Поиск по сайту

14 Сентября 2018

Эмилия Калистратова: «Желание знать своих предков – это требование рода»

Интервью с председателем Уральского генеалогического общества о новой выставке в Музее истории Екатеринбурга


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Фото: Татьяна Доукша Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

На прошлой неделе Музей истории Екатеринбурга совместно с Уральским генеалогическим обществом запустил большой проект «Корневая система». Планы на проект долгосрочные – к 300-летию Екатеринбурга выпустить серию выставок, посвященных историям екатеринбургских семей. Первой стала выставка «Екатеринбургские хроники» — о ней нам рассказала председатель Уральского генеалогического общества Эмилия Алексеевна Калистратова.

— Эмилия Алексеевна, прежде чем начать разговор о выставке, давайте поговорим об Уральском генеалогическом обществе. Что оно из себя представляет?

— Уральское генеалогическое общество, которое 5 сентября открыло 28-й сезон своей работы, на протяжении 27 лет работает над реконструкцией, составлением и обнародованием родословий. Началось все с объединения любителей, которое появилось в 1990-е годы: в то время открылись архивы и возник бум – желание узнать о судьбах репрессированных, затем – о судьбах погибших и без вести пропавших в Великую Отечественную войну.

В 1991 году родоведы, как мы называем себя в быту, стали объединяться и решили заниматься родословием. Это были люди из интеллигентных семей, где сохранились семейные документы и легенды – открытый материал о трагической судьбе уральской интеллигенции XX века, которая была ликвидирована в 30-е годы. Постепенно это вылилось в большое движение уральских родоведов, и сейчас в Екатеринбурге существуют два общества – Уральское генеалогическое общество и выросшее из него Уральское историко-родословное общество, которое стало заниматься именно архивными документами и корнями родов. Очень многие члены генеалогического общества являются членами историко-родословного, но в последнем числится больше 300 человек, в активе генеалогического – около ста человек (в ретроспективе и перспективе – около 400).

Уральское генеалогическое общество занимается методологической и фактической помощью: наработанные нами архивы открыты, и, кроме того, у нас есть большая библиотека – полторы тысячи наименований (это только генеалогический фонд); сейчас мы находимся в процессе передачи фонда в дар научной библиотеке Свердловского областного краеведческого музея, о чем мы мечтали последние 13 лет.

— Как сложилось сотрудничество Уральского генеалогического общества и Музея истории Екатеринбурга?

— Дело в том, что каждый член Общества, который работает больше 10 лет, начинает формировать папку генеалога, куда складывает результаты своих поисков, газетные вырезки, черновики. Таких папок у нас 40, и до нынешнего времени они были архивными. А к 300-летию города совместно с Музеем истории Екатеринбурга мы решили запустить большой проект под названием «Корневая система». В проекте мы выступаем со своей выставочной именной программой: она составлена на пять лет и предполагает 3-4 выставки в год – на базе тех наработок, которые сделаны членами УГО.

Выставками мы занимаемся давно, их было около 20, но они были в основном самодеятельными: не было профессионального оформления. На таких выставках выставлялись в основном родословные древа. Задумываясь о первой выставке проекта «Корневая система», мы обратили внимание на папку Маргариты Сергеевны Эбергардт – журналистки, одной из основоположников УГО, которая ушла из жизни пять лет назад. Она была очень известной в городе личностью – активным журналистом и редактором, киноведом, вела множество лекций.

Кроме того, Маргарита Сергеевна активно исследовала свое родословие. Сначала по отцовской линии: на сегодняшний день это неглубокий, на пять поколений, архив семьи, которая дала Маргарите Сергеевне фамилию Эбергардт. А затем, в ходе исследований, она обнаружила, что ее бабушка – из рода Уваровых, и, конечно же, стала разрабатывать род Уваровых – старожил Екатеринбурга. Поиски привели ее в 1724 год, когда крестьянин Сидор Уваров был рекрутом привезен на строительство завода и плотины. Затем обнаружилось, что в конце жизни он стал работником Монетного двора. Таким образом, по архивным документам (в любимом нами Государственном архиве Свердловской области  сохранились все дела, касающиеся горных заводов), Маргарита Сергеевна «раскрутила» девять поколений – до своей бабушки. Маргарита Эбергардт составила родословное древо, а затем написала и опубликовала в журнале «Домовой» серию очерков, которую назвала так, как мы впоследствии назвали нашу выставку – «Екатеринбургские хроники».

21 очерк серии «Екатеринбургские хроники» — это история рода Уваровых, история рода Эбергардтов, а также история семьи самой Маргариты Сергеевны – ее личная история и история ее детей. Этого, между прочим, очень часто не хватает в наших разработках: мы заканчиваем наши исследования на бабушках и дедушках. Я часто задаю вопрос: «Поднимите руку, кто написал свою автобиографию? Кто написал историю своей семьи?» Таких единицы, но есть. Все мы в возрасте, у всех есть дети и внуки, а у кого-то уже и правнуки. Но наше настоящее – это почти всегда белое пятно.

— Почему из всех наработок первым для выставки был выбран именно труд Маргариты Эбергардт? Почему история именно ее семьи важна для Екатеринбурга?

— Выставка «Екатеринбургские хроники» последовательно демонстрирует подвиг Маргариты Сергеевны: подвиг хранителя памяти рода и подвиг дочери.

Рассказ о Маргарите Эбергардт позволяет нам ярко и выпукло представить на выставке личность родоведа, ведь каждый, кто работает у нас, фактически совершает подвиг: это огромная затрата времени, эмоциональная и материальная. Если у человека возникает желание знать о своих бабушках и дедушках – это требование рода, родовая миссия. Иногда оно остается на уровне «хочу знать, но ничего не хочу делать», иногда – «хочу знать только бабушку и не дальше», иногда становится делом жизни. И в таком случае – как и в случае Маргариты Сергеевны – это родовой подвиг.

Помимо этого, Маргарита Сергеевна принимала активное участие в общественной жизни города и Общества. Один из ярких примеров связан с Михайловским кладбищем. В 1997 году внутри нашего Общества возникло желание его возродить: как раз в то время возник вопрос о том, что кладбище должно быть снесено. Но мы понимали, что Михайловское – одно из первых кладбищ Екатеринбурга, это фактически наши корни! И энтузиасты, в том числе Маргарита Сергеевна, активно включились и привели его в порядок, задумались о том, как придать ему статус мемориального парка. В свое время мы сделали многое: были субботники по расчистке, собран материал по захоронениям, начиная с XIX века, составлен справочник (в черновом варианте). Черновики, которые у нас хранятся – это кладезь для будущих времен, и все материалы по кладбищу собраны в большой папке «Акция «Михайловское». К сожалению, сейчас процесс заглох, и непонятно, как сложится судьба кладбища, но тогда его снесение было остановлено.

— Вы сказали о подвиге хранителя памяти рода. А в чем заключается подвиг дочери?

— Помимо того, что Маргарита Сергеевна восстановила все родословие Уваровых и фактически вышла на время основания города (еще и поэтому мы начинаем проект именно с нее), у нее есть еще и великолепная работа как внучки и дочери семьи Эбергардт.

Давайте представим себе вторую половину XIX века, 1872 год. В Екатеринбург приезжает молодой выпускник Санкт-Петербургского университета, математик – преподавать в гимназии естественные и математические науки. Зовут его Самуил Георгий Эбергард (два имени, потому что родился в Эстонии). Он проработал до революции, революция его закрутила, но он остался преподавателем. Работал до начала 1953 года в нашем Уральском государственном университете имени М. Горького, в последние годы вел латынь – я, учась на филологическом, знала, что в параллельной группе преподает «дед Эбергардт».

Затем я познакомилась еще и с Сергеем Самуиловичем Эбергадтом – отцом Маргариты Сергеевны. Познакомилась в Оперном театре: Сергей Самуилович появлялся ежедневно, к началу спектакля. Ни одного дня за 50 лет он не пропустил: в детстве покоренный оперным – в 1916 году, когда ему было пять лет, его в первый раз привели в театр – до последних дней жизни он был почетным зрителем.

В 1962 году Оперный театр стал готовиться к 50-летию, и Сергей Эбергардт как почетный зритель и член Художественного совета от имени зрителей получил предложение написать  историю театра. Вместе с еще одним театралом – Виктором Ивановичем Порска — они взялись за работу.

Сергей Самуилович ушел из жизни в 1981 году. Опубликовать готовую рукопись ему не удалось: она была написана, сдана в издательство, а дальше история умалчивает. Года через два после смерти Сергея Самуиловича к Маргарите Сергеевне пришла ее мама и принесла три папки, сказав: «Отец не успел. Пробуй ты». И она привела рукопись в порядок, связалась с Виктором Ивановичем, нашла рецензента – Всеволода Ивановича Колосницына. Он согласился еще раз просмотреть рукопись. Все фотографии для иллюстрации были подготовлены – встал вопрос об издании. А дело было в 90-е годы…

Маргарита Сергеевна стала всем рассказывать про то, что у нее готова рукопись по истории Оперного театра, написанная ее отцом. Она говорила об этом на радио, не успела закончить выступление – звонок: «Я услышал фамилию Эбергардт, он был моим учителем». Оказалось, что звонит ректор одного из коммерческих вузов. Деньги нашлись.

В марте 1998-го Виктора Ивановича Порска не стало, а в сентябре вышел тираж книги «Наш Оперный». Книга тоже есть на выставке – как подтверждение, что Маргарита Сергеевна завершила дело отца.

— В витрине можно увидеть программки Оперного театра – они тоже принадлежали Сергею Самуиловичу?

— Сознаюсь, программки эти – мои; они сохранились с 50-х – 60-х годов — я ведь тоже была заядлой театралкой. Еще на витрине можно заметить интересную вещь, которую Георгий Иванович сделал для своего сына от первого брака и которая затем перешла к Сергею и его сестре – эдакий дореволюционный эпидиаскоп. Его Маргарита Сергеевна передала в музей Девятой гимназии, а они предоставили нам на выставку.

— Эмилия Алексеевна, каковы дальнейшие планы у проекта «Корневая система»?

— Изучая историю семьи Уваровых – Эбергардт, можно проследить 295 лет жизни города. В таком ключе мы будем делать и остальные выставки. Для того, чтобы этот длительный проект не заглох, мы подключаем молодежь – 30-летних родоведов, чтобы к 300-летию города как минимум 15 выставок состоялось. Таков наш план на длинные пять лет. И большие надежды возлагаем на теснейшее сотрудничество с Музеем истории города.

Родоведческое дело никогда не заглохнет: приходит новое поколение с новыми требованиями, технологиями и методиками. Если раньше в нашем распоряжении был карандаш, листок бумаги, устные рассказы и документы, то сейчас возникают новые пласты. Поднимается волна публикации воспоминаний, дневников и записных книжек: все то, что лежало под спудом и создавалось в 80-90-е годы, дети, внуки, потомки начинают публиковать как историю семьи. А насколько эта часть истории будет потом уходить в века – покажет время.

Мы сейчас проходим достаточно сложный период: старики-основатели уходят, я уже стала аксакалом (смеется – прим. ред.), и год назад меня уговорили возглавить общество. Год я отпахала, а сейчас моя задача на следующий год, пока есть силы – запустить как можно больше вот таких долгоиграющих проектов. Мы, словно камушек, который бросают в воду – а от него расходятся круги. И чем больше мы бросим камушков, тем больших успехов добьемся.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры