Поиск по сайту

12 Ноября 2019

Большое искусство с газетных передовиц

В Екатеринбургском музее изобразительных искусств открылась выставка «Графический репортаж Николая Аввакумова»


Текст: Дмитрий Ханчин Текст: Дмитрий Ханчин
Фото: Георгий Сапожников Фото: Георгий Сапожников
Мне нравится!

Новая выставка посвящена творчеству выдающегося уральского графика, творившего в очень непростые времена.

Николай Аввакумов родился в 1908 году в городе Асбестовые рудники, ныне известном как Асбест. Окончив за три года четырехгодичный курс Пермского художественно-педагогического училища, он быстро зарекомендовал себя как талантливый график, а по рекомендации Луначарского отправился работать художником на стройплощадку «Магнитка» – Магнитогорского металлургического комбината. С 1932-го по 1941-й Николай был художником-корреспондентом газеты «Комсомольская правда» в Москве. В военные годы, с 1942-го по 1944-й, он служил художником-корреспондентом газеты «Фронтовик» в составе 3-й ударной армии, а затем, вплоть до августа 1945-го, был членом Студии военных художников имени М. Б. Грекова и много ездил по линии фронта: от Вены и Будапешта до Бобруйска и Великих Луков. В декабре того же года Николай скончался после изнурительной болезни. Ему было всего 37 лет, но он оставил после себя огромное количество знаковых для своей эпохи работ.

На выставке «Графический репортаж Николая Аввакумова» представлены произведения1930-х – 1940-х годов из коллекции семьи художника, а также работы и из музейных собраний Екатеринбурга и Асбеста.

«Этого героя мы приметили уже давно, – рассказала куратор выставки, заведующая отделом современного искусства ЕМИИ Ирина Кудрявцева. – В 2016 году у нас была выставка, посвященная художникам первой пятилетки, среди которых Николай Михайлович, безусловно, занимает особое место: уралец, один из первых художников на «Магнитке». То, что мы сделали сейчас – это продолжение большой хорошей истории».

Экспозиция отражает разные этапы и грани творчества Аввакумова. Сперва посетитель видит серию работ, созданных на «Магнитке»: заводские цеха, экстерьеры комбината, замысловатые конструкции. Здесь же – галерея портретов рабочих, и в каждом лице прочитывается какой-то свой особенный характер.

Следующий раздел выставки – более личные работы художника: портреты жены и младенцев-сыновей, интимные зарисовки из домашней жизни. Далее – работы Аввакумова-путешественника: лица жителей Кабардино-Балкарии, сюжеты национального быта.

Финальная часть экспозиции уже создана в военную пору. Кардинально меняется стиль: интимность и душевность – в прошлом, новые работы художника – суровые репортажи с линии фронта и язвительные карикатуры на политическую злобу дня. Есть на выставке и одна из последних работ Аввакумова – нежный портрет матери, созданный незадолго до смерти автора.

Помимо графических произведений художника на выставке собраны и другие архивные материалы: газеты с его рисунками, оформленные им книги. На открытии также были презентованы фотографии Аввакумова, автор которых – не кто иной, как Александр Родченко. Знаковый фотограф запечатлел столь же знакового графика молодым широкоплечим красавцем, вглядывающимся в грандиозный пейзаж стройки «Магнитки».

Николай Аввакумов – художник, в чьем творчестве отразились чаяния и надежды первых лет советской власти, быт людей той поры и суровые обстоятельства военного времени. Его работы складываются в один большой репортаж, передающий дух и атмосферу событий почти вековой давности более живо и достоверно, чем иные литературные труды и кинохроники.да.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов