Поиск по сайту
Размер шрифта А А А
Цвет сайта Ц Ц Ц
Изображения выкл
Обычная версия

10 Октября 2019

Илья Марков: «Чувство, что меня выбрали капитаном»

Интервью с новым начальником Управления культуры


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Фото: Максим Субботин Фото: Максим Субботин
Мне нравится!

В минувшую пятницу состоялось официальное представление нового начальника Управления культуры Администрации города Екатеринбурга. Им стал Илья Марков, возглавлявший Дирекцию городских праздничных мероприятий и Центр культуры «Урал». Директора театров, музеев, центров культуры, библиотек, образовательных и концертных учреждений, зоопарка встретили нового руководителя теплыми аплодисментами. Мы поговорили с Ильей Николаевичем о том, как начинается его путь в должности руководителя Управления культуры – о насущных делах, планах и мечтах.

– Илья Николаевич, в пятницу вас официально представили директорам учреждений культуры как нового начальника Управления культуры. С какими чувствами и мыслями вы приступили к обязанностям?

– Прежде всего – с чувством огромной ответственности. Несмотря на то, что приказ был подписан 1 октября, я только в пятницу понял, что все по-настоящему, когда увидел (На официальном представлении в зале Администрации. - Прим. ред.) более 50, мягко говоря, не последних людей нашего города. Даже написал жене смс. Я осознал, что теперь за мной не 140 человек, а более трех с половиной тысяч. Им всем важно, о чем я думаю, и нужно очень внимательно относиться ко всем вопросам. Я всегда говорю, что в принципе ошибаться не страшно, страшно ничего не делать. Но теперь цена ошибки сильно возрастает.

Не скрою, было очень приятно и совершенно неожиданно, когда прозвучали аплодисменты. Я их воспринял как аванс: почувствовал, что таким образом люди высказали мне поддержку и доверие, что они понимают, кто я, каков мой стиль. Многих из них я, конечно, знаю лично. Это было приятное чувство команды. Чувство, что меня выбрали капитаном.

– На официальном представлении вы рассказали о том, что у вас было несколько встреч с главой города Александром Высокинским, прежде чем было принято окончательное решение о вашем назначении. Что, на ваш взгляд, оказалось решающим фактором в пользу вашей кандидатуры?

– Мне сложно сказать, что именно повлияло на решение главы. На мой взгляд, то, что у меня есть четкое понимание, чем нужно заниматься. Татьяна Львовна Ярошевская (Бывший начальник Управления культуры, которая порекомендовала главе города кандидатуру Ильи Маркова. – Прим. ред.), видимо, предполагала такое развитие событий, потому что я, единственный из директоров учреждений, каждый понедельник присутствовал на совещаниях у начальника Управления культуры. Я мало говорил, но много слушал и был в курсе всех процессов в нашей сфере. 

Также, я думаю, на решение повлиял тот фактор, что я знаком не только с муниципальной сферой. По роду своей деятельности я много общался с очень разными людьми и стараюсь поддерживать профессиональные, а порой и приятельские отношения с руководителями из частных институций, арт-бизнеса, креативного сообщества. Наверное, важно, чтобы начальником Управления культуры стала персона, с которой можно разговаривать.

– Вы говорили о том, что хотите начать свою работу с поездок «в поля»: побывать во всех учреждениях, пообщаться с коллективами. Почему вы считаете это необходимым и какова цель таких поездок?

– Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Опять же, мой опыт руководителя говорит о том, что не всегда то, что написано в бумажных отчетах, отражает реальное положение дел. Мне хочется своими глазами посмотреть, в каких условиях работают люди, почувствовать их настроение. Последнее очень важно: я тот руководитель, который, может быть, даже чересчур много внимания уделяет построению коммуникации, атмосферы в коллективе. Таков мой стиль. 

Мне кажется, что главная задача руководителя не знать какие-то технические штуки, а быть психологом, уметь слышать людей и быстро понимать, что им надо: кого-то похвалить, кого-то поругать, кого-то направить, кого-то развернуть. Я считаю, что практически все люди адекватно воспринимают текущее положение дел, и если у них что-то не получается, значит, они просто не на своем месте.

– Весной-летом этого года все учреждения культуры представили свои стратегии развития на ближайшие пять лет. Будете ли вы опираться на эти стратегии, выстраивая свое взаимодействие с ними?

– Мне сложно ответить на этот вопрос: я слышал не все презентации. Но те, на которых мне удалось побывать, к сожалению, показались мне довольно поверхностными. Пересказать свою текущую деятельность не значит выстроить стратегию. И я не уверен, что все сказанное реально воплотить в жизнь. Что-то, наверное, можно.

Безусловно, буду разговаривать отдельно с каждым директором. Их у нас не так много – всего лишь 64 человека. Вчера я попросил руководителей районных отделов культуры поставить перед каждым директором задачу подготовить лифтовую речь: за три-четыре минуты рассказать главную проблему своего учреждения. У каждого должна быть своя картинка мира, своя история. И тогда уже мы посмотрим, насколько каждая отдельная стратегия укладывается в общее видение. Конечно, идеально, когда есть связь между общей и частными стратегиями. Но я понимаю, что это получается не всегда.

– В одном из комментариев по поводу своего назначения вы сказали, что приоритетные задачи для Управления культуры сегодня – это Парк Маяковского, зоопарк и «Эрмитаж-Урал». Что именно необходимо сделать в ближайшее время по этим проектам?

– Я лишний раз убедился в том, что нужно быть аккуратнее в высказываниях. Это не означает, что я буду встречаться только с руководителями трех структур и больше не буду делать ничего. И, может быть, слово «приоритет» не самое правильное. Скорее, это «горячие» вопросы, которые требуют ежесекундного вмешательства.

Пауза по Парку Маяковского затянулась – это понятно и мне, и руководству города. Надо принимать максимально оперативные решения по поводу руководителя и механизма привлечения инвестиций. Почти на все политические вопросы ответы найдены. Теперь вопрос, как деньги будут интегрированы в развитие парка. Я мечтаю, что это произойдет уже в 2019 году, но необходимо поработать в кабинете, взвесить все за и против. В настоящий момент ведется разработка технического задания, уже было первое заседание рабочей группы – вопросов очень много. На этой неделе я встречаюсь со всеми заинтересованными людьми, мы посмотрим и актуализируем техническое задание, разработаем дорожную карту. Мне важно знать, что мы делаем послезавтра и что через неделю. Честно говоря, я вообще больше люблю делать, чем разговаривать. По поводу парка уже много всего сказали – пора начинать действовать.

«Эрмитаж-Урал» – безусловно, имиджевый проект, к которому мы давно идем, и в 2020 году есть прекрасный повод его завершить – 75-летие победы в Великой Отечественной войне; в мае мы, во что бы то ни стало, должны увидеть первые результаты нашей работы. Сегодня мне предстоит вникнуть, на какой стадии проект, в чем загвоздка, с кем нужно провести дополнительные переговоры или у кого стоять под дверью, чтобы в ближайшее время получилось ускорить процессы.

В зоопарке идет реновация кормокухни, которая должна завершиться к следующему году: в 2020-м зоопарк отмечает юбилей. Вопрос по переносу зоопарка сейчас не актуален – нужно закончить историю, связанную с обновлением материально-технической базы.

С большими учреждениями все понятно, но это не значит, что я не буду интересоваться их деятельностью – безусловно, буду. Но в первую очередь мне хочется проехаться «по полям». Небольшие учреждения – такие же полноправные и полноценные, со своими коллективами, со своей деятельностью. И еще вопрос, какая деятельность важнее и нужнее с точки зрения укрепления социального оптимизма.

–  На ваш взгляд, есть ли на сегодняшний день у жителей Екатеринбурга некий сложившийся образ Управления культуры, его деятельности? Если да, то какой это образ? Хотели бы вы над ним поработать – возможно, что-то изменить? И что вам принципиально важно сохранить из того, что сделано под руководством Татьяны Львовны Ярошевской?

– Важно сохранить темпы развития. Может быть, даже преумножить. Что правда блестяще сделано Татьяной Львовной, так это сформирован пул руководителей учреждений культуры. У меня есть буквально несколько вопросов по некоторым учреждениям, и это вопросы не смены руководителя, а актуализации и модернизации некоторых процессов. Поэтому глобально пересматривать сеть, отдавать какие-то учреждения, присоединять новые мы, конечно, не собираемся, но мне точно хотелось бы привнести некую новую энергию.

Понятно, что новый человек – это новые импульсы. Я могу себя назвать креативным человеком, мне хочется добавить креатива в любую деятельность. Это не значит, что мы должны убрать из музеев классические коллекции или в театре полностью сменить репертуар. Дело в подходе к работе, проектном менеджменте, «фишках» в части сервиса и продвижения. Есть такая проблема: мы много позитивного и хорошего делаем, но этого не слышно и не видно. Не то, чтобы мы хотим славы – мы хотим, чтобы больше людей приходило в наши учреждения. В этом главная цель. Такая проблема есть у всех, с этим я сталкивался и в «Урале»: люди, пришедшие один раз, говорят: «Вау! Так здесь, оказывается, прикольно!» Эта фраза звучит постоянно. Хочется, чтобы люди приходили в учреждения культуры чаще – это помогает жить, тем более в нашем стремительном XXI веке.

–  Вы известны в городе как человек-праздник, каждый год производящий новые форматы, новые идеи для громких городских событий. Как вы думаете, удастся ли вам сохранить креативный запал в должности начальника Управления культуры, под грузом бумажной работы и ответственности?

–  Да! Ответ достаточно креативен? (Улыбается. – Прим. автора.)

–  Центр культуры «Урал», несмотря на свою удаленность от центра, за время вашего руководства преобразился до неузнаваемости. Что бы вы порекомендовали руководителям центров культуры (в том числе вашему преемнику в «Урале»), что нужно делать для того, чтобы такие учреждения действительно были центрами культурной жизни районов?

–  Нужно работать головой. В общем-то, нет никаких секретов. Я убежден, что львиная доля успеха – это ежедневный тяжелый труд и лишь малая толика таланта и везения. Я хочу порекомендовать всем руководителям учреждений культуры: если вы или ваши сотрудники ходят на работу просто потому, что куда-то надо ходить, не стоит этого делать. Должно быть личное участие, личное мнение, личная вовлеченность руководителя. Очень важно, чтобы он видел отдачу, результаты своей работы. Если какой-то проект не приносит результатов, надо отказаться от этого проекта, партнера, дела. В этом нет ничего страшного, мир не рухнет, это проверено сто тысяч раз. Делайте то, что вам нравится делать, делайте это с душой и честно – и успех будет гарантирован.

–  С каким городом вы можете сравнить Екатеринбург в плане культурной жизни? И есть ли некий идеал, к которому вам хочется стремиться?

– Это вопрос на диссертацию. Хочется, конечно, мечтать о том, чтобы Екатеринбург можно было сравнивать с европейскими не столичными городами. И мне видится, что мы вполне себе третий город нашей страны – так же, как Манчестер, Дюссельдорф, Кёльн, Лион, Малага – города, у которых есть свой дух. Это очень важно.

У нас есть большой пул людей, которые принципиально не хотят в столицу – им прикольно от того, что они не в Москве и не в Питере. Много бизнесменов, у которых бизнес федерального уровня, филиалы в столице, но они принципиально живут в Екатеринбурге: понимают, что здесь есть баланс между столицей и деревней, есть коммьюнити, которое проще узнать и охватить. Им комфортнее находиться здесь. Это как зрительный зал – он или очень большой, где тебе некомфортно, или очень маленький, где два человека друг на друге сидят, а есть золотая середина. То же самое с нашим городом. Мы не столица – в этом и суть, в этом и круть.

Во всех городах, которые я перечислил, мне понравилось. Если бы мы могли брать что-то из их опыта, было бы неплохо. Прежде всего, в них есть креативное сообщество. Поскольку у них нет больших ресурсов, они вынуждены изобретать специальное «меню». Так вот, Екатеринбург совершенно точно обладает всем необходимым, чтобы изобрести из того, что есть, меню культурного предложения – и оно будет не хуже, чем в дорогих мишленовских ресторанах.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов