Поиск по сайту

06 Августа 2019

Кирпичи культуры: культурно-досуговый центр «Дружба»

История культурного учреждения


Мне нравится!

Когда-то важнейшим из искусств в нашей стране был кинематограф, а новые микрорайоны города закладывали и строили сразу же со всей инфраструктурой – медицинскими, образовательными и культурными учреждениями. Так начинался и Юго-Западный микрорайон Екатеринбурга.

На этом месте был лес. И в начале 1980-х годов, когда начала застраиваться эта часть улицы Бардина, стройка шла среди сосен. Уже были построены несколько жилых домов, еще парочка представляли собой фундамент, когда место на улице Академика Бардина было выбрано под кинотеатр. Зачем на окраине города, среди стройки и остатков леса кинотеатр? На перспективу! Это же будет новый красивый удобный район Свердловска, где население после трудового дня или по выходным сможет придти в культурное учреждение и посмотреть фильм, встретиться с любимыми артистами и талантливыми режиссерами… И в этих словах нет сарказма. Так все и было – были хорошие фильмы, были встречи с режиссерами и актерами.

Как все начиналось

В начале 1980-х годов режиссер, актер, а по совместительству депутат Верховного Совета РФСР от Свердловской области Сергей Герасимов ходатайствует «по наказам избирателей о постройке в растущем микрорайоне Свердловска «Академическом» (как рапортует газета «Советская культура») кинотеатра «Дружба». Все складывается удачно, и в 1982 году Дирекция киносети выступает заказчиком строительства – взят уже типовой (всего таких успели построить не больше двух или трех зданий по стране) проект современного кинотеатра – с двумя залами на 400 и 150 мест, удобным большим фойе, бегущей строкой и даже с экраном на улицу. Это был технически совершенный кинотеатр к тому времени, самый современный в городе. И последний специально построенный. Даже на сегодняшний день. В конце 1983 года строительство завершено, начинается подготовка культурной программы открытия.

Как попасть в кино случайно и на всю жизнь

Эту историю нам рассказывает Галина Петровна Ржанникова, имеющая звание «Отличник кинематографии», которая со зданием на Бардина, 21 Б с первых минут его жизни, и первый раз пришла в него, когда вокруг еще стояли строительные краны.

«В кино оказываются случайно, но остаются на всю жизнь, – говорит Галина Петровна и дальше вспоминает, как после школы, не поступив в медицинский институт, гуляла с подругой по улице и увидела вывеску «Дирекция по прокату кинофильмов». Зашла и… осталась в кино до середины 90-х.

«Нас встретил Юрий Александрович Ословский, – вспоминает Галина Петровна, – который со словами «Девочки, у нас интересно работать» тут же нас и трудоустроил. Начинала я, отсматривая фильмы, затем уже разрабатывала расписание киносеансов по всем кинотеатрам, а однажды вдруг в коллективе произнесла вслух, что хочу стать директором кинотеатра, на что мне серьезно, без шуток ответили: «Станешь – иди получай высшее образование и вступай в партию». Я поверила в это, поступила в вуз, в партию, правда, не вступила, но после диплома стала директором кинотеатра «Мир» (сейчас это Театр балета «Щелкунчик». – Прим. ред.)».

В конце 1983 года Дирекция киносети со словами «доверяем только вам» настоятельно предложила Галине Петровне заняться открытием нового кинотеатра, который было решено назвать «Дружба». Так она пришла первый раз по адресу Бардина, 21 Б, где еще только заканчивалась стройка, здесь и работает до сих пор.

Очереди в кино

«После слов «Надежда только на тебя» в молодости мы окрыляемся и готовы горы свернуть», – делится с нами первый директор «Дружбы». Фильмом открытия в апреле 1984 года сделали «Зимнюю вишню». Вокруг лес, край города, транспорта особенно еще не было, но в кинотеатр выстроилась огромная очередь, потому что фильм нигде, кроме «Дружбы», не показывался – билетов было не достать, за ними приезжали специально, о том, чтобы умудриться прямо перед сеансом купить билеты, даже речи не велось.

Достаточно быстро сложилась команда – контролеры, киномеханики (к слову, оборудование было наисовременнейшим, а возможность показывать кино на улице – только в «Дружбе»), администраторы... Атмосфера – творческая: в кинотеатре проходили кинолектории, творческие встречи с режиссерами и актерами. Шла бурная насыщенная жизнь.

Галина Петровна Ржанникова показывает альбом, который оформляла специально к каждой такой творческой встрече: на разворотах фотографии кинодеятелей, информация о них и сделанные их рукой благодарственные надписи с автографами.

«Интересных встреч и новых фильмов», «У вас самый душевный кинотеатр», «Тут внимательная публика», «Благодарность за рыцарскую службу кино», «Всегда с радостью приезжаю к вам», «Желаем жизненных аншлагов», «Меня поражают красота и любовь, на которые способны ваши души», «Воспитание зрителя – ваша заслуга» – в альбоме множество пожеланий и отзывов, авторы надписей Герасимов, Нигматулин, Мирошниченко, Садальский, Цыплакова, Макарова, Олялин, Хмельницкий, Семина, Калныньш, Остроумова…

В силу удаленности кинотеатру после открытия больше не давали «первый экран» (право показа премьеры), но в нем проходило живое общение – творческие встречи. Несколько раз, пока был жив, приезжал Сергей Аполлинарьевич Герасимов со своими фильмами – он стал «крестным отцом» кинотеатра «Дружба». Был открыт киноклуб, в котором зрители смотрели и обсуждали кино, ретроспективы, Свердловская киностудия представляла свои фильмы. В школьные каникулы показывали картины для детей, а для родителей работал кинолекторий «Мир наших детей», в котором педагоги общались с молодыми родителями.

«А потом все рухнуло…»

«Я понимаю, что нас строили на перспективу – на развитие района, – вспоминает Галина Петровна. – «Дружба» только начала набирать обороты, как в 1991 году все рухнуло – кинопрокат в первую очередь».

Началось выживание. Кино не показывали – зарубежному место было в частных киносалонах, а советских, российских фильмов в то время почти не снимали и уж тем более не прокатывали. Пять лет с 1991 по 1996 год Галина Петровна называет безвременьем, потому что вдруг никому стали не нужны, кроме «братков», претендовавших на здание и землю под ним, но как-то выстояли, договорились, что они разместят свой офис на втором этаже, а залы не тронут. Сначала еще что-то показывали из зарубежных фильмов, но потом, чтобы оплатить коммунальные счета (о зарплатах вообще забыли на тот момент), пришлось продавать нижнее белье и колготки. Из коллектива остались самые стойкие. «Арендаторы», кстати, вели себя не шумно и даже помогали оплачивать счет за отопление.

С чистого листа…

«Мы терпели и выживали, как могли, но стало совсем трудно, – Галина Петровна вспоминает, как ей в голову пришла идея, что из «Дружбы» получится прекрасный районный центр культуры. – Я даже мысли не допускала сдаться и превратиться в торговый центр – здесь должно было быть учреждение культуры. Тогда я пошла к Валерию Павловичу Плотникову, начальнику Управления культуры Администрации города, и сказала ему, что в Ленинском районе нет своего ДК, нет залов, где бы они могли проводить мероприятия, а мы никому не нужны, но залы у нас есть. Он позвонил Константину Евгеньевичу Архипову и уговорил его взять нас к себе. Тот сразу же начал нас муниципализировать, взял под свое крыло – и слава богу».

Глава Ленинского района Константин Евгеньевич Архипов смог договориться с «арендаторами» и те съехали, в ноябре 1996 года «Дружба» перешла на баланс Ленинского района и сразу стала нужна. Для начала, к 1999 году, сделали капитальный ремонт – в этом тоже помог глава района, который настоял, чтобы конференция молодых лидеров ЮНЕСКО проходила в «Дружбе», так нашлись и деньги для ремонта. В бывшем кинотеатре, а с ноября 1996 года культурно-досуговом центре, начали проводить фестивали для детей и юношества, отчетные концерты, конференции, районные мероприятия для ветеранов, профессиональные праздники, новогодние спектакли. Кружки, музыкальные школы, студии района, у которых не было сцены, начали выступать здесь же.

А в 2002 и 2003 годах под крыло «Дружбы» отдали филиалы на Онуфриева, 24/2 и Сурикова, 31, где уже были клубные формирования и коллективы.

«Мы в самом начале – в конце 90-х изучали, кого больше в районе – молодых или пожилых, сколько детей, школ, планировали свою деятельность изначально под это, – вспоминает Галина Петровна. – Танцы сразу же вышли на первое место в Юго-Западном. Находили интересных людей – руководителей, педагогов, под них делали кружки и студии. У нас было множество коллективов, которые потом уходили в самостоятельное плавание, но кто-то и остался. К примеру, «Танцующим человечкам» уже 25 лет, хор ветеранов – они всегда были на Сурикова».

В 2009 году Галина Петровна ушла с директорского поста, но осталась работать в КДЦ «Дружба». Сейчас она организовывает вечера, кому за 30…, на которые приходят люди действительно 30+, уставшие от онлайн-общения и бешеного темпа жизни, чтобы познакомиться, пообщаться, потанцевать… И, как она отмечает в разговоре с нами, аудитория таких вечеров молодеет…

«На этих встречах я вижу, что люди хотят жить и любить, – делится с нами на прощание Галина Петровна своими наблюдениями. – Меня это саму подпитывает, я смотрю на это с восторгом. И мне кажется, «Дружба» должна расти и сохранять баланс аудитории, чтобы был организованный досуг и у детей, и взрослых, чтобы проводить концерты для разных коллективов, чтобы у маломобильных жителей района была возможность на них посмотреть, и чтобы в то же время у жителей была возможность самим заниматься творчеством, место, где бы они сами могли петь и танцевать».

«Дружба» продолжает жить, и если меры превращения ее в культурный центр до этого носили скорее ситуативный характер, то сейчас потребовалась продуманная стратегия долгосрочного развития.

Все сложилось

Илья Олегович Фалин руководит «Дружбой» чуть больше года. Но уже видны перемены: переделан зал, выполнен посильный ремонт фойе – оно ожило и стало уютнее.

У каждого помещения, а особенность «Дружбы» именно в том, что она разбросана по всему Ленинскому району, своя строгая функция. На Сурикова есть хореографические репетиционные залы и комнаты для кружков, значит, там клубные формирования и студии, на Онуфриева – камерное помещение, значит, там школа развития для малышей, в таком пространстве детки себя увереннее чувствуют. На Бардина – два больших зала, значит, тут сосредоточена вся концертная и театральная деятельность. Появилось помещение на Добролюбова, 2? Приспособили под хореографический и выставочный залы.

«Мы не зря называемся «Дружба», – рассказывает Илья Олегович. – Мы пользуемся благами друг друга и работаем в содружестве, потому что, когда мы вместе, у нас есть все – помещения для кружков, залы для концертов, фильмов, творческих встреч, репетиционные хореографические залы, выставочная галерея. Да, мы не в шаговой доступности друг от друга – в разных микрорайонах Ленинского района, но зато можем охватить разную аудиторию».

Основной упор – на танцы. Жители микрорайона, оказывается, любят танцевать. С прошлого года прошла реконструкция концертного зала, в КДЦ переделали эстраду, и площадь сцены увеличилась с 70 кв. м до 160 кв. м, появилось хореографическое покрытие, появились кулисы, экран стал больше, поэтому возможности у артистов тоже увеличились. Есть примеры, когда выпускники танцевальной студии открывают уже свои коллективы в «Дружбе».

Культурно-досуговый центр развивает танцы, но и о кино не забывает. Так, в дни празднования Победы, проходил показ фильма «Крик тишины» с творческой встречей с режиссером для ветеранов, блокадников, молодых ребят – юнармейцев.

«Это не кассовое кино, – делится Илья Олегович, – но патриотизм не продается. Такие проекты воспитывают, а это уже миссия культурно-досугового центра».

В планах проект «Наше кино»: раз в месяц показывать советские фильмы с открытыми залами для всех, чтобы люди могли придти вспомнить, а кто-то увидеть, что такое советский быт: «XX и XXI века оказались далеки друг от друга: что такое ходить в одних валенках всей семье? как общались девушки и юноши середины XX века? – этот проект будет об этом, а также о добрых чувствах друг к другу», – делится планами Илья Олегович.

На Добролюбова, 2 делается ремонт, там откроется галерея для народных художников.

«Мы это делаем, чтобы поддержать народное творчество и самодеятельность, – подчеркивает Илья Олегович. – Многие горожане увлекаются живописью, и здесь будет возможность выставляться, потому что если люди поют, танцуют, то им надо дать возможность попробовать и почувствовать сцену, а если занимаются живописью, то им надо помочь выставляться».

Стартовал проект «Театр у дома», тоже основанный на опросе среди жителей. Выяснилось, что не многие могут позволить себе выезжать в город на детские спектакли, потому что это расстояние и время, а детей надо кормить, укладывать спать, поэтому «Дружба» привозит театры к себе. В основном, это представления для малышей 0+ от Театра кукол, театров для совсем маленькой аудитории «Мир на ладошке», «Пиноккио». В новом сезоне 2019/2020 проект будет ориентирован и на взрослых – иногда по вечерам для жителей Юго-Западного будут показывать свои спектакли Центр современной драматургии и «Коляда-театр».

«Дружба» хочет проводить больше социальных мероприятий, но настаивает на их культурном качестве (кстати, 98 процентов мероприятий в основном здании – на Бардина – доступно для людей с инвалидностью!). За последние полгода мы слышим название этого КДЦ и в программе Библионочи и Ночи музеев, и Ночи искусств. Задача учреждения на ближайшее время – больше рассказывать о себе, о том, чем можно заняться в КДЦ «Дружба», как здесь можно проводить свой досуг, именно здесь, а не в торговом центре.

Коллектив «Дружбы» старается, чтобы рядом с домом у жителей Юго-Запада была возможность получить не меньше радости, а может, и больше, чем где-то еще. В конце концов, именно на эту перспективу и рассчитывали те, кто закладывали стены здания в 1982 году.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов