Поиск по сайту

06 Февраля 2020

Музеи и туристический бизнес: вместе эффективней

О круглом столе на тему сотрудничества музеев и туристической индустрии


Текст: Алёна Попова Текст: Алёна Попова
Мне нравится!

В музее «Невьянская икона» прошел круглый стол на тему: «Современный музей и туристическая индустрия. Как привлечь посетителей». Обсуждались вопросы популяризации музеев среди местных, иногородних и иностранных зрителей, а также значимость музейной деятельности для экономики России. Модератором дискуссии выступила проректор Екатеринбургской академии современного искусства по научной и исследовательской работе Лариса Петрова.

В круглом столе приняли участие экс-глава Екатеринбурга, основатель музея «Невьянская икона» Евгений Ройзман, директор Музея наивного искусства Андрей Бобрихин и вице-президент Уральского союза гидов, экскурсовод и гид-переводчик Константин Брыляков.

Лариса Петрова начала с актуализации темы взаимодействия между музеями и туристической индустрией. По её мнению, и на региональном, и на муниципальном уровнях существует значимое противоречие между огромным потенциалом для развития объектов культуры и отставанием индустрии туризма, которая могла бы помочь зрителю увидеть это культурное богатство. «Мы говорим, казалось бы, о конкретных вещах: зритель, музей, туристическая индустрия. Но на самом деле речь идет о государственных интересах. Потому что доступ к культурным благам – это указание на внимание государства к человеческому капиталу. Я бы очень хотела, чтобы наш конкретный разговор происходил на этом глобальном фоне», – отмечает Лариса Евгеньевна.

Глобальная цель сотрудничества музеев и туристической индустрии

Первым слово взял Евгений Ройзман, который определил значимость туризма в экономике России. По его словам, въездной туризм дает стране большие презентационные возможности и обеспечивает ее инвестиционную привлекательность. Внутренний туризм – это оживление внутренней экономики и воспитание патриотизма.

Также Евгений Вадимович выявил важную проблему культурной неосведомленности жителей Екатеринбурга – большинство из них не используют культурологические и исторические ресурсы города в полной мере. По его словам, в общем количестве посетителей музея «Невьянская икона» наибольшую долю составляют иностранные туристы, в особенности итальянцы, а также гости из Москвы и Санкт-Петербурга. Вероятно, похожую ситуацию можно наблюдать и других институциях Екатеринбурга и России в целом. Отсюда вытекает глобальная цель музеев, которую также сформулировал Ройзман: «Человек не может любить Родину, если он ее не знает. И невозможно любить Родину, если ты не любишь то место, где ты живешь, если ты его не понимаешь, не чувствуешь. Местный патриотизм – это очень серьезная вещь, которая позволяет самые сложные проекты осуществлять и на городском, и на межрегиональном уровнах. Когда человек патриотичен, он не будет искать, куда уехать, он будет искать возможности сделать лучше здесь. Ему будет чем гордиться, он будет твердо стоять на ногах. Это возможность отказываться от любых соблазнов и вкладывать, наконец, свою энергию, душу и сердце в родной край». Получается, что через воспитание в каждом человеке местного патриотизма, государство формирует и повышает лояльность всего общества, а музеи в этом процессе играют немаловажную роль.

На что клюют туристы?

В 2018 году 5,7 миллионов человек посетили государственный музей-заповедник Петергоф. По мнению Ларисы Евгеньевны, значительное количество посетителей обеспечила комбинация трех факторов: историческая база музея, его помпезный внешний облик и территория, предполагающая возможность для прогулки. Однако далеко не все музеи России могут предложить зрителю такой набор.

Константин Брыляков выдвинул предложение разработки тематических маршрутов, частью которых и были бы узконаправленные музеи. Таким образом, зритель будет заранее настроен на изучение конкретной тематики – к примеру, старообрядческой иконописи, которую демонстрирует музей Невьянской иконы.

Как оценивать эффективность музея и как ее повышать?

Андрей Бобрихин акцентировал внимание слушателей на том, что сейчас власть оценивает эффективность музея по количеству проданных билетов, однако это не вполне верный подход. Андрей Анатольевич настаивает на том, что при оценке влияния музея на экономику страны нужно также обращать внимание на вклад туриста во всю поездку: оплата гостиницы и общественного транспорта, оплата экскурсий по городу и так далее – власть должна понимать эффективность деятельности музея более широко.

Ну а для того, чтобы повысить популярность музейной среды, необходимо сформулировать интеллектуальный и культурный вклады конкретного музея в уникальное торговое предложение, которое туристический бизнес будет продвигать. «Нам нужно слиться в интеллектуальном экстазе», – так характеризует взаимодействие туристической индустрии и музеев Андрей Бобрихин.

Как музею привлечь посетителей?

Музеи хотят демонстрировать свое глубокое содержание, в то время как широкий зритель ищет интерактива и ярких зрелищ. Таким образом, узкоспециализированные музеи, такие как «Невьянская икона» и Музей наивного искусства, вынуждены либо рассчитывать только на конкретную аудиторию, заведомо заинтересованную в тематике музея, либо искать новые способы подачи своего продукта, которые смогут удовлетворить потребности массового зрителя. Однако Константин Брыляков остановился на отдельных универсальных инструментах привлечения посетителей: отметка музея в печатных и электронных путеводителях, развитие базы отзывов на сервисах Tripadvisor‎, Google Maps и других, а также продвижение в социальных сетях, популяризация музея среди узкоспециализированных сообществ и организация дополнительных событий на музейной площадке.

В финале дискуссии Лариса Петрова подвела итоги и выделила несколько направлений, в которых должны развиваться музеи:

– контент должен быть представлен несколькими жанрами для разных целевых аудиторий: временные экспозиции, лекции, спектакли и т.д.;

– интерактивность или геймификация экспозиции: нужны новые способы взаимодействия зрителей с выставочными проектами музея, которые подогревали бы их интерес;

– гибридизация музея: помимо основной экспозиции музей должен быть готов предоставить зрителю дополнительные блага – от сувенирной лавки до кофе-поинта;

– создание фан-сообщества музея, подпитка интереса людей, увлеченных узкой спецификой институции;

– осознанность: музей должен понимать, зачем и почему он открывает свои двери, что именно он хочет донести до зрителя.

– культурный шеринг – совместное использование несколькими музеями экспонатов, экскурсий, ресурса партнеров, а также интеграция музея в глобальные туристические маршруты.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры