Поиск по сайту

01 Ноября 2019

От граффити до стрит-арта

О лекции «Влияние уличного искусства на городскую среду»


Текст: Екатерина Юркова Текст: Екатерина Юркова
Мне нравится!

Автор проекта street art hunter Александр Янг рассказал в Центре городских практик «Дом Маклецкого» о разнице между граффити, стрит-артом и паблик-артом, а также о роли фестивалей в жизни больших и малых городов.

 

Фото Татьяны Доукши.

Street art hunter — настоящий охотник за уличным искусством. Он разыскивает и рассказывает о сокрытых в городской среде работах уличных художников. Например, в феврале Александр Янг составил карту стрит-арта в Екатеринбурге для нидерландского проекта Street Art Cities, который создает мировую карту уличного искусства. Автор проекта разъезжает по разным городам: от Москвы до Нижнего города и Выксы, — в его арсенале огромный бэкграунд. И первое, о чем говорит Александр на своей лекции, — что в уличном искусстве до сих пор нет устоявшейся терминологии, и входить в него может что угодно, даже акция или перформанс на публике. Тем не менее, на лекции он рассказал лишь о том, что создается при помощи красок, так как она была вводной и акцент был сделан на самых популярных видах искусства улиц.

Граффити и теггинг

Большинство людей вид разномастных надписей на стенах, столбах и остальных поверхностях воспринимают как визуальный мусор. Смысл такой письменности им не понятен, а пестрота вызывает отторжение. Александр Янг отмечает — все это оттого, что широкой аудитории граффити и не должно быть понятно. «Эта субкультура замкнута на самой себе, так как надписи создаются для других райтеров (От слова write – писать. — Прим. ред.)», — говорит он.

Илья Мозги и неизвестный художник. Фото Татьяна Доукши.

В то же время автору проекта Street Art Hunter занятие граффити напоминает спорт, в котором действует принцип «Быстрее, выше, сильнее». И это тоже командный вид соревнований, в котором важно нарисовать больше, круче и необычнее. Действуют здесь и собственные правила. Например, нельзя перекрывать чужую надпись или тег так же, как и писать что-то кроме своего имени или названия команды.

«Граффити — важная отправная точка в развитии уличного искусства, — считает Александр. — В России оно появилось в конце 80-х, начале 90-х годов. И с тех пор те, кто им занимались, либо ушли, либо стали художниками».

Стикербомбинг

Близкое к граффити направление, но не такое агрессивное, так как в нем практически нет правил. Заключается в том, что из различных стикеров может составляться какая-либо надпись или рисунок. Некоторые выполненные таким образом работы свободно могут дополняться другими людьми.

Стикеры с собственным дизайном художники могут передавать друг другу. Так, у многих скапливается довольно богатая коллекция. Разнообразные наклейки кочуют по городам и даже странам. Всем известные стикеры «Город бесов» добрались уже до Санкт-Петербурга и Москвы и, возможно, уже выбрались за границы Российской Федерации.

Стрит-арт и паблик-арт

Слава ПТРК «Детство перед телевизором». Фото со страницы Street Art Hunter ВКонтакте

Интригой лекции для многих был вопрос: чем же все-таки стрит-арт отличается от паблик-арта? На этот счет Александр дал довольно простой ответ. Все, для чего важен контекст, что не могло бы появиться в другом городе или стране — стрит-арт. То, что не имеет идентичности и не привязано к конкретному месту, — паблик-арт.

Серия работ Славы ПТРК «Детство перед телевизором», в которых он совмещает любимые мультики с классикой постсоветского кинематографа, его же надпись «Грязьбург», размещенная на въезде в столицу Урала или работа Тимофея Ради «Все это не сон» в городе Выкса — стрит-арт. Для их понимания необходимо знать, например, кто такой Данила Багров или Черный плащ, как Екатеринбург заслужил звание города грязи или чем на самом деле начинается фраза Тимофея Ради.

Никита Номерз «Живые стены». Фото из свободных источников.

Еще стрит-арт может привлекать внимание к конкретным проблемам города: отвалившейся плитке, сломанным дорогам, старым зданиям. Одна из таких работ — интервенция в городскую среду орнамента от Красил Makar. Она поместила свой фирменный орнамент на место отвалившейся фасадной плитки, тем самым акцентируя внимание на проблеме и, в то же время, сглаживая и украшая это место. Целую серию работ на старинных домах создал Никита Номерз в проекте «Живые стены». Он переосмыслял архитектурные формы, оконные проемы, трещины, отвалившиеся кирпичи и создавал на них разных характерных персонажей.

Интервенция от Красил Makar. Фото со страницы Street Art Hunter ВКонтакте.

Паблик-арт — то, что создается для красоты и не имеет философского подтекста. Обычно эти работы очень красивы и мастерски выполнены. Они служат фоном для многочисленных фотосессий и оживления пространства того или иного города. Такова одна из лучших работ «Стенограффии» этого года от Артема Стефанова — цветные, будто дребезжащие ультразвуковые волны на улице Шевченко.

Работа Артема Стефанова. Фото со страницы Street Art Hunter ВКонтакте.

И к паблик-арту, и к стрит-арту могут принадлежать и муралы — монументальные, многометровые работы, которые могут располагаться на торцах домов или на больших площадях внутренних дворов. К ним относится уже упомянутые волны Артема Стефанова, «Юрий Гагарин» Андрея Пальваля и «Динозавромойка» Таисии Спириной в ЖК «Малевич».

О фестивалях и джентрификации

«Фестивали позволяют популяризировать уличное искусство, рассказывать о нем», — считает Александр Янг. По его мнению, именно «Стенограффия» приучила екатеринбуржцев к тому, что городской среде уличное искусство идет только на пользу, и сейчас мы на полном серьезе обсуждаем и спорим о новых работах. Отмечает спикер и то, что сейчас крупнейший в России фестиваль производит большое количество не стрит-, а паблик-арт работ. «Хотя в северных городах он продолжает рассуждать на злободневные темы, но в Екатеринбурге больше занимается украшательством», — говорит Александр.

«Чайки» Андрея Пальваля. Фото Татьяны Доукши.

От парадигмы стрит-арта до сих пор не отошел фестиваль нелегального искусства «Карт-бланш». Те, кто, в отличие от «Стенограффии», не согласовывают свои работы с властью. Его создатели дают художникам «полный карт-бланш», и так становится возможной, например, роспись технической будки на улице Вайнера художниками Дамиром Бозиком и Никитой Руфасом посреди бела дня. Никто не обратил внимание на их действия и, тем более, не попытался остановить наглецов, что уже говорит о благосклонности к стрит-артерам жителей Екатеринбурга.

Некоторые фестивали создаются для того, чтобы акцентировать внимание на городских проблемах и делать их видимыми, или, наоборот, сглаживать острые углы. Примером первого случая служит фестиваль «Новый Город: Древний» (Нижний Новгород). Тогда приглашенные художники изучили исторические каменные и деревянные дома — их истории и истории их обитателей, и создали работы, отражающие уникальность каждого места.

Тимофей Радя и Стас Добрый, «Кружева Памяти». Фото из свободных источников.

В городе Выксе провели фестиваль «Арт-Овраг», призванный не только украсить город, но и привлечь в него жизнь. Выкса — маленький город, из которого молодое население уезжает в крупные города. Чтобы уменьшить количество покидающих город, его градостроительное предприятие решило создать крупное молодежное событие и привлечь туристический поток. Именно для «Арт-Оврага» Тимофей Радя создал работу «Все это не сон», так же в Выксе находится большое количество всемирно известных муралов.

Тимофей Радя «Все это не сон». Фото со страницы Street Art Hunter ВКонтакте.

Помогает уличное искусство и в джентрификации, освежая старые объекты, наполняя их новыми смыслами. Такова стена на московском Винзаводе или внутренние помещения екатеринбургского Дома печати. Размещая работы в маргинальных районах, художники также помогают в изменении этих пространств к лучшему. «В такие места скопом начинают ездить хипстеры, для которых там постепенно появляется необходимая инфраструктура: кофейни, магазины. Потом запускают дополнительные автобусы. Так место потихоньку меняется», — говорит Александр Янг.

Граффити, стрит-арт или паблик-арт оживляют окружающее пространство, делает его интереснее и осмысленнее. Все это — проявление творчества, без которого не мыслимо общество. Такую мысль еще раз подчеркивает создатель проекта Street Art Hunter в конце своей лекции, говоря, что город, в котором на гаражах и стенах не красуются разномастные рисунки и символы — мертвый город.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов