Поиск по сайту

11 Апреля 2019

Сквер, который может стать угрозой


Мне нравится!

Вчера Общественный научно-методический совет при Управлении государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области принял проект изменения границ охраны памятника здания Госпиталя Екатеринбургского завода, где ныне размещается Екатеринбургский музей изобразительных искусств. Согласно документу, сквер со стороны улицы Малышева исключен из охранной зоны, а значит, разрешение на строительство на этом участке может вступить в силу. О том, чем это чревато для музея и культурной среды города, читайте в нашем материале.

После заседания Общественного научно-методического совета в Facebook появился пост члена совета и общественного движения «Реальная история» Марины Сахаровой, который поднял волну протеста в информационном пространстве. Марина пишет: «За новый Проект границ территории объекта культурного наследия регионального значения «Госпиталь Екатеринбургского завода…» (Музей ИЗО) проголосовали большинство членов совета: Стариков, Долгов, Бердюгина, Голобородский, Старков. Против: Токменинова, Букин, Сахарова. Представлявший проект Ю.Ю.Курашов в голосовании не участвовал. Примечательно, что А.В.Долгов и Ю.М.Бердюгина являются сотрудниками института УралНИИпроект, разработавшего новый проект». Проект предполагает смещение границы охранной зоны к стенам музея. При этом сквер, который прилегает к ЕМИИ со стороны улицы Малышева, автоматически из этой зоны исключается.

«По вопросу о предмете охраны «Госпиталя Екатеринбургского завода…» (так числится в реестре ЕМИИ – прим. ред.): было представлено два проекта, – пишет Марина Сахарова в Фейсбуке. – Проект Научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области (ГБУК СО НПЦ) и ИП Курашов Ю.Ю. – УралНИИпроект. В проекте НПЦ максимально сохраняются исторические стены и другие элементы здания (все, что было создано до ХХ века). Во втором проекте отдается приоритет сохранению западного фасада (на ул. Воеводина), другие стены (фасады) могут быть изменены. В «борьбе за стены» победил проект НПЦ – за него проголосовали большинство участников совета. Особенно ценно, что южный фасад (вдоль ул. Малышева) тоже включен в предмет охраны».

Общественница выражает тревогу по поводу судьбы сквера. «Что значит это решение для города, музея и объекта культурного наследия? Это угроза застройки сквера между Музеем и ул. Малышева. Представьте себе еще одно высотное здание на перекрестке Воеводина и Малышева – перегороженные пешеходные пути на Плотинку, дополнительные транспортные потоки», – отмечает Марина. Речь идет о проекте торгово-офисного здания УГМК, который был презентован в 2012 году бюро «Алкута».

Директор Екатеринбургского Центра по охране и использованию исторического и культурного наследия Леонид Генин также присутствовал на заседании и опасения подтверждает: «Конечно, хотелось бы сохранить это зеленое насаждение. Но сквер не является территорией объекта культурного наследия. И есть разрешение на строительство, выданное на этот земельный участок». Также он отмечает, что рассматриваемый советом проект, помимо сокращения, предполагает увеличение территории музея за счет площади в сторону реки Исеть, где, по историческим запискам, находились Аптекарские сады при госпитале.

Общественный научно-методический совет по сохранению объектов культурного наследия представляет собой коллегиальный совещательный орган. Его решения направляются в Управление государственной охраны объектов культурного наследия, где принимается окончательное решение. Помимо Марии Сахаровой, в состав совета входят индивидуальный предприниматель Юрий Курашов, директор «ЦНИИП Минстроя России» УралНИИпроект Александр Долгов и заместитель директора Юлия Бердюгина, заведующий кафедрой истории искусств и реставрации Уральского государственного архитектурно-художественного университета, автор проекта Храма-на-воде Михаил Голобородский и научный сотрудник университета Людмила Токменинова, директор Уральского центра развития дизайна Сергей Старков, а также председатель общественной организации «Уральский хронотоп» Олег Букин. Возникает вопрос, почему в составе совета нет представителей Екатеринбургского музея изобразительных искусств, который в настоящее время несет ответственность за здание, являющееся объектом культурного наследия, и граничит с частной территорией сквера?

Начальник Управления культуры Администрации города Екатеринбурга Татьяна Ярошевская считает, что в процессе принятия таких решений должно быть учтено мнение экспертов из культурной сферы. «Давайте будем вместе обсуждать не только судьбу Парка Маяковского, но и будущее всех пространств, так или иначе связанных с культурной средой нашего города», – предложила она.

«Я нахожусь в состоянии глубокого изумления, – признается директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никита Корытин. –  Я не понимаю, как такие вещи могут происходить. Да, это частная земля, но как она оказалась в частных руках? Если частный владелец имеет серьезный капитал и административные ресурсы, он же может найти другое применение этой земле. Можно преобразить сквер, сделать из него культурное пространство. Можно сделать сад скульптур. Есть павильон «Цветы», мы предлагали сделать из него центр музейной педагогики, детский центр. Можно соединить его с музеем, и он будет давать прекрасную обратную связь и спонсору, и музею. А очередной деловой центр не станет главным бриллиантом в структуре этой корпорации. Екатеринбург, безусловно, город деловой, но у нас и так построено огромное количество таких центров. Очень сложно оправдать появление еще одного подобного здания в Историческом сквере.

Но дело в том, что среди голосовавших членов совета есть разработчики проекта, они голосуют сами за себя и продавливают решение, согласно которому охранные зоны будут изменены и возможно строительство. Несмотря на то, что совет –  орган совещательно-рекомендательный, и решения принимает само Управление по охране памятников, поражает, насколько работа оперативно и быстро двигается вперед. Мы не ожидали такого стремительного развития событий, очень неприятно, что мы случайным образом узнаем о таких заседаниях, что нас на них не приглашают, что никого, кроме общественников, этот вопрос не беспокоит.

Если будут убраны охранные зоны и станет возможным любое строительство, это будет свидетельством того, как мы относимся к своей городской среде. И это делается руками экспертов – людей, которые должны сохранять ее.

Фактически это строительство рядом с единственным, что сохранилось от исторического наследия XVIII века. Мы были построены как город-завод, в этом наша уникальность. У нас нет ни кремля, ни каких-то серьезных памятников. Плотина, пруд, фабрики и заводы – наша идентичность. Исторический сквер – это то, что осталось от индустриальной культуры XVIII века. Это пространство должно остаться таким навсегда, его нужно сохранять, изучать.

Для музея это будет неблагополучная история. Это памятник архитектуры, который находится в естественной привычной среде. Если рядом с ним появится новое урбанистическое окружение, то большой вопрос, как это визуально отразится на нашем облике. Любое строительство рядом, сваи, котлованы – все это будет влиять на само здание, на его состояние, как поведут себя стены, фундамент, никто не знает, и похоже, что никого не волнует.

Мы будем писать в Управление по охране памятников письмо, что мы категорически не согласны с таким положением дел. Так как результаты работы совета будут потом опубликованы, будут приниматься официальные возражения, мы сможем подключиться к доступным рычагам воздействия на общественное мнение».

Член Общественного научно-методического совета, советник ректора Уральского государственного архитектурно-художественного университета Александр Стариков после того, как проголосовал за новый проект границ территории объекта культурного наследия, попытался слегка снизить градус конфликта: «Кроме территории памятника, есть зоны регулирования застройки. Их надо разрабатывать, утверждать. Сквер должен попасть такую в зону. Для этого музею нужно обратиться в Управление по охране культурного наследия и приостановить всякое новое строительство: при разработке зоны регулирования можно предусмотреть, чтобы на ней была запрещена любая застройка. Так музей сможет предусмотреть, чтобы никакое здание не закрывало вид на него с южной стороны».

Мы знаем, что директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский написал в адрес губернатора Свердловской области письмо, в котором он выразил обеспокоенность сложившейся ситуацией. Мы обязательно опубликуем его и будем следить за развитием событий.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Григорий / 13 Апреля 2019 в 10:59

Это ужасно. Капиталисты уничтожают город. Надо их оставить любви путём, или они всё застрочт своими деловыми центрами.

Елена / 13 Апреля 2019 в 15:29

Спасибо Никите Корытину и Татьяне Ярошевской за неравнодушное отношение, поддерживаю.

Ирина / 25 Апреля 2019 в 13:23

Поддерживаю директора Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никиту Корытина! Обеими руками "За" его идею использования пространства. Позор "строителям будущего" - это настоящие разрушители прошлого и нашей истории!

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов