Поиск по сайту

24 Декабря 2019

«Мы объединились и осмыслили. Двигаемся дальше»

Об итогах II Международной научно-практической конференции «Цифровые технологии как инструмент культурной реанимации территории».


Текст и фото: Алёна Попова Текст и фото: Алёна Попова
Текст: Дмитрий Ханчин Текст: Дмитрий Ханчин
Мне нравится!

В минувшую субботу завершилась II Международная научно-практическая конференция «Цифровые технологии как инструмент культурной реанимации территории». С 18 по 21 декабря в Екатеринбурге и Первоуральске спикеры из разных городов России и стран дальнего зарубежья обсуждали проблемы культурной ревитализации территорий. Организаторами мероприятия выступили Екатеринбургская академия современного искусства, Фонд «Культурный транзит» и Инновационный культурный центр в Первоуральске.

В рамках конференции состоялось два круглых стола, три пленарных заседания и две экскурсии для спикеров по отдаленным локациям Екатеринбурга – Уралмашу, арт-резиденции на «Шишимской горке» и жилому комплексу «Woods». Конференция объединила 40 спикеров, 12 пленарных докладов, более 120 участников, 11 городов и 5 стран.

«Нам важно быть в междисциплинарном и межпрофессиональном контексте, поэтому на конференции были философы и социологи, дизайнеры и управленцы, городские активисты и культурологи, архитекторы и программисты, художники и кураторы. Участники также отличались возрастом – буквально все поколения были представлены», – прокомментировала событие проректор по научной и инновационной работе Екатеринбургской академии современного искусства Лариса Петрова.

О начале конференции мы уже рассказывали здесь и здесь. А сейчас несколько слов о заключительных днях.

В минувшую пятницу в Центре городских практик «Дом Маклецкого» прошел круглый стол «Масштаб – двор». На нем обсуждались вопросы культурной реанимации территорий на микроуровне. «Что необходимо менять локально, кто участвует в изменении этих пространств, как простой горожанин может на это повлиять», – так обозначила тематику встречи генеральный директор культурно-выставочного комплекса «Синара-Центр» Елена Теребенина. Участники круглого стола поделились своим опытом локальных преобразований общественных пространств.

«Расписать дом достаточно просто, – рассказал Андрей Колоколов, сооснователь фестиваля «Стенограффия». – Нужно согласование с администрацией и согласие 70 процентов жителей дома. Проходишь с листочком, показываешь, что собираетесь нарисовать. Бывают исключения, но в основном люди за то, чтобы дом стал красивее. С крестом (Работа Покраса Лампаса «Супрематический крест», вызвавшая минувшим летом скандал. – Прим. ред.) получилось сложнее: город немножко нагрелся. Из ситуации мы вышли, собрав рабочую группу, в которую пригласили художников, искусствоведов, представителей администрации, даже из епархии позвали отца Максима. Рассказали им, как изменится работа, что будет теперь означать, – так и пришли к консенсусу. Это был самый громкий и сложный опыт. Пока что общество не научилось гнуть пальцы и выкручивать руки, так что все проходит спокойно».

«Мы пытаемся нащупывать точки взаимодействия с горожанами, – рассказала координатор фестиваля «Стенограффия», продюсер команды SPEKTR Анна Клец. – До недавнего времени я жила в Пионерском поселке, в моем дворе рядом с детской площадкой стояли гаражи, будка – все выглядело неприглядно. Мы развесили объявления, пригласили людей. И в назначенный день все увлеченно рисовали: дети, подростки, бабушки, художники. Сейчас жители двора за эту расписанную будку прибьют любого, кто к ней притронется, потому что они причастны к ней. А мужики, живущие по соседству, уже думают над тем, чтобы следующей весной разукрасить свои гаражи. Человек очень простыми инструментами может преобразить среду вокруг себя – главное, чтобы он понял, что ответственен за территорию, на которой живет».

«Нам кажется, что мы осуществляем некоторые проекты, но на самом деле и все мы – и инициаторы фестиваля стрит-арта, и власть, и девелоперы – инструменты осуществления территории, – отметил профессор УрГАХУ Леонид Салмин. – Мы – расходный материал в этой ситуации. Как только мы это поймем, то начнем строить методологию решения локальных историй иначе. Несмотря на то, что ничего сверху нельзя насадить, нужно понять, в каком качестве то или иное место может состояться. Это тонкая работа, выполнять ее можно только методом проб, ошибок, притираний. Нужно улучшить коммуникацию. Кейс с крестом замечателен именно этим, он поставил нас перед фактом: «Ребята, научитесь разговаривать о смыслах». Представление о том, какие могут быть городские активности, у людей довольно ограниченно. Нужно множить практики».

В этот же день в Инновационном культурном центре в Первоуральске состоялось второе пленарное заседание. Докладчики не только рассказали о своих творческих проектах в качестве инструментов изменения территории, но и затронули такие важные темы, как: «Утопия цифровой урбанизации», «Искусство в контексте», «Дилеммы культурной урбанизации», «Площадка для творческого эксперимента как необходимое условие развития территорий», «Формирование сообщества художников посредством фестиваля».

Арт-директор фестиваля светового искусства SEE Беттина Пельц поделилась своим опытом разработки и курирования арт-проектов для существующего контекста и переносе готовых работ в заданный контекст: «Вопрос в том, какого рода публичные дебаты и дискуссии мы стремимся запустить. Всегда есть глобальный контекст: где мы находимся в мире, как мы хотим соотноситься с тем, что происходит в других частях света? И, конечно, нам следует глубоко погружаться в локальный контекст: в каком пространстве мы находимся, кто здесь проживает, какие привычки у тех, кто находится здесь, как мы можем работать с этими привычками и принимать их во внимание. Затем мы стараемся синхронизировать все эти активности, вопросы и аспекты и, таким образом, создать процесс. А процесс, обычно, связывает создание новых отношений, создание новых общих ресурсов и капитализацию существующих ресурсов, и позволяет развивать ответственность и отзывчивость зрителей. То есть мы оцениваем, каким образом работа перекликается с тем, что происходит в пространстве и откликается на это, и как сами люди откликаются на это пространство».

Тему актуального использования контекста в арт-производстве поддержал и профессор Томского государственного университета Дмитрий Галкин: «Смысл и утопия цифровых технологий в том, чтобы оторваться от материального мира. Так они задумывались, так они развивались, так они идеологизировались. Поэтому, если мы говорим о привязке цифровых технологий к географии, надо уметь контекстуализировать эти вещи». Но если предыдущие спикеры рассуждали о социальных, политических и экологических контекстах современного искусства, Дмитрий заговорил об экономическом: «Главный вопрос для цифровой регенерации заключается в том, чтобы интегрировать культурное производство в задачи экономики. Решать на грани дизайна, на грани емких частных инициатив задачи экономического развития: привлечение туристов, создание нового покупаемого цифрового продукта – видеоигр, например. Искусство должно интегрироваться в большой цифровой капиталистический бизнес».

Последний день конференции, 21 декабря, начался с прогулки по Уралмашу. В качестве экскурсоводов почувствовали себя сотрудницы Екатеринбургской академии современного искусства – декан, доцент и заведующий библиотечным центром – коренные жители Уралмаша. Это был искренний нарратив о культурной пустоте и густоте района, подкрепленный личными эмоциональными ассоциациями говорящих.

Заключительные пленарные доклады прозвучали уже в Екатеринбургской академии современного искусства. Слушатели конференции рассмотрели ряд примеров ревитализации отдаленных городских пространств или моногородов и интеграции цифровых арт-проектов в социальной, политической и экологической взаимосвязи, а также услышали мнения социологов по поводу общественного отклика на цифровые технологии и современное искусство. Через это наблюдение в очередной раз проявилась доказательность мощной силы влияния современного искусства на общественную жизнь городских сообществ.

Итоги конференции подвела Лариса Петрова: «Принципиально важно, что все научные события в ЕАСИ стопроцентно работают на образовательные программы вуза. Каждая конференция, круглый стол, панельная дискуссия включают технологические кейсы управления в сфере культуры, примеры выстраивания визуальной коммуникации в современном обществе, механизмы репрезентации социальных проблем в сфере культуры, тренды развития цифрового и аналогового искусства, организации событий в разных жанрах – от фестиваля до иммерсивного спектакля. Студенты и преподаватели, участвующие в конференции, получили не только дополнительные знания, а повысили насмотренность, познакомились с лучшими кейсами мировой и российской практики, установили контакты с лидерами культурных проектов. Судить о том, удалась ли конференция, можно по достигнутой цели. Целью конференции было объединение науки, искусства, бизнеса и технологий для осмысления задач комплексного развития «новых» территорий, включающего способы застройки и освещения, событийный контент, программы паблик-арта и альтернативные ресурсы культурной «реанимации» территории. Мы объединились и осмыслили. Двигаемся дальше».

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры