Поиск по сайту

28 Февраля 2019

Парфюмер: история одной выставки

В Музее истории Екатеринбурга открылась выставка «Парфюмерная карта города»


Текст: Дмитрий Ханчин Текст: Дмитрий Ханчин
Фото: Татьяна Доукша Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

От «Красной Москвы» до «Уральских зорь»: в столице Урала начала работать экспозиция, посвященная удивительному миру отечественных духов и одеколонов.

Стенды и витрины одного из залов музея украсили бесчисленные флаконы и склянки – на выставке собрано более трех сотен емкостей для отечественной парфюмерии. В основу экспозиции легли экспонаты из многочисленных частных коллекций. За всеми этими изящными формами кроется целый пласт истории.

Начало начал – духи «Царский вереск» и одеколон «Цветочный», выпущенные Альфонсом Ралле и Генрихом Брокаром. Ралле – француз, переехавший в Россию в середине XIX века и основавший первую в России парфюмерную фабрику. Производство выпускало самую разную продукцию, от копеечного мыла до очень дорогой туалетной воды, в результате чего клиентами Ралле стали представители всех социальных слоев Российской Империи. В 1855 году его товарищество удостоилось звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества». Пару лет спустя предприниматель был вынужден вернуться на родину по состоянию здоровья, но его дело здесь продолжало развиваться. А в следующем десятилетии в Москву прибыл еще один молодой француз – Анри Брокар. Сменив имя на Генрих, он начал местную деятельность с производства мыла, а продолжил основанием товарищества «Брокар и Ко», основным товаром которого были элитные духи.

С приходом Советской власти производство парфюма шагнуло на новый уровень: товарищества были национализированы, и магазины наполнились товарами фирм ТЭЖЭ и ЛенЖЭТ, которые, в свою очередь, сменила продукция «Новой зари», «Северного сияния», Свердловской парфюмерно-косметической фабрики и других производственных объединений.

Флагманом уральской парфюмерии была фабрика «Уральские самоцветы». Основана она была в 1942 году на базе эвакуированных производственных мощностей московского предприятия «Новая заря». На первых порах основной продукцией «самоцветов» были средства личной гигиены, но в послевоенные годы ее ассортимент пополнился рассыпной пудрой и духами. Золотая пора для фабрики настала в семидесятые: тогда были выпущены парфюмерные наборы «Сказы Урала», «Стрелы Амура», «Яшма», духи «Незнакомка», «Наташа», «Серебряное копытце», а также знаменитый «Тройной» одеколон. Судя по названиям, продукция «Уральских самоцветов» – пример того, как творчество Павла Бажова проникает во все сферы жизни, даже в невидимую сферу ароматов.

Помимо собственно флаконов на выставке представлены рекламные плакаты, архивные фотографии, кадры кинохроники, а также ароматно-звуковые инсталляции: встав в специальное уединенное пространство и надев наушники, посетитель может услышать музыку и увидеть цвета, ассоциативно связанные с тем или иным запахом.

Открытие экспозиции проходило бурно, но по-светски: небольшой зал еле выдержал наплыв гостей, но присутствующие неспешно рассматривали экспонаты, фотографировались в будуаре и слушали барочные мелодии, которые уральский музыкант Александр Старков исполнял на клавицимбале.

«Этот проект абсолютно в традициях нашего музея – он очень личный, – рассказал гостям директор Музея истории Екатеринбурга Сергей Каменский. – Запахи – один из самых сильных стимуляторов нашей памяти. Гуляешь по выставке и чувствуешь, что включается собственный поток мыслей и отсылок. Мы всегда хотели, чтобы наши выставки пробуждали ваши воспоминания».

Выставка проработает до августа этого года, а уже в это воскресенье, 3 марта, в ее рамках пройдет лекция об ароматах от журналиста и блогера Натальи Шаховой.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов