Поиск по сайту

11 Декабря 2019

Лариса Петрова: «Дружить надо прежде всего людьми, школами, университетами, а уже потом – государствами»

Проректор Екатеринбургской академии современного искусства о поездке в Польшу


Беседовала Алена Попова Беседовала Алена Попова
Мне нравится!

Прошедшей осенью проректор по научной и инновационной работе Екатеринбургской академии современного искусства Лариса Петрова стала приглашенным профессором Ягеллонского университета в Кракове. С 3 октября по 22 ноября Лариса Евгеньевна преподавала курсы «Социология современного российского города» и «Российская специфика участия в культурных практиках» для бакалавров и магистрантов Института восточнославянской филологии. Мы поговорили с Ларисой Евгеньевной об ее опыте работы в Кракове и дальнейших планах сотрудничества академии с Польшей.

– С чего началось Ваше сотрудничество с Ягеллонским университетом?

– Оно началось непосредственно с моей научной работы. Когда я пришла в ЕАСИ в качестве проректора в октябре 2016 года, то практически сразу мы начали готовить второй международный симпозиум об искусстве – «Проект "Уралмаш": культурное будущее [пост]индустриальных городов». Одним из партнеров симпозиума стал Польский культурный центр в Москве, потому что Польша – очень индустриальная страна, и там есть успешный опыт ревитализации. Переговоры привели к приглашению в Екатеринбург целой делегации польских ученых и художников.  Приехал Якуб Садовский, который на тот момент был еще профессором Ягеллонского университета.  Потом Польский институт пригласил меня на стажировку по изучению объектов индустриального наследия в Силезию в ноябре 2017 года. С тех пор мы подружились, а приглашение меня в Краков в качестве профессора стало логичным продолжением сотрудничества – Якуб Садовский был назначен директором Института восточнославянской филологии, он и принял это решение. Он знал область моих научных интересов, мою компетенцию и знал, что я – амбассадор Екатеринбурга. Кстати, когда я приехала туда, я подчеркнула, что я из России, но не из Москвы – это важно.

– Была ли у Вас глобальная цель или миссия, когда Вы ехали преподавать в Польшу?

– Да. Об этой миссии я даже сказала публично 3 октября на инаугурации первокурсников в Ягеллонском университете. Я хотела рассказать о жизни российских городов на примере кейса Екатеринбурга, о повседневной активности россиян, и сделать это аполитично. Я хотела представить такой культурный и академический опыт, который был бы интересен студентам, изучающим русский язык и русскую литературу. Их специальность – «Культура России и сопредельных государств». И что такое изучать язык и культуру? Можно до бесконечности читать Достоевского и все понять про русскую душу, но все-таки, будем честны друг с другом, люди в Екатеринбурге живут иначе. Мы сейчас не живем классикой. При всем уважении к Достоевскому и при преемственности между его героями и нами, студентам может быть интересно узнать именно повседневный опыт. Я про это им и говорила.  

И еще я в шутку предложила студентам вызов, и себе поставила такую же задачу: замотивировать их настолько, чтобы они захотели приехать в Екатеринбург. Поэтому, когда мы прощались, я им говорю: «До встречи в Екатеринбурге!», а они говорят: «Да-да, хорошо!»

– Расскажите, как был определен круг тем для подготовки курса лекций? Это была только Ваша индивидуальная работа или Вы с кем-то сотрудничали?

– Конечно, когда Ягеллонский университет пригласил меня преподавать, то ему уже заранее был известен круг моих научных интересов. А он, в свою очередь, связан с деятельностью академии –культура и ее влияние на город. Эти два тега составляют основу моей профессиональной активности. Но я же не просто была приглашена. Я прошла конкурс, на который нужно было предоставить пакет документов: профессиональное резюме, программу курсов, обоснование необходимости и возможности моей работы в Ягеллонсоком университете в Кракове. И когда я подавала документы, у меня даже было некоторое волнение: вдруг меня не возьмут? Таким образом, я была выбрана уже априори с этими темами, но программу курсов предложила сама: «Социология современного российского города» и «Российская специфика участия в культурных практиках». Мне было важно говорить о городах, потому что эта тема пригодна для сравнительного анализа. Студенты, проживающие в Кракове, легко могут сопоставлять польские города с городами России. Что касается культурных практик – эта тема молодежи и студентам очень близка, понятна. Ведь молодежь – это группа, которая репрезентирует активный досуг. Им легко и интересно говорить о том, кто и как ходит в кино, театр, какие книги читает. Хотя начала я, конечно, с общих вещей – с того, как устроена сфера культуры в России.

– Какие темы вызвали у студентов наибольший интерес?

– Я предложила студентам подготовить экзаменационную итоговую работу по теме, которую они сами выберут. Я хотела, чтобы было больше ревитализации, мне интересен этот опыт в отношении Кракова. Однако выступлений на эту тему было всего два, но глубокие и интересные. В курсе «Социология современного российского города» студентов больше всего заинтересовали темы паблик-арта и мегасобытий. Я поняла, что этот интерес связан с реализацией права студентов на город, мы много говорили с ними об этом.

– Расскажите, в каких формах студенты презентовали итоговые работы?

– Я опять же дала полную свободу. Были стандартные условия: устное выступление и две страницы текста. Но я сказала, что они могут подготовить и альтернативный проект. Расскажу о двух наиболее выделяющихся. Одни студенты сняли фильм: «Краков глазами молодежи», а вторая группа сделала инстаграм-проект, который называется «Изменения в городе» – @citychanges. Интересно, что эти два продукта созданы в отношении города и в отношении того, как молодежь его осваивает, но они разные: фильм веселый, энергичный, оптимистичный, хоть и абсолютно не совпадающий с туристическим маршрутом, а инстаграм-проект, наоборот, критичен. Это очень похоже и на наше отношение к городам – мы развиваем их, критикуя, любим, осмысляя.

– Расскажите о системе высшего образования в Польше. Чем она отличается от российской. Какие у нее плюсы и минусы.

– Я не хотела бы судить обо всей системе польского высшего образования. Подробно я могу сказать только о том, как учат именно в Ягеллонском университете.  Первое, что нужно отметить –университету более 650 лет, он был основан в 1364 году. Это гигантский бэкграунд: история, ответственность, традиции. При этом, ему удается подчиняться и современным требованиям: и формальным, и рыночным. А самым старым высшим учебным заведениям России не более 250 лет – это меняет ситуацию в плане традиций, обязательств ответственности и т.д. Но система образования в Ягеллонском университете похожа на европейскую. Я могу выделить несколько важных аспектов:

1. Реальная свобода студентов в определении своего учебного плана. У нас она тоже заявлена, но по разным причинам мы не всегда можем ее реализовать. А там студенты действительно выбирают курсы, которые они хотят послушать. У меня в аудитории сидели представители разных курсов как бакалавриата, так и магистратуры.

2. Широкие возможности академической мобильности. Программа «Эразмус*», которая действует во всех странах Евросоюза, дает возможность получить стипендию. Эта стипендия позволяет на семестр поехать в другой университет, и освоенная в нем образовательная программа зачтется в твоем родном вузе.

3. Мне показалось, что есть какая-то большая степень академической свободы в университете. Больше высказываний, больше смелости. Мне очень нравились наши с коллегами интеллектуальные разговоры!

*Эразмус (англ. Erasmus) — некоммерческая программа Европейского союза по обмену студентами и преподавателями между университетами стран членов Евросоюза, а также Исландии, Лихтенштейна, Северной Македонии, Норвегии, Турции.

– А есть ли отличия между российскими и польскими студентами?

– Польские студенты очень похожи на наших. Студенты универсальны! Они тоже сидят на задних партах выстраивают дистанцию между собой и преподавателем. Кто-то сидит и что-то пишет, а кто-то смотрит в соседний листок и т.д. Они ведут себя так же, потому что, прежде всего, это молодые люди. И студенты ЕАСИ, и студенты Екатеринбурга, и вообще молодежь в России – они глобальны, они похожи – это очень важно. Я спрашивала студентов, как они видят свое будущее с точки зрения рынка, выбора профессии и так далее. Похожая на нашу история: пока не знают, не определились. Поэтому мне кажется, здесь больше схожего, чем различного.

– Нашлось ли во внеучебной деятельности студентов Ягеллонского университета что-то такое, что Вам хотелось бы внедрить в ЕАСИ?

– Внеучебная деятельность в Ягеллонском университете заключается в организации какого-то определенного количества лекций или публичных встреч с экспертами. Еще есть студенческие конкурсы. Других внеучебных мероприятий я не увидела. Но надо признать, что университет гигантский, а я работала всего лишь на одном факультете в одном институте. Хотя есть еще одна очень интересная штука, о которой мне рассказали студенты – весенние ювеналии. За две-три недели до сессии студентам всего города устраивают гигантский праздник, шествие. Ребята в карнавальных костюмах выходят на рыночную площадь Кракова, слушают концерт, веселятся. То есть это такой своеобразный фестиваль, когда студенты – главные в городе, когда они вместе и солидарны друг с другом. В Екатеринбурге такого нет. Но было бы классно, чтобы такой праздник был и у нас. Как мне сказали студенты, во время ювеналий они получают вдохновение и силы перед экзаменами, им это нравится.

И еще есть одна традиция: в преддверии семестра профессора Ягеллонского университета собираются в старейшем здании университета – Коллегиум Майус, выходят в город в мантиях и академических шапочках и просто идут по улицам. Нам не хватает этой публичности академического дискурса. Может быть, профессорам ЕАСИ выходить на бульвар Культуры? вместе со студентами?

То есть, было бы здорово внедрить и в Екатеринбурге интервенцию, в хорошем смысле этого слова, и профессоров, и студентов в городскую среду, в ткань района, города. 

– Какие у Вас дальнейшие планы сотрудничества с Ягеллонским университетом и, может быть, другими польскими институциями?

– Это самый прекрасный вопрос, потому что об этом мне больше всего хочется говорить. Конечно, у нас много вариантов сотрудничества.

В этом календарным году будет заключен договор между Ягеллонским университетом и Екатеринбургской академией современного искусства. Это официальный договор о сотрудничестве в двух сферах: научной и образовательной. Собственно, то, что я съездила и прочитала лекции, это уже вклад в образовательное сотрудничество. Ягеллонский университет – это очень амбициозный вуз. Между прочим, даже в УрФУ никакое из гуманитарных подразделений не имеет контактов с Ягеллонским университетом. ЕАСИ  будет иметь, я уверена в этом.

С 10 по 17 мая 2020 года к нам приедут двое профессоров из Кракова – Якуб Садовский и Эльжбета Пшибыл-Садовская, будут читать лекции в академии и различных пространствах Екатеринбурга. Приедут также студенты по обмену, и это будет проживание в семьях у наших студентов. А потом наши студенты, которые были принимающей стороной, сами поедут по обмену в Краков. Мне кажется, это самый человеческий обмен, который вообще может быть. И он очень эффективный.

Сейчас мы готовим заявку на грант в Фонд Фольксвагена. Это будет летняя научно-методическая школа, которая предполагает обучение польских и российских студентов преподавателями этих  стран. Тема летней школы – «Аудиовизуальный опыт поколений: цифровой контент, язык нарративов, барьеры коммуникации». У нас уже есть полные списки спикеров, программа исследования. Ждем решения фонда.

Следующая задача – подготовка совместных публикаций. У нас уже есть в портфеле совместных публикаций с Польшей несколько изданий, будем их продвигать.

Также я познакомилась с директором одной из краковских музыкальных школ. Она хочет приехать со своим коллективом к нам в город, давать концерты и тоже жить в семье, это очень распространенная в Европе практика. А потом принять и у себя делегацию из Екатеринбурга. Сейчас мы это обсуждаем с несколькими муниципальными учреждениями.

И еще мы обсуждаем выставку краковских художников. Они уже приезжали несколько лет назад в рамках проекта «Диалог башен», но сейчас нам важно продолжить и закрепить эти отношения.

В целом, все то, что я делаю в академии, – это и есть перспективы нашего сотрудничества с Польшей: научная, образовательная и культурная траектория. Моя цель: дружить, творить, работать вместе. Потому что дружить надо прежде всего людьми, школами, университетами, а уже потом – государствами.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры