Поиск по сайту

20 Декабря 2019

Ревитализация территорий: опыт, форматы, лайф-хаки

О первых днях II Международной научно-практической конференции «Цифровые технологии как инструмент культурной реанимации территории»


Текст: Алёна Попова Текст: Алёна Попова
Мне нравится!

В минувшую среду стартовала II Международная научно-практическая конференция «Цифровые технологии как инструмент культурной реанимации территории» – совместный проект Екатеринбургской академии современного искусства (Екатеринбург), Фонда «Культурный транзит» (Екатеринбург) и Инновационного культурного центра (Первоуральск). Специалисты в области культуры из Германии, Польши, Македонии, Туниса и разных городов России приехали на Урал для осмысления задач развития «новых» городских пространств.

Конференция проводится в рамках проекта «Визуальная экология новых территорий» с использованием гранта президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Помимо конференции, проект содержит еще два блока: фестиваль светового искусства «Не темно – 2019» и образовательную программу «Паблик-арт как ресурс для развития территории». 

«Новыми» территориями можно назвать как молодые районы, так и места с многолетней историей, переживающие кризис экономической и культурной идентичности. В качестве актуальных инструментов ревитализации этих площадок эксперты конференции предлагают рассмотреть способы застройки и освещения, событийный контент, паблик-арт программы и другие альтернативные методы, базирующиеся на цифровых технологиях.

Конференция началась 18 декабря с закрытой экскурсии для спикеров программы – художников и исследователей современного искусства. Среди приглашенных участников были арт-директор фестиваля светового искусства «SEE» Беттина Пельц, (Джерба, Тунис), куратор международных световых фестивалей Андреа Мёллер (Берлин, Германия), сокуратор Видеоархива CYLAND Media Art Lab Дарья Дафис (Санкт-Петербург), научный сотрудник Центра независимых социологических исследований Ольга Бредникова (Санкт-Петербург) и лидер образовательной программы Digital Art в школе цифровой экономики ДВФУ Екатерина Беляева (Владивосток). Сопровождали гостей проректор ЕАСИ по научной и инновационной работе Лариса Петрова и начальник научно-исследовательского отдела ЕАСИ Анастасия Егорова.



На маршруте экскурсии было две основных точки: арт-резиденция на «Шишимской горке» и жилой комплекс «WOODS». Цель мероприятия заключалась в том, чтобы увидеть «новые» территории, отдаленные от центра, понять, чем сейчас живет местное сообщество и каким образом искусство может зайти на его территорию.  Иными словами, участникам было важно оценить культурный потенциал этих пространств.

Открытая программа для всех желающих запланирована на последующие дни конференции, с 19 по 21 декабря. Первой дискуссионной платформой стал круглый стол «Масштаб – город», который состоялся вчера на площадке Школы главного архитектора SCA-LAB. Участники встречи обсудили, как на развитие культурных городских пространств должны влиять власти, горожане, девелопмент и сама культура.

Программа продолжилась в Инновационном культурном центре в Первоуральске. Здесь участников конференции приветствовали президент Фонда «Культурный транзит», основатель и куратор фестиваля светового искусства «Не темно» Евгения Никитина, заместитель генерального директора Инновационного культурного центра по развитию Наталья Тычинина и проректор Екатеринбургской академии современного искусства по научной и инновационной работе Лариса Петрова, она же стала модератором последующего пленарного заседания.

В качестве вводного слова перед началом выступлений спикеров Лариса Петрова обозначила основные принципы ЕАСИ в организации научных конференций:

 «Мы хотим демонстрировать свою социальную ответственность за территорию, за город, за регион. Мы хотим объединять бизнес, образование, науку, исполнительную и законодательную власть. Мы хотим, чтобы мы были интересны медиа. И еще один важный принцип: сайт-специфик ориентация – мы хотим говорить о насущных проблемах там, где это важно и интересно. Мы говорим о культурной «реанимации» территорий прямо на этих территориях – в Первоуральске и на Уралмаше».

Конференцию открыл доклад исполнительного директора фестиваля светового искусства «Не темно» Софьи Сол (Екатеринбург) «От бытия к со-бытию. Фестивальная жизнь в современных городских контекстах». На примере данного проекта Софья рассказала о возможностях фестивальной культуры в целом.

Концепция «Не темно» заключается в том, чтобы сделать светлее две самые длинные ночи в году – как правило, это 20-е числа декабря. С 2012 года световые инсталляции заполняют разные пространства Екатеринбурга, открывая в них новые смыслы и образы. Из камерного мероприятия «для своих» фестиваль за 8 лет вырос в узнаваемое городское событие, подкрепленное образовательной программой «Паблик-арт как ресурс для развития территории», и текущей конференцией. Вместе с развитием фестиваля развивалась его аудитория, технологические и организационные возможности, окружающая среда. Сейчас же пришло время расширить и сферу культурного воздействия – в этот раз из центра города фестиваль перемещается на окраину – на площадку горнолыжного комплекса «Уктус» и в новый жилой район «Шишимская горка». По замыслу организаторов, этот эксперимент поможет пробудить интерес к искусству у нового зрителя и раскрыть культурный потенциал спальных районов.

Преподаватель Академии изящных искусств в Гданьске Роберт Сохатски (Гданьск, Польша) в своем выступлении акцентировал внимание на важной, но не всегда очевидной миссии реанимации территорий: "Когда мы начинаем говорить о джентрификации и развитии города, необходимо подумать и о том, в чем нуждается само местное сообщество". В создании своих инсталляций Роберт ориентирован на потребности социума и вовлечении зрителей в актуальное для них взаимодействие с арт-объектом. Также, по мнению художника, искусство помогает почувствовать общество, обличить блоки между людьми или проработать политические аспекты: «Современное искусство и искусство в целом – это что-то вроде отражения происходящих социальных событий».

Лидер образовательной программы Digital Art в Школе цифровой экономики Дальневосточного федерального университета Екатерина Беляева выступила с докладом «Практики работы с сообществом и аудиторией через развитие фестиваля цифрового и технологического искусства и ограниченных во времени арт-проектов».

Екатерина на протяжении нескольких лет являлась организатором фестивалей современного цифрового и технологического искусства во Владивостоке. Среди ее работ: арт-проект «Fiat Lux!» в заброшенной школе (2014 год); арт-эксперимент «ГР2: Открытый космос» на крытой парковке ДВФУ (2015 год), фестиваль светового искусства «ПУСК» во дворце Антонио Михе – бывшем доме пионеров (2016 год), этот же фестиваль в кампусе ДВФУ на острове Русском (2017 год).

Проекты с каждым годом набирали обороты и стремительно наращивали аудитории. Однако, как отмечает спикер, хайп и успешное развитие проекта не гарантирует наличие финансовой поддержки со стороны государства или спонсоров. Из-за отсутствия денежных ресурсов в 2017 году Екатерина прекратила заниматься организацией фестивалей. Однако на примере этих кейсов ей удалось продемонстрировать силу культурных проектов в процессе ревитализации территорий: когда искусство заходит на «новую» территорию, оно дает импульс для ее реанимации. К примеру, заброшенная школа, в которой прошел «Fiat Lux!» в 2014 году, на сегодняшний день преобразована в скейт-парк – популярную культурную площадку Владивостока.

О своем проекте рассказала куратор международных световых фестивалей Андреа Мёллер (Берлин, Германия). Культурная деятельность Андреа началась с продвижения фестивалей в 2013 году в Леувардене, небольшом населенном пункте северной части Нидерландов. Изначально ее команда не могла найти поддержки со стороны общества - никто не верил, что в маленьком городе можно развить культурную среду. Однако энтузиазм, мощное арт-комьюнити и сочувствие правительства помогли команде Андреа вывести город на новый уровень. Они начали развивать Media Art фестиваль, благодаря которому многие люди переехали в Леуварден на постоянное место жительства, увеличился приток туристов, появилось широкое освещение жизни города в медиа. Таким образом искусство смогло "реанимировать" ещё одну "новую" территорию.

Стефан Александр Йовановски, световой художник, помощник директора фестиваля светового искусства «Skopje light art district» (Скопье, Македония), на примере данного фестиваля рассказал о политических нюансах в организации культурных событий. Долгое время государство отказывало художникам в предоставлении материальной поддержки на проведение «Skopje light art district», так как не видело в этом проекте практической пользы. Выигрышным решением стала интеграция ненавязчивой поддержки городской власти в медиа-освещение проекта на стадии его развития. В теле- и интернет-новостях о фестивале присутствовали фотографии мэра Скопьи и всячески демонстрировалась его доброжелательная позиция по отношению к событию.  Можно сказать, что именно благодаря социальным сетям фестиваль состоялся, а правительство, в свою очередь, повысило лояльность горожан к органам власти.

Также Стефан отметил главный плюс проведения фестивалей светового искусство в общественных местах – люди могут прикоснуться к культурной жизни города, не отрываясь от своей повседневной жизни, просто проходя поблизости.

Впереди еще два дня конференции – 20 и 21 декабря. Сегодня состоится круглый стол «Масштаб – двор» и второе пленарное заседание в Инновационном культурном центре в Первоуральске. Завтра слушателей ждет экскурсия по Уралмашу «Культурный дефицит и профицит на районе», еще одно пленарное заседание уже в Екатеринбургской академии современного искусства и открытие фестиваля «НЕ ТЕМНО». Подробная программа мероприятия доступна по ссылке: http://xn--80atdujec4e.xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/afisha/580/i271458/

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры