицы на картон?»), читатель Курбатов спросил: «Закончилась демонстрация камней и изделий из фарфора «Дары городу». Какова их дальнейшая судьба? Будет ли эта коллекция сохраняться?» На что получил развернутый ответ: «Дары города будут сохраняться в фонде картинной галереи, и, конечно, еще не раз свердловчане увидят выставку фарфора. Что же касается камней, то большая часть их составит экспозицию коллекций в новом музее камнерезного искусства Урала, здание которого сейчас реставрируется». Подобные вопросы в «Справочный киоск» подтверждают нашу теорию о внимании свердловчан к музейным экспозициям.

Живой интерес к ним поддерживали и властные структуры – в 1988 году в городе появился Музей изобразительных искусств. Точнее, его так назвали всего лишь в 1988 году, а до этого он назывался Свердловской картинной галереей, а существовал он с 1936 года. «Картинная галерея и Музей изобразительных искусств. Согласитесь, это не одно и то же. И дело не только в названии, хотя музей уже подразумевает разнообразие жанров: скульптуру, декоративно-прикладное творчество…», – писали в газетах.

В то время музей располагался в двух зданиях: на Вайнера, 11 и Воеводина, 5. Сейчас здание на Вайнера, 11 планируют превратить в масштабный центр «Эрмитаж – Урал», а музей обзавелся новым филиалом: по адресу Розы Люксембург, 18 открылся Музей наивного искусства. В 80-е нынешний Екатеринбургский музей изобразительных искусств мог принимать до 200 тысяч посетителей в год, организовывать до 1800 экскурсий, а его фонды составляли 12 тысяч единиц хранения (сейчас же эти цифры в разы больше). В те же годы состоялся торжественный переезд Каслинского павильона из тесного зала старой картинной галереи в просторное высокое помещение на Воеводина, 5, где уже был подготовлен подиум, способный выдержать нагрузку в несколько тонн. «Павильон не раз успешно выдерживал переезды и даже, как известно, одолевал неблизкий путь от Урала до Парижа, где ему в 1900 году были присуждены хрустальный Гран-при и Большая золотая медаль». Разборкой и сборкой его занимались мастера из Касли, знающие каждую деталь и винтик.

Вместе с павильоном тогда переехали и произведения русской западной живописи, скульптура, фарфор, камнерезные изделия уральских мастеров. В старом здании картинной галереи разместился отдел советского периода, где выставлялись именитые уральские живописцы: Мосин, Симонов, Волович.

Свердловский Дисней

Кстати, о живописцах. В одном из выпусков «Вечернего Свердловска» за 1985 год мы нашли большую статью об одном из работников Свердловского завода транспортного машиностроения имени Свердлова – художнике С. Голомбе, который в свое время служил у… Уолта Диснея. «Этот человек, раньше живший в белопанской Польше, но однажды послушался навязчивых эмиссаров кинокомпании «Метро Голдвин Майер», пожаловавших в Европу вербовать «таланты» для производства мультфильмов, и отправился за океан на «фабрику снов». Диснеевская студия в Голливуде, по его мнению, как и все другие, являлась настоящим капиталистическим предприятием, где не только продукция делалась на потоке, но и люди представляли собой как бы живой конвейер непрерывного действия. Так что прекрасные, добрые сказки, нередко тут создававшиеся, здорово контрастировали с суровой жестокой действительностью», – так писали в «Вечёрке».

По рассказу автора статьи В. Зайцева, «новичка тоже посадили в одну из застекленных комнат-клеток, которая, кажется, насквозь просматривалась недремлющим оком шефов, и загрузили до предела заданиями. Обычно он создавал фон (горы и долины, замки и домики) к действиям различных персонажей – потешных эксцентричных зверюшек и человечков. Иногда доставались ему «роли» и покрупнее: Микки-Маус, чудной матросик-гусь и девочка-певунья Бетти-Буб. Механическая монотонная операция длилась долгими месяцами. За два года беспрерывных трудов Голомб подготовил до тридцати диснеевских маленьких образов к пяти лентам. Приехавший в Америку художник рисовал таких звезд, как сам Уолт Дисней, «слывший человеком простецким и добрым», Мэри Пикфорд, Марлен Дитрих и Гарри Купера».

Но интересно, как же столь звездный мультипликатор попал на уральский завод? Ответ мы нашли все в той же статье. Оказывается, по истечении контракта с Диснеем, Голомб вернулся в Польшу (видимо, рассказ о капиталистических трудностях совсем не выдумка советского журналиста), а с началом Второй мировой войны перебрался в Советский Союз, где с 1941 года связал свою жизнь с рабочим Уралом. «Но Микки Мауса он по-прежнему охотно рисует по просьбе знакомых ребятишек», – отмечается в статье.

Атлант Театра музкомедии

Изобразительное искусство Свердловска 80-х было не менее популярно, чем его театральная жизнь. Главным фаворитом тех лет являлся Театр музыкальной комедии, которому в 1983 году был вручен Орден Трудового Красного знамени «за заслуги в развитии музыкального искусства». Поздравлял театр тогда еще член ЦК КПСС, депутат Верховного совета СССР, первый секретарь Свердловского обкома партии Борис Ельцин. Он рассказал многочисленным зрителям историю театра и вручил столь высокую для того времени награду.

Напомним, что главным режиссером театра тогда был народный артист СССР Владимир Курочкин, в честь которого в газете «Вечерний Свердловск» даже писали стихи и рисовали шаржи. Вот, например, стихотворение от И. Риф, который сравнивает мощь режиссера с силой атлантов:

Главреж благодаря таланту,

Подобно древнему Атланту, Театр оперетты поднял ввысь.

На этой высоте держись!

Водонапорная башня, конфетная фабрика и Театр музыкальной комедии до сих пор существуют в нашем прекрасном городе, но вид у них немного иной, другие люди в них работают и приходят. А память о прошлой жизни хранится в пыльных библиотечных архивах и, надеемся, в наших культурных заметках. Возможно, через несколько десятков лет и они кого-то заинтересуют…

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга